Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУДНОГО ВС...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
381.95 Кб
Скачать

1.3. Основные положения теории привязанности

Для описания особенностей формирования поведения ребёнка при различных типах взаимодействия с ним матери мы будем использовать положения теории привязанности. На сегодняшний день эта теория используется очень часто именно для понимания того, как происходит развитие психики ребенка в первые месяцы жизни, и как поведение матери трансформирует психику ребенка. Эта клиническая теория выбрана нами по той причине, что именно она наиболее часто используется отечественными и зарубежными авторами для описания причин нарушения пищевого поведения у детей младенческого и раннего детского возраста (Микиртумов Б. Е. и др., 2001).

Теория привязанности была разработана Джоном Боулби (Bowlby J., 1969., Боулби Дж., 2003), в ней он интегрировал несколько теоретических подходов и исследовательских парадигм, включая системную теорию и теорию объектных отношений. Теория привязанности предполагает, что в результате эволюции у человека, как и у всех млекопитающих, сформировались специальные поведенческие программы, обеспечивающие формирование стойких эмоциональных связей (привязанности) между младенцем и ухаживающим за ним взрослым человеком, обычно матерью. Взаимодействующие ребёнок и родитель инстинктивно рассматривают друг друга как «объект привязанности», способный удовлетворить определённые потребности. Ребёнок удовлетворяет потребность взрослого в любви, демонстрируя ему свою заинтересованность в поддержании близости, а взрослый обеспечивает ребёнку чувство защищённости и безопасности, также необходимого для выживания и нормального развития ребёнка, как кормление, согревание поддержание гигиены тела.

Революционность взглядов Дж. Боулби на развитие отношений матери и ребёнка заключается именно в акцентировании внимания к безопасности как первичной потребности ребёнка, от качества удовлетворения которой зависит формирование отношения ребёнка к родителям. До Боулби психологи считали, что ребенок неизбежно привязывается к матери, потому что она кормит его и таким образом становится объектом привязанности через ассоциацию с удовольствием от еды и удовлетворения других первичных потребностей. Боулби же, напротив, считал привязанность первичной, врожденной поведенческой системой, связанной с необходимостью в защите и безопасности (Bowlby J., 1969., Ainsworth M., 1979, Боулби Дж., 2003).

Данное теоретическое положение имеет очень большое практическое значение, Боулби первым подчеркнул, что чувство любви к матери у ребёнка формируется не при удовлетворении ею его физиологических потребностей в еде, тепле, ребёнку не достаточно быть сытым и согретым, он ещё обязательно должен чувствовать себя рядом с мамой в безопасности! К сожалению, многие родители даже не задумываются об этом, считая, что ребёнок должен быть доволен и счастлив, если его «покормили, перепеленали, искупали, и положили вовремя спать», они искренне не понимают, почему при этих «нормальных» условиях их ребёнок выглядит несчастным.

Взаимная привязанность матери и ребёнка формируется в первые месяцы их общения. Новорожденный ребёнок беспомощен, но он обладает внешними признаками и врождёнными поведенческими реакциями, которые вызывают у взрослых положительные эмоции и бессознательное желание о нём заботиться. К внешним признакам, умиляющим взрослых, причём в большей степени женщин, чем мужчин, у новорожденных относятся относительно малый лицевой череп, круглые щёки, пухлые губы, относительно большие глаза, перетяжки на конечностях, пропорции тела (относительно короткие конечности, маленькие пальчики и т.д.).

Внешнюю привлекательность малыша для взрослых усиливает инстинктивное поведение ребёнка, направленное на поиск и поддержание привязанности с взрослым. В первые месяцы ребёнок привлекает к себе потенциальный объект привязанности за счёт подачи особых сигналов привязанности. К этим сигналам относят смотрение в глаза взрослому (зрительный контакт), улыбку, цепляние, сосание, вокализации (воркование, гуление, лепет и т.п.), а также плач. Очень важно отметить, что первые полгода, пока малыш сам не может добраться до мамы, он только привлекает взрослых, и никогда не демонстрирует злости, т.к. это может оттолкнуть взрослых, уменьшить их желание вступать в контакт с ребёнком. После того, как малыш научается передвигаться (ползать), его репертуар поведения привязанности пополняется ещё одной реакцией — реакцией следования, ребёнок начинает активно искать близости со значимым взрослым (матерью). Характерно, что только после того, как ребёнок научится следовать за мамой, он начинает демонстрировать не только радость от общения с ней, но и недовольство нежелательным её поведением. Более того, чем лучше мама заботится о малыше, тем раньше и чаще малыши демонстрируют ей отрицательные эмоции; именно свободное проявление отрицательных и положительных эмоций позволяет такому малышу тонко управлять поведением мамы в соответствии с его потребностями.

Поведение привязанности у ребёнка усложняется по мере созревания его центральной неровной системы, поведенческий репертуар малыша в процессе общения с взрослыми пополняется постоянно, и это определяет наличие фаз (периодов) в развитии привязанности (Табл. 2). Как только в 1,5–2 месяца уровень развития перцептивных и мнестических способностей ребёнка позволяет ему создавать и удерживать в памяти целостные образы, малыш начинает активно искать взаимодействия с взрослыми. Это проявляется в подаче сигналов привязанности (комплекс оживления, улыбка, радостное приветствие голосом, цепляние) любому взрослому, попавшему в поле зрения малыша. Дети в этом возрасте охотно идут на руки к любому взрослому человеку и участвуют во взаимодействиях (игра, кормление, купание и др.). В процессе и результате этих взаимодействий ребёнок выбирает к 6‑7 месяцам одного взрослого, который в последующем будет запечатлён ребёнком как объект первичной привязанности.

