Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Литвак М.Е.- Психотерапевтические этюды -1996.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.61 Mб
Скачать

Психология судьбы и скрытая агрессия

Эта небольшая работа является результатом изучения, обследо­вания и лечения 935 больных затяжными формами неврозов и поч­ти 10000 клиентов, приходивших на консультации с проблемными ситуациями в семье и на работе и прошедших психологический

тренинг по программам личностно ориентированной психотерапии. Анализ материала показал, что практически у всех обследованных в поведении наблюдались признаки скрытой агрессии против себя или партнеров по общению, имели место случаи асоциального по­ведения и латентной преступности. Исследование случаев асоци­ального поведения и латентной преступности показало, что эти факты были связаны не столько с внешними неблагоприятными обстоятельствами, сколько со структурой личности больного, кото­рая сформировалась в раннем детском возрасте под влиянием не­верного родительского воспитания.

Под скрытой агрессией я понимаю такое поведение, которое не осознается как агрессивное ни самим агрессором, ни его жертвой, вызывает эмоциональное напряжение, вначале неосознаваемое, приводящее впоследствии к болезням, асоциальному, а иногда и преступному поведению. Скрытая агрессия может быть направле­на и против себя и против партнера и наблюдается повсеместно (как на производстве, так и в личной жизни).

В мою задачу не входит подробная классификация вариантов скрытой агрессии. Укажу лишь на некоторые из них. Предложе­ние своих услуг партнеру, когда он этого не просил, чрезмерная опека детей, блокирующая их развитие, оберегание любимого уче­ника от сложной работы под предлогом заботы о нем и т. п. («избавительство»). Подбадривания типа «Не трусь!», «Возьми себя в руки!» (их истинный смысл — возвеличивание самого говоряще­го). Казалось бы, безобидные реплики типа «Вы меня неправиль­но поняли», «Я с вами категорически не согласен», «Вам давно уже пора знать, что...». Перечисление своих, пусть даже истин­ных, заслуг и достижений в присутствии неудачника. Скрытая аг­рессия прячется за иронией, подшучиваниями и «дружеской» критикой.

Проблемы судьбы достаточно широко обсуждались в психоте­рапевтической литературе. 3. Фрейд (1923) связывал судьбу с эдиповым комплексом, К. Хорни (1950)-с идеальным Я., Адлер (1986) с комплексом неполноценности, которые формировались в раннем детстве и оказывали решающее влияние на дальнейший жизненный путь человека. Берн, конкретизируя эти положения, дает технику расчета этого комплекса, под которым он понимает отношение к себе («Я»), близким («Вы»), и людям вообще («Они»). Кодируется отношение знаками «плюс» (благополучие) и «минус» (неблагополучие). Кроме этого анализируется фактор стабильности (нестабильности). От этих позиций зависит стиль жизни и жизненный план, чаще неосознаваемый, который Берн называет «сценарием». Появление минусов в личностном комплексе приводит к трудностям в общении с социальным окружением и с самим собой, что вызывает состояние постоянного часто неосоз­наваемого эмоционального напряжения. В зависимости от того, в каких параметрах имеются минусы, возникает та или иная форма эмоционального напряжения, которое в последующем определяет те или иные поведенческие стереотипы в конфликтных и кризис­ных ситуациях.

Личность, находящаяся в «сценарии», теряет возможность спонтанного развития, а жизненный путь определяется не требова­ниями действительности, а этим «сценарием». Однако Берн не учел еще одной важной позиции — «ТРУД», а также не дал конк­ретных описаний малоадаптивных личностных комплексов.

Человек в жизненных ситуациях с партнерами находится в тре­угольнике Карпмана «Преследователь — Избавитель — Жертва». За помощью к врачу он обращается в роли жертвы. Данные собст­венных исследований позволили мне описать малоадаптивные лич­ностные комплексы, носители которых были или жертвами скры­той агрессии, или у них самих наблюдались ее признаки. Интерес­но заметить, что при неблагоприятных обстоятельствах иногда наблюдается довольно длительная компенсация. Резкое ухудше­ние наступает тогда, когда обстоятельства начинают благоприятст­вовать (как это было у Кадруса в романе «Граф Монте-Кристо», когда ему достался крупный алмаз), ибо человек уже находится в «треугольнике судьбы».

Анализ моего материала показал, что благополучной может быть жизнь только у человека, у которого во всех четырех позици­ях знак «плюс», ибо, как писал Аристотель, «нравственный чело­век четырехуголен». Такая структура личности бывает у детей и сохраняется у взрослых при правильном воспитании в течение всей жизни, которая наполнена творческой работой, а поведение по отношению ко всем людям благожелательное. Появление мину­са хотя бы в одной из позиций гипертрофирует позитивное содер­жание других.

