Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Литвак М.Е.- Психотерапевтические этюды -1996.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.61 Mб
Скачать

Психология предательства

«Меня предал мой любимый ученик, моя надежда, мое буду­щее, предал в самую трудную минуту, когда я так рассчитывал на его помощь». «Меня предал лучший друг, подчиненный, муж и т.п.»

Такие или примерно такие высказывания мне довольно часто при­ходится выслушивать от моих пациентов или клиентов, которые обычно при этом находятся в депрессивном состоянии. Довольно часто они повторяют: «Как дальше жить? Кому же можно ве­рить?» Конечно, я их утешал и, как мог, лечил. Все налажива­лось, но через какой-то период они опять становились жертвами предательства. Я внутренне возмущался их «глупостью» и опять продолжал помогать.

Но только тогда, когда и меня предали, я оценил высказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга». И я решил до конца разо­браться в этом явлении, попробовать разработать меры по профи­лактике предательства, выявить особенности поведения, когда тебя уже предали, выяснить, не предавал ли ты кого-нибудь сам, описать психологический портрет предателя. Материал у меня уже накопился.

Наиболее полезна эта статья будет родителям, педагогам, со­здателям научных школ, супругам, руководителям любого ранга и благодетелям.

Во-первых, кого предают? Прочтите последнее предложение.

Во-вторых, кто предает? «Преданные» люди: любимчики (уче­ники, сотрудники, подчиненные и т.п.), и все те, в кого вы вложи­ли и душу и материальные средства. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяние, тем сильнее предательство.

Распространено предательство повсеместно. На лекциях по психологии предательства я попросил поднять руки тех, кого предавали. Поднимали руки почти все (а мои слушатели — это больные неврозами и психосоматическими заболеваниями). Прак­тически каждый испытал на себе предательство. Предавали то дети, то родители, то друг, то любимый ученик.

Так что же такое предательство? Предательство это пред­намеренное причинение вреда (материального, морального или физического) доверившемуся тебе человеку или группе людей. Предательство следует отличать от отступничества. Отступничест­во — это отказ от общения с прежде близким тебе человеком или группой людей. Вспомним, Петр трижды отрекался от Христа, но тем не менее пользуется уважением до сих пор. Иуда предал Христа только один раз, и этот поступок является эталоном предательства.

Подробно предательство описывается в «Божественной коме­дии» А. Данте. Его девять кругов ада—это фактически мораль­ный кодекс, в котором определяются наказания за те или иные грехи. В девятом круге мучаются предатели. Он разделен на четы­ре пояса. В первом поясе, который он назвал по имени Каина,

убившего своего брата Авеля, отбывают наказание предатели род­ных, во втором поясе - предатели родины и единомышленников, в третьем — предатели сотрапезников, в четвертом — предатели Учи­телей. Именно в этом поясе находятся Иуда, Брут и Кассий.

Мы, воспитанные в определенных традициях («раньше думай о Родине, а потом о себе»), можем недоумевать по поводу того, что предательство сотрапезника наказывается более сурово, чем пре­дательство родных, родины и единомышленников. Правда, нас учили предавать. Ведь идеалом для пионеров был Павлик Моро­зов (слава Богу, что сейчас из Уголовного кодекса исключены статьи об обязанности доносить на кровных родственников)! А на какую ступень возводили тех, кто предавал своих Учителей (вспомним пресловутую сессию ВАСХНИЛ, отстаивающую «учение» Лысенко, и сессию АМН СССР «защитившую» И. П. Павлова)!

