Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
социология 2.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
117.26 Кб
Скачать

Философия толпы» гюстава лебона

У Лебона идея «толпы» всегда идет параллельно с идеей «элиты». Он отмечает, что элита всегда стремилась проникнуть в тайны мыслительного процесса «толпы-массы». В «массе» проявляются бессознательные поведенческие реакции, теряется критичность мышления, поэтому «великие властители», воздействуя на толпу, способны обращаться к коллективному бессознательному и манипулировать им в своих эгоистических целях. В психологии масс ярко проявляется определенная социальная характеристика, значимость личности, элиты. .

Проблематика, разработанная Лебоном в рамках теории толпы, имеет для настоящего времени особый интерес.

В последней трети XIX в. особое внимание исследователей привлекли массовые движения. Это были революции, протестные выступления экономического, социального и политического характера, охватившие ряд европейских стран. Наиболее рельефно они дали о себе знать во Франции, поэтому не случайно именно в этой стране возникли концепции, в центре которых находился анализ поведения больших групп людей — «массы», «толпы». Именно этой проблеме и посвятил в значительной части свои работы Лебон.

По его мнению, «толпа», или «масса» — это большая группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых следовать куда угодно за своим лидером. Совладать с ней не может никакая рациональная сила. Ход мыслей каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. В толпе человек теряет свое индивидуальное мышление, заражаясь этим общим настроением. Он превращается из простого человека в «человека толпы». И индивид теряет чувство реальности и оказывается подверженным влиянию лидера значительно сильнее, чем в обычных условиях. Причем чем дольше по времени человек находится в толпе, тем больше он теряет себя, подвергаясь влиянию и толпы, и лидера, и тем слабее у него становится чувство реальности.

Мыслитель делил толпу на однородную и разнородную. Разновидностями первой являются, по его мнению, классы, касты, секты, второй — парламентские собрания, уличные толпы и др. В любом случае толпа для него — разрушительная, иррациональная, бессознательная сила, ее поведение регулируется законом «духовного единства толпы».

Характеризуя толпу как группу людей, охваченных общими чувствами, стремлениями и настроениями, социолог выделял следующие ее черты: зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, восприимчивость к внушению, предрасположенность к импульсивным действиям, готовность к бездумному следованию за лидерами, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики .

По мнению философа, деперсонализация и деиндивидуализация людей. Каковы бы они ни были, как бы ни различались, в толпе у них появляется «коллективная душа». На базе этого понятия ученый сформулировал закон «духовного единства толпы». В толпе человек превращается в некий безвольный автомат с подавленными рациональными началами, поскольку в ней всегда преобладает бессознательное. Отсюда делается вывод о том, что толпа способна как на героические поступки, так и на разрушительные действия, имеющие зачастую преступный характер. Весь вопрос в том, что ей будет «предписано» лидерами в каждой конкретной ситуации.

Философ утверждает, что наступающая эпоха будет «эрой масс». Поэтому перед социальной наукой и социальной психологией в частности встает важный вопрос — как можно более адекватно изучить поведение этих масс. Массы наступают на культурные ценности всего человечества, бывшие до этого сугубо аристокра­тическими. «Главной характерной чертой нашей эпохи, — пишет Лебон, — служит именно замена сознательной деятельности индиви­дов бессознательной деятельностью толпы» . Французский мыслитель указывает на крайне низкую степень толпы в умственном отношении, включая сюда даже собрания избранных. «Наблюдая большинство поступков толпы, мы видим, что они чаще всего служат выражением ее замечательно низкого умственного уровня».

Лебон утверждает, что крупные исторические события являются лишь видимыми следствиями невидимых перемен в мыслях людей, что управляют людьми идеи, чувства, нравы, то, что мы носим в себе. Учреждения и законы являются лишь отражением нашей души, выражением наших нужд. Они не могут изменить душу народов, так как сами из нее происходят. Совсем недавно «мнение масс не принималось в расчет, да большей частью она и не существовало» . Но теперь именно толпы подготавливают в душе своей судьбы своих наций. Уже происходить замена «божественного права королей» на «божественное право масс».

Согласно его позиции, все цивилизации создавались и оберегались маленькой горстью интеллектуальной аристократии, никогда — толпой. Сила толпы направлена лишь к разрушению. Владычество толпы всегда указывает фазу варварства. Благодаря своей исключительно разрушающей силе, толпа действует, как микробы, ускоряющие разложение ослабленного организма.