Сочетание плюсов и минусов определяет личностный комплекс, который можно рассматривать как формулу характера. В дальней­шем я называю его социогеном. Если биоген определяет фенотип человека, то социоген — его судьбу. Когда человек с неблагополуч­ным социогеном выходит из-под опеки, он или находит аналогич­ную среду, или сам ее создает, но уже старается быть или «пресле­дователем» или «избавителем». Именно «избавители» и являются скрытыми агрессорами. Зная структура социогена (в нашем Цент­ре разработана экспресс-диагностика) можно рассчитать судьбу человека, форму скрытой агрессии, время ее возникновения и обстоятельства, при которых будут наблюдаться асоциальное поведе­ние, преступные действия или болезнь.

Рамки статьи не позволяют описать все малоадаптивные лично­стные комплексы, поэтому я расскажу коротко об основных из них. Описание остальных дано в моей книге «Алгоритм удачи».

Комплекс «высокомерный творец» («Я+, ВЫ-, ОНИ+, ТРУД+»).

Характерной особенностью таких людей является то, что у них наблюдается негативное, часто неосознаваемое отношение к лицам своего ближайшего окружения, которых они оценивают как небла­гополучных («Разве это жена? Ну что это за дети? Это не коллек­тив, а какой-то серпентарий, пауки в одной банке! и т. д.»). Эти люди отличаются неуживчивостью, конфликтностью. На новые контакты идут охотно. Сугубо деловые отношения с партнером мо­гут поддерживать достаточно долго, но если происходит эмоциональное сближение, быстро разочаровываются в нем. Возникает конфликт и разрыв отношений.

После нескольких циклов возникает минус в позиции «ОНИ». Их судьба, хотя нередко они достигают высокого положения, - одиночество, психосоматические заболевания или истерические формы невроза. Формы скрытой агрессии — уничижительная кри­тика, она объективно точна, и потому убийственна, стремление всех поучать, чрезмерная требовательность к партнеру (ребенку или подчиненному) якобы ради его же собственной пользы («По­том спасибо скажет»), предъявление явно невыполнимых требова­ний, хотя и обозначенных правилами. Здесь, как и при других комплексах, возникает парадокс: чем выше интеллект, тем легче находятся недостатки, тем тоньше и острей критика, тем быстрей и тяжелей протекает конфликт.

Комплекс «творческий снобизм» («Я+, ВЫ+, ОНИ-, ТРУД+»).

Люди с данным комплексом имеют довольно узкий круг близ­ких людей, с которыми у них были довольно глубокие эмоцио­нальные связи и достаточно интенсивные эмоциональные контак­ты. Отсутствие широкого круга общения компенсируется широтой духовных интересов и увлеченностью работой, в которой достига­ются значительные успехи. Трудность в установлении новых кон­тактов приводит к тому, что они нередко попадают в зависимость от своих друзей, которые их довольно часто неосознанно эксплуа­тируют, зная их уступчивость и обязательность. У жертв скрытой агрессии в кризисных ситуациях, когда лопается терпение, неожи­данно для всех возникают вспышки гнева, а у подростков эхо со­провождается еще и хулиганскими поступками. Как говорится, «в тихом болоте черти водятся». Из-за выраженных перегрузок они могут заболеть в самое ответственное время, что отрицательно скажется на деле, ибо специалисты они всегда превосходные. Здесь тоже наблюдается скрытая агрессия, так как близкие попадают при этом в весьма затруднительное положение.

Комплекс «высокомерный бездельник» («Я+, ВЫ-, ОНИ+, ТРУД-»).

Люди по характеру межличностных отношений напоминают «высокомерных творцов». Отличием этого комплекса от двух предыдущих является определенная асоциальность, если не в по­ступках, то в намерениях. Их жизненная траектория напоминает таковую у «высокомерных творцов», но происходит все это на бо­лее низком социальном уровне. Компенсаторные механизмы здесь — склонность к накопительству, сомнительный в моральном плане образ жизни, иногда гиперсексуальность. В детстве они подверга­ются преследованиям не только со стороны родителей, но со сто­роны сверстников и старших братьев и сестер. Личная неустроен­ность у них наиболее выражена. Крайний, неосознаваемый эго­изм, как форма скрытой агрессии, приводил к многочисленным конфликтам. Работу они выбирают такую, которая не требовала бы больших усилий, но с высоким заработком (продавец, офици­ант и т.п.), что довольно часто приводит их к столкновениям с законом. Уровень образования у этой группы самый низкий. К дальнейшей учебе люди с этим комплексом не стремятся, тем бо­лее, что довольно часто достигают неплохого материального благо­получия.

Комплекс «гадкий утенок» («Я-, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+»).