Но почему же все-таки предательство сотрапезников наказыва­ется строже, чем предательство родных и родины? Здесь-то и про­является гениальность Данте. Гений отражает всегда то, что соот­ветствует Законам природы и общества, а не писаным законам, которые часто отражают невежество их авторов. Писаные законы, любил повторять Анахарсис, как паутина. Они задерживают толь­ко слабых, сильный же сквозь них всегда прорвется. Законы же обязательны для всех и не знают исключений. Так каковы же эти законы в плане отношений между людьми? Раньше появился со­трапезник, который был в то же время товарищем по охоте, со­трудником или родина? И кто ближе человеку:- сотрудник, с кото­рым он общается каждый день, или брат, который, может быть, и живет в совсем другом месте? Конечно, сотрапезник, сотрудник. Что значит для нас еда? Еда — это жизнь! Поэтому сотрапезник — это человек, помогающий нам выжить. И если я сделаю подлость человеку, у которого я ел, то я автоматически становлюсь предате­лем. Поэтому я для себя сделал правилом: не сидеть за столом с человеком, с которым нахожусь в состоянии конфронтации. И на­оборот, если случилось так, что я у кого-то был в гостях, то я против него уже никогда не выступаю. При неопределившихся отношениях с человеком я сажусь с ним за стол, чтобы потом не стать предателем.

Прав был Данте, что предательство родных считал самым лег­ким. Да и в народе говорят, что не та мать, что родила, а та, что воспитала и выкормила.

И трижды прав Данте, когда наиболее высокую кару опреде­лил предателям Учителя, ибо человек рождается организмом, а Человеком он становится благодаря Учителю. И если у тебя разно­гласия с Учителем — уйди от него, но не выступай против.

Мои научные работы связаны с проблемой судьбы. Один из основных моментов здесь — треугольник судьбы, описанный Карпманом. Если человек попал в «сценарий», то жизнь его идет по этому треугольнику, где его роли меняются. Каковы же эти роли? Это роли Преследователя, Избавителя и Жертвы. Ко мне на прием пациент или клиент приходит в роли жертвы. Возврат к счастли­вой жизни может наступить только в том случае, если он научится строить равноправные отношения с людьми. Тогда он избежит роли Преследователя и Избавителя, что с психологической точки зрения одно и то же — общение со знаком превосходства над парт­нером. Если начальник преследует подчиненного, то последний, если наберет силу, станет преследовать начальника, который из Преследователя превратится в Жертву. Судьба Избавителя анало­гична. Если родители в процессе воспитания избавляли своих де­тей от трудностей, то последние будут сидеть у них на шее, и ро­дители станут Жертвами. Из .этих рассуждений вытекает правило: не преследуй и не избавляй, и тебя никто не предаст, и ты никого не предашь.

Многие терпят издевательства над собой, надеясь, что у преда­теля проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Со­весть — функция души, а у предателя ее нет. Данте глубоко подме­тил, что «едва предательство душа свершила... вселяется тотчас ей в тело бес, и в нем остается, доколе срок для плоти не угас». Кро­ме того, ни один предатель не осознает, что он предатель. Обычно он объясняет свой поступок интересами дела. Дескать, он выступа­ет против Учителя не из желания причинить ему вред, а потому, что идеи его уже устарели, его деятельность является тормозом для дела и т.п. Предатель, для того, чтобы оправдать первое пре­дательство, совершает второе, третье и так до бесконечности, «до­коле срок для плоти не угас».

Несколько слов о личности предателя. Предатели бывают ак­тивные и пассивные. Роднит их то, что у них нет своего дела, они паразитируют и живут за счет творческих личностей. Кто бы знал об Иуде, если бы не было Иисуса Христа? Таким образом, преда­тель всегда вторичен.

Наукой установлено, что без положительных эмоций жить не­возможно. А их можно получить только в творческом труде (6 ча­стей) и в любви (1 часть). Когда же нет своего созидательного творческого труда, человек становится предателем, разрушая то, что создал другой.

Пассивным предателем можно считать Евгения Онегина. Так от скуки ухаживая за Ольгой, он провоцирует Ленского на дуэль и убивает его.

Активный предатель — Печорин. Он ухаживает за княжной Мери, неопытной девушкой, скрывая свой роман.

Итак, не хочешь стать жертвой предательства, не заводи пре­данных людей, приобрети иммунитет к восхищению. Не избавляй, но и не преследуй.