Касаясь вопроса взаимоотношения массы и элиты, Лебон делает следующее важное для элитологии замечание: все властители мира, все основатели религий или государственные люди и, в сфере более скромной, простые вожди маленьких человеческих общин всегда были бессознательными психологами, инстинктивно понимающими душу толпы. Именно благодаря этому пониманию, они и становились «властелинами толпы».

Знание психологии толпы занимает важное место в системе профессиональной подготовки субъекта власти (элиты). Однако это знание, по мнению Лебона, ему необходимо не для управления массами, так как в наше время это уже невозможно, а для того, чтобы не дать им слишком много воли над собой. Массы мало склонны к теоретическим рассуждениям, зато очень склонны к действию. Поэтому толпой нельзя руководить посредством правил, основанных на чисто теоретической справедливости, а надо отыскивать то, что может произвести на нее впечатление и увлечь ее. Вывод, к которому он приходит, звучит в духе воинствующего элитаризма: «нельзя руководить массами посредством предписаний только одного разума»

Герберт Брумер

Масса может рассматриваться как нечто, состоящее из обособленных и отчужденных индивидов, обращенных лицом к тем объектам или областям жизни, которые интересны, но сбивают с толку и которые нелегко понять и упорядочить. Объект интереса, который привлекает внимание тех, кто составляет массу, находится за пределами локальных культур и групп и, следовательно, что этот объект интереса не определяется и не объясняется в терминах представлений или правил этих локальных групп. Перед подобными объектами члены массы, как правило, испытывают замешательство и неуверенность в своих действиях. Далее, не имея возможности общаться друг с другом, разве что ограниченно и несовершенно, члены массы вынуждены действовать обособленно, как индивиды.

Общество и масса

Масса лишена черт общества или общины. Масса не толчется и не взаимодействует так, как это делает толпа. Наоборот, индивиды отделены друг от друга и неизвестны друг другу. Этот факт означает, что индивид в массе, вместо того чтобы лишаться своего самосознания, наоборот, способен довольно сильно обострить его. Вместо того чтобы действовать, откликаясь на внушения и взволнованное возбуждение со стороны тех, с кем он состоит в контакте, он действует, откликаясь на тот объект, который привлек его внимание, и на основании пробужденных им порывов.

Природа массового поведения

Чтобы пояснить природу массы и массового поведения следует привести примеры:

- участники Клондайкской лихорадки

- участники Оклахомского земельного бума

В период лихорадки каждый индивид (или в лучшем случае семья) имел собственную цель, поэтому между участниками наблюдались минимум кооперации и очень мало чувства преданности или лояльности. Каждый старался опередить другого, и каждый должен был заботиться только о себе. Как только лихорадка получает ход. налицо минимум дисциплины и никакой организации для того, чтобы установить порядок. В этих условиях легко наблюдать, как лихорадка превращается в повальное бегство или панику.

Поведение массы зависит от стремления индивида ответить на собственные нужды. Форма массового поведения выстраивается из индивидуальных линий деятельности, а не из согласованного действия. Эти индивидуальные деятельности в первую очередь выступают в форме выборов (выбор новой зубной пасты, книги, пьесы, партийной платформы, новой моды, философии или религиозных убеждений), которые являются откликом на неясные порывы и эмоции, пробуждаемые объектом массового интереса.

Когда массовое поведение организуется, например, в какое-нибудь движение, оно перестает быть массовым поведением, но становится по природе своей общественным. Вся его природа меняется, приобретая некую структуру, некую программу, некие определяющие традиции, предписанные правила, культуру.

Особую роль при рассмотрении масс Блумер отводит массовой рекламе. В рекламе обращение делается к анонимному индивиду, возбуждая его и концентрируя внимание на новые значимые символы. И хотя индивиды совершают самостоятельный выбор без конкретного участия какой-либо структуры, совпадение их выборов вокруг значимых объектов составляет основу формирования массы. Покупатели представляют собой некую разнородную группу, происходящую из многих общин и слоев общества; в качестве членов массы, однако, по причине своей анонимности они являются однородными или, по существу, одинаковыми»

В современных — городских и промышленных — условиях жизни массовое поведение вышло на первый план по росту своего масштаба и значения. Это в первую очередь обусловлено действием тех факторов, которые обособили людей от их локальных культур и локального группового окружения (миграции, перемены местожительства, газеты, кино, радио, образование). Сталкиваясь с этим миром, они были вынуждены каким-то образом приспосабливаться, исходя из совершенно самостоятельных выборов. Совпадение их выборов сделало массу могучей силой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]