Эти люди гонимы в своей микросоциосреде (или чувствуют себя гонимыми). В межличностных контактах ведут себя робко, неуверенно, стараясь найти себе покровителя, который вел бы их по жизни. Всегда благодарны за знаки внимания, субъективно стремятся к бесконфликтным отношениям. Они чрезмерно уступ­чивы, зачастую оказываются в роли «козлов отпущения». Когда наступает разрыв с кем-нибудь из близких, вину берут на себя. Их не покидает чувство пессимизма и подавленности. И лишь в про­цессе труда они забывают о своей личной неустроенности.

Частое повторение циклов, в которых надежда сменяется разо­чарованием, определяет тенденцию к появлению минуса в позиции «ВЫ», и «гадкие утята» перестают активно искать партнеров. Очевидно, что они жертвы как явной, так и скрытой агрессии со стороны окружающих. Часто не осознавая своих выдающихся как физических, так и интеллектуальных качеств, они ведут жизнь «золушек». Если это женщины, то их судьба — муж-алкоголик или импотент, которых они никогда не бросают, если мужчина — то жена-истеричка, которую он оправдывает тем, что не смог создать ей условий для нормальной жизни. Только специальный анализ в та­ких случаях позволяет найти скрытую агрессию и с их стороны. Попустительское отношение к близким приводит к тому, что муж-ал­коголик не начинает лечение, а жена-истеричка теряет всякие тормоза. Но особенно трагичной становится жизнь «золушки», если ей неожиданно везет, и она выходит замуж за «принца». Тогда вме­сто однокомнатной неизолированной квартиры она убирает трех­комнатную, а еще дача, машина! Нанять прислугу невозможно, ибо она убирает после прислуги. На себя у нее нет времени. Когда у мужа намечается важный прием, где он должен быть с женой, оказывается, что она не может с ним пойти, так как у нее нет соответствующего туалета. Часто у нее неожиданно возникает тя­желое заболевание. Муж оказывается в роли женатого холостяка, становится жертвой скрытой агрессии и чувствует себя тираном, хотя неоднократно настаивал на том, чтобы она больше1 внимания уделяла себе и выделял для этого необходимые средства.

Комплекс «Евгений Онегин» (Я+, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД-).

А. С. Пушкин очень точно описывает структуру и судьбу людей с этим комплексом. Им «труд упорный тошен», и из труда не вы­ходит ничего. Сами они жертвы попустительского воспитания, ко­торое тоже можно считать вариантом скрытой агрессии. Не полу­чая удовлетворения в творческом труде и обладая хорошими спо­собностями и физическими данными, эти люди основные свои усилия направляют на поиск наслаждения, что является грубым нарушением эмоциональной диеты. (М. Е. Литвак, 1993).

Частая смена партнеров по наслаждению приводит к тому, что они вольно или невольно становятся агрессорами по отношению к ним. «Я сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас», т.е. у них довольно быстро в комплексе появляется минус в пози­ции «ВЫ», который делает смену партнеров неизбежной, до тех пор пока не появится минус в позиции «ОНИ», и «евгении Онеги­ны» почувствуют себя одинокими. Развивается депрессия, неред­ко заканчивающаяся самоубийством. А. С. Пушкин точно описал агрессию данных личностей. Так, Онегин пишет Татьяне:

Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я...».

Видим мы «Евгениев Онегиных» и среди алкоголиков. Здесь убеждать в наличии агрессивного поведения нет необходимости.

Комплекс «раболепствующих тиранов» («Я+, ВЫ-, ОНИ + , ТРУД-»/«Я-, ВЫ+, ОНИ-, ТРУД+»).

Это лица с нестабильным личностным комплексом. Люди с этим комплексом в одних ситуациях ведут себя как «высокомер­ные творцы» («Я+ , ВЫ-»), в других случаях как «гадкие утята» («Я-, ВЫ+). Все зависит от их оценки ситуации и людей, оцен­ки, часто неосознаваемой. Их жизнь можно представить как ка­рабканье вверх по гладкому столбу. На вершине столба те, к кото­рым они стремятся, но гак как они часто скатываются вниз, то практически общаются с теми, кого презирают. Такое свое положе­ние они считают временным, хотя оно может оставаться всю жизнь. К ним подходит пословица: « Нет ничего более постоянно­го, чем временное явление». Они могут «временно» иступить в брак и прожить со своим супругом до гробовой доски, «временно» до самой пенсии работать на одном месте.

Основной эмоцией у них является тревога, которая уничтожает их самих и их близких. Они болеют психосоматическими заболе­ваниями и сидят на шее у своих близких, которых презирают. Бо­лезнь служит для них оправданием жизненных неудач. На ранних этапах у них может наблюдаться злоупотребление алкоголем, ко­торое прекращается после возникновения серьезного с их точки зрения заболевания.

В нашем Центре разработан комплекс мероприятий по борьбе со скрытой агрессией. В основе его лежит метод целенаправленно­го моделирования эмоций и сценарного перепрограммирования, что приводит к коррекции личностного малоадаптивного комплек­са. Эффективность этой работы с больными и клиентами достигает 85 процентов.