А как самому не стать предателем? Зедь предательство бывает осознанным и неосознанным. Но расплата в обоих случаях одина­кова. Порой предатель не осознает, что он предатель. Ведь когда Иуда осознал, что он предатель, он удавился.

Предательство партнера по общению обычно начинается с со­мнений. «Сомнение предательству равно»,— гласит восточная муд­рость. Я знаю одного руководителя, который никогда не берет к себе на работу сотрудников, которые в нем сомневаются. И это абсолютно правильная позиция. Ведь если я сомневаюсь в челове­ке, то, следовательно, вижу или предполагаю у него наличие та­ких черт, которые меня не устраивают. И какая разница, есть ли они на самом деле или нет, я-то веду с ним себя так, как будто они в нем есть, это постоянный источник ненужных тревог и волнений. Не лучше ли сразу отказаться от общения? Я своим слушателям всегда говорю примерно следующее: «Если вы сомневаетесь хо­дить ко мне на лекции или не ходить, то не ходите. Если в другом месте вам будет хорошо, я буду рад за вас. Но если там вам будет плохо, то ваша душа будет со мной. А потом душа приведет и тело». В свете вышесказанного ясно, что если при принятии жиз­ненно важных решений возникают сомнения, то лучше отказаться от намерения (например, строить семью с данным человеком).'

Но если уже общение началось, то доверять надо безраздельно и без сомнений. Следование этому правилу привело к тому, что сейчас врагов в ближайшем окружении у меня нет. Мне могут воз­разить, что я заблуждаюсь. Что ж, может быть! Но это лучше, чем не иметь врагов, но думать, что они есть. Ведь если я живу с чув­ством, что у меня нет врагов, то плохо мне бывает только в тот момент, когда мне делают пакость, а если я сомневаюсь в своих друзьях, то мне плохо всегда.

Я даже научился зарабатывать на своей доверчивости. Начиная какие-либо дела с новым партнером, я безраздельно ему доверяю. Тем самым на недобросовестного человека я произвожу впечатле­ние простачка, и он меня обманывает. Но ведь первое дело всегда незначительное! Так у меня образовалась «картотека» людей на­дежных и ненадежных. А это уже неплохой капитал! Кроме того, появляется возможность сотрудничать с надежными людьми, в ко­торых я уверен. И если что-то не получается, то я знаю, что все дело в обстоятельствах. В общем, как говорил Расу л Гамзатов, «не вини коня, вини дорогу».

А как в семейной жизни?

Если я считаю, что жена мне изменила или может мне изме­нить, и все продолжаю с ней жить, то кто я тогда? Как говорил В. Франкл, ревность всегда глупа. Она возникает или слишком поздно, или слишком рано. Каков же вывод? Или не ревнуй, или, если появились сомнения в верности супруга, разводись, если дальнейшее совместное проживание для тебя в этом случае невоз­можно, или сохраняй семью и не изводи и не оскорбляй партнера своими сомнениями. Л теперь я воспроизведу диалог, который у меня был с одной из моих больных.

Они: Вы зияете, меня мучает вопрос, не изменяет ли мне муж? Эта мысль не дает мне покоя.

Я: Скажите, какие у вас есть основания для такого вывода?

Она: Поздние приходы, бывает невнимателен и т. п.

Я: А зарплату он отдает?

Она: Да.

Я: Дома ночует каждый день?

Она: Да.

Я: Скажите, пожалуйста, если вы узнаете точно, что он изменяет вам, вы с ним разойдетесь?

Она: Нет.

Я: Так я вам скажу точно: он вам изменяет!

Она: Не может быть! Как вы можете знать?

Я: С ваших слов Поздние приходы, невнимательность и т. п.

Думаю, комментировать этот диалог нет нужды. А закончить статью я хочу, повторив еще1 раз восточную мудрость: «Сомнение предательству равно».

