Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дальневосточный тип.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
83 Кб
Скачать

5. Конфуцианский культ знания и его оппозиция в даосизме

В дальневосточно-конфуцианской культуре сложились две противоположные традиции оценки знания – конфуцианская и даосская. В господствующей традиции – конфуцианской – утвердился культ знания и образованности, культ ученых-чиновников. Неслучайно ученый – второй по значимости персонаж конфуцианского портрета после правителей-чиновников. Конфуцианские догматы утверждают:

  • “Кто бросает учиться, тот зверь”;

  • “Если благородный муж желает исправления народных нравов, он обязательно должен начать с просвещения”.

Место человека в конфуцианском обществе определялось и определяется степенью образованности: в прошлом результаты сдачи экзаменов были пропуском в чиновничий аппарат, а сегодня престижность полученного образования – важнейшее условие устройства на работу в престижном месте и высокой оплаты труда.

Известно множество исторических фактов, свидетельствующих о внимании властной элиты Китая к ученым, знанию и образованию. Люй Бу-вэй, первый советник циньского царя, содержал при дворе 3 тыс. ученых (Ш в. до н.э.). Гуань Чжун в VII в. основал Дворец наук, где ученые совместно трудились над трактатом Гуань-цзы, призванного вобрать всю мудрость Поднебесной. Большое внимание к знанию и образованности проявлено в Японии. В эпоху Мэйдзи специальная миссия изучала в течение 18 месяцев системы образования во многих странах мира. Всеобщее четырехлетнее обучение введено в Японии с 1886 г., всеобщее шестилетнее – с 1907 г. В середине Х IХ в. по уровню образованности эта страна находилась на уровне передовых стран мира: 40% грамотных среди мужского населения и 10% среди женского, тогда как в России в это время было не более 20% грамотного населения. Культ образованности – одна из причин успехов Японии в мире информатики: первый в мире проект создания общенациональной информационной системы и первая в мире концепция информационного общества созданы именно здесь.

В конфуцианском обществе родители убеждены, что основной капитал, который они могут оставить своим детям – это образование. Сегодня треть японских детей начинает учиться с трехлетнего возраста, половина – с пятилетнего. Корейские старшеклассники утверждают: “Я не учусь только тогда, когда ем и сплю.” Большое усердие в учебе проявляют китайские школьники и студенты. На японских предприятиях для взрослых действует система непрерывного образования на производстве.

Особенности традиционной конфуцианской системы образования

1. Знание отождествлялось со знанием гуманитарным.

Декларируемая цель образования – постижение принципов поведения людей: “Совершенная мудрость человека – это умение полностью постичь принципы поведения людей...” Тем самым обеспечивалось достойное управление Поднебесной. Для многих поколений китайских ученых прошлого “передача праведного пути” была смыслом их занятий.

2. Знание и благородство мыслились в единстве.

Мудрец без нравственных добродетелей – нелепость. Обучение и нравственное совершенствование – единый процесс: “Совершенный человек учится так: все, что воспринимает его слух, он откладывает в сердце, и это затем, распределившись по телу, выявляется в манерах и поведении.”

3. Основные предметы образовательных программ - ритуал и ряд предметов эстетического цикла (музыка, поэзия, каллиграфия и т.п.).

В древности (эпоха Чжоу) в школах для мальчиков из знатных семей преподавались “шесть искусств”: ритуалы, письмо, счет, музыка, стрельба из лука и езда на боевой колеснице. Предметы со временем менялись, но центральное место сохранялось за изучением ритуалов. Не было проявлено столь сильного интереса к естествознанию и техниковедению, как на Западе. Специальные профессиональные знания оставались в тени. Экспансия Запада вынудила обратиться к иным областям знания (например, в Японии европейская военная наука, медицина и ботаника стали изучаться в системе традиционного образования с XVIII в.), но и сегодня предметы эстетического цикла являются базовыми и занимают большее место, чем в европейском образовании. В средней школе Японии предметам эстетического цикла отводится не менее 6 часов в неделю.

3. Основной источник знания - трактаты древних мудрецов

  • В соответствии с установкой, согласно которой “вся мудрость уже познана и записана древними мудрецами”, требовалось знать древние тексты и уметь их толковать, комментировать. Эта установка была заявлена в первых конфуцианских трактатах и сохранялась на протяжении двух тысячелетий: “Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее”.

Ориентация в прошлое предопределила тот факт, что несмотря на опережение Китаем Европы в производстве бумаги на 10 веков, в печати наборным шрифтом – на 4 века и изготовлении первой в мире книге наборным шрифтом (буддийской сутры) – на 5 веков, Китай намного отстал от Европы в развитии книгопечатания. Для оттисков одних и тех же цитат древних мудрецов печать наборным шрифтом не требовалась.

4. Основной метод обучения - зазубривание

Этот метод является основным до сих пор. Его корни – в особенностях изучения иероглифической письменности, предполагающей зубрежку, и в подчинении традиционного конфуцианского преподавания копированию действий и мыслей учителя. Неслучайно в Японии слово “учиться” означает “подражать, копировать”.

5. Экзаменационная система проверки знаний.

Система экзаменов зародилась в древности, окончательно сложилась к VIII в. и оставалась практически неизменной до начала ХХ в. Как уже указывалось, она была пропуском в чиновники и тем самым – в достойную жизнь.

Система экзаменов включала три ступени: в главном городе провинции, в Ведомстве ритуалов и при дворе. Экзамены первой ступени устраивались один раз в три года: проверялись знания древних конфуцианских трактатов и умение писать особым стилем, подражающим древнему. Чтобы быть допущенным на первый уровень, надо было выдержать три предварительных испытания на уездном, областном и провинциальном уровнях. Соответственно пройденной ступени присваивалась степень. Последняя ступень открывала путь к самым высоким административным постам. Преимущества для допуска к экзаменам имели выпускники училищ и школ. Существовало множество ученых званий для выдержавших экзамены: “познавший каноны”, “выдающийся муж” и т.д.

Сегодня в Китае во всех классах два раза в год проводятся экзамены, каждые два месяца – зачеты. В Японии экзамены сдаются, начиная с трёхлетнего возраста, при поступлении в детский сад и затем на протяжении всей учебы и производственной деятельности.

Конфуцианская оценка знания соперничала с даосской.

Даосизм о знании и образованности

Знание, согласно даосским воззрениям, ничтожно и раздроблено. В сравнении с тьмой вещей книжник-мудрец подобен кончику волоска на конской шкуре. Книжность – ложное учение о ложных путях. Книжники-мудрецы, увлекаясь игрой слов, уводят в сторону от насущных дел. Кроме того они употребляют знание в неблаговидных целях: “Стоит родиться мудрецу – тут же появится и великий разбойник”. Мудрость достигается не образованием и книгами, а познанием собственной природы, духовным трудом. Настоящий мудрец познает не выходя из дома. Его способ познания – духовный труд. В таком подходе есть некоторое сходство с буддийской традицией, в которой истина находится “вне слов”, а ученик достигает состояния просветления собственными усилиями.

Даосское отрицание образованности нетипично для дальневосточно-конфуцианской культуры в целом. Символ конфуцианских обществ – культ образованности и учености, позволивший достичь больших успехов в образовании и информационных технологиях на исходе ХХ в.