О НАСЛАЖДЕНИИ И УДОВОЛЬСТВИИ

Под удовольствием я понимаю приятное чувство, связанное с удовлетворением биологических потребностей.. Таким образом, удовольствие — это то чувство, которое объединяет нас с высшими животными. Чувством удовольствия сопровождается и акт еды и питья, и половой акт, и акт дыхания, да и акт дефекации и мочеис­пускания приносит нам большое удовлетворение. Если мы хотим его несколько усилить, нам просто нужно воздержаться от немедленного удовлетворения этой потребности.. Тогда мы сможем испытать нечто вроде радости, в некотором роде напоминающей наслаждение. Еще древние говорили, что лучшей приправой к пище является голод.

С моей точки зрения, нельзя наслаждаться, если биологическая потребность не удовлетворена. Если я очень голоден, то ем быстро. Если я давно не был с женщиной, то все действия мои поспеш­ны, и наслаждения почувствовать я не смогу. Наслаждение возни­кает после того, как биологическая потребность удовлетворена. Например, я сыт, но вдруг мне предлагают мое любимое блюдо. Я его смакую, в общем наслаждаюсь едой. Это наслаждение в неко­тором роде искусственно и свойственно только человеку, т.е. на­слаждаться едой надо учиться. Тоже самое можно отнести и к сек­су. Наслаждать им может только обученный человек, необученный получает только удовольствие.

Все это телесные наслаждения, и ограничены они нашими фи­зическими возможностями.

Но есть и духовные наслаждения. Духовных удовольствий, с моей точки зрения, нет. Я не могу получить удовольствие от про­слушивания классической музыки. Здесь только два варианта: или я наслаждаюсь, или погибаю от скуки. Таким образом, и духовно­му наслаждению надо учиться. Спектр духовных наслаждений го­раздо шире наслаждений телесных.

Духовное наслаждение я испытываю в процессе интеллектуаль­ной деятельности (обдумывание и чтение лекции, работа с больны­ми и клиентами, написание книги). Не меньшее удовольствие, а, может быть, и большее, я получаю, когда начинаю понимать глу­бину мыслей известных писателей, поэтов, философов. Знакомо мне наслаждение от музыки (но не от собственной игры, так как играю я плохо). Доставляет мне наслаждение театр, меньше живопись.

Вы, верно, заметили, что я сейчас сам дал себе характеристику. Действительно, по уровню наслаждений можно судить о развитии человека, его способностях. Ведь если я не могу чем-нибудь на­слаждаться, то я просто этим не владею, я не развит. Умение на­слаждаться расширяет наши возможности. Если я получаю на­слаждение от купания в бурном море, то никакая погода не испор­тит мне отпуска. Если я не могу ходить по горам, то не смогу насладиться видом с вершины горы. Степень наслаждения зависит от степени умения. И если я что-то умею делать, но делаю это плохо, то вместо наслаждения приобрету только муки.

Где искать наслаждения?

Легче и лучше всего в профессиональной деятельности. Но для этого надо стать профессионалом высокого класса. Если препода­ватель говорит, что испытывает большое волнение перед каждой лекцией, что она забирает у него много сил, я начинаю сомневать­ся в уровне его квалификации. Врач не должен умирать с каждым больным. Он только должен с чистой совестью сделать для боль­ного все, что можно, и тогда его работа превратится в наслажде­ние.

Для меня сейчас критерием эффективной работы является на­слаждение. Если после работы я устал и не получил наслаждения, то это значит, что и мне следует искать пути повышения ее эффек­тивности.

Важнейший признак духовных наслаждений — с ними не жалко делиться, наоборот, от того, что делишься ими, получаешь допол­нительный источник наслаждений.

И, наконец, наслаждения укрепляют здоровье и продлевают жизнь человека. Ведь при наслаждении в крови человека повышен уровень эндорфинов и алкоголя, что улучшает процессы адапта­ции. Человек, который часто наслаждается, перестает употреблять спиртные напитки и у него нет склонности к употреблению нарко­тиков.

Так давайте будем учиться наслаждаться!