Выбор одного человека для дальнейшего запечатления в качестве приоритетного партнёра для общения можно объяснить с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения эволюционного отбора понятно, что в ситуации нападения хищников всегда больше шансов выжить у малыша, который при первых признаках опасности бежит к матери, а не теряет время, выбирая между двумя или несколькими взрослыми особями, например, между матерью и бабушкой, или отцом. Такое промедление в опасной ситуации может стоить жизни, поэтому данная форма поведения не могла закрепиться в процессе естественного отбора. Второе объяснение первичного запечатления только одного человека в качестве объекта привязанности базируется на представлении о том, что ребёнок формирует свою личность в процессе социализации, идентифицируясь с взрослым человеком и копируя его личность. Это копирование осуществляется за счёт подражания взрослому, ориентации на его оценки и реакции. Поэтому на этапе формирования личности ребёнку необходимо постоянное близкое общение именно с взрослым, чья личность станет прототипом для формирования личности ребёнка.

Таблица 2

Этапы формирования привязанности по Дж. Боулби

(Цит. по Лафренье П., 2004)

1. Допривязанность (фаза неразборчивого общения) — (от рождения до 6 недель) Ключевым моментом на этой стадии является практическое отсутствие узнавания первичного опекуна (матери). Малыш позитивно реагирует на определенный набор сигналов, независимо от того, кто является их источником. Несмотря на то, что младенцы в этом возрасте способны узнавать запах и голос своей мамы, они не выказывают ей какого-то определенного предпочтения

2. Привязанность в действиях (фаза разборчивого общения) - (2‑7 месяцев). На этой стадии малыши уже могут отличить свою маму от других взрослых и, как правило, реагируют на неё иначе, чем на незнакомых людей. Они более охотно улыбаются и что-то лепечут именно в её присутствии и очень быстро успокаиваются у неё на руках. На этой стадии малыш начинает выделять возможные варианты этих особых отношений и развивать собственные ожидания в отношении того, как воспитатель должен реагировать на определённые сигналы. Ничего не зная об объекте, малыш пока не протестует против разлучения

3. Чёткая привязанность (фаза поиска близости) — (7-24 месяца). С развитием тревоги в отношении незнакомых людей малыш вступает на стадию истинной привязанности. Основной характеристикой этой стадии является склонность малыша исследовать мир вокруг него и возвращаться на руки матери или первичного опекуна в поисках комфорта и общения, когда он испуган или огорчен. Если малыш находится в незнакомой обстановке, он резко протестует против разлучения

4. Целевое партнёрство (фаза реципрокных отношений) — (после двух лет). Когда ребёнок дорастает до 18 месяцев, протесты против разделения и поиск близости, характеризующие поведение малыша в отношении привязанности, постепенно ослабевают. Дети вступают на новую стадию отношений с воспитателем, которую Боулби называет целевым партнерством, потому что каждый партнер способен соответствовать целям другого. Родители часто интуитивно понимают, что это новое стремление к независимости их двухлетнего ребенка отражает его зависимость от них

На этапе формирования ядра личности, соответствующего 7–12 месяцам, ребёнок может копировать поведение только одного человека, если бы он за счёт подражания вёл бы себя как два разных человека, это привело бы к раздвоению его личности. Собственно, это и происходит у детей шизогенных матерей (матерей, страдающих алкоголизмом или шизофренией), демонстрирующих иногда совершенно разные варианты своего поведения. В силу важности для нормального развития ребёнка привязанности к одному человеку, его характеристики фиксируются в ЦНС путём запечатления (импринтинга). Критическим периодом для такого запечатления объекта привязанности является возраст с 7 до 9 месяцев, в этот срок признаки человека, который больше взаимодействует с ребёнком, фиксируются специальными нейронами таламуса. Эти нейроны, взаимодействуя со структурами лимбической системы, начинают влиять на эмоциональный фон и реакции ребёнка. Их активация в присутствии объекта привязанности приводит к выработке эндогенных опиоидов и определяет преобладание положительных эмоций. Наоборот, в отсутствие этого человека, ребёнку не хватает положительной стимуляции, и он испытывает дисфорию. В результате таких перестроек в нервной системе, ребенок начинает активно протестовать против разлучения с матерью (наиболее частым первичным объектом привязанности), активно ищет с ней контакта, выглядит благополучным и быстро успокаивается только в присутствии матери.

Знание закономерностей поведения привязанности для врачей и родителей крайне полезно для избегания формирования зависимости ребёнка от пустышки. Дело в том, что во втором полугодии жизни после формирования чёткой надёжной привязанности у ребёнка появляется переходный объект, на который, в восприятии ребёнка, переходит материнская функция утешения. Обычно это часто используемая игрушка, которую мама предлагает ребёнку на время, когда она вынуждена выйти в другую комнату или ненадолго уйти. Эта игрушка может быть совсем простой и некрасивой с точки зрения взрослого, но важно помнить, что чем проще образ, тем ребёнку легче его удерживать. Желательно, чтобы эта игрушка была мягкой и не очень большой, чтобы малыш мог с ней делать всё, что угодно, обладать ею так, как хотел бы обладать матерью, то есть безраздельно.

Механизм «перехода» материнской функции утешения следующий. Малыш рассматривает маму как человека, выполняющего в отношении его несколько функций: кормление, забота, игра, обеспечение безопасности, регуляция состояния, утешение, обучение и другие. Если каждый раз при расставании мама даёт малышу для утешения и отвлечения одну и ту же игрушку, то тем самым она делегирует одну из своих функций, а именно функцию утешения этому объекту. Игрушка становится для малыша символической частью мамы, которая способна выполнять данную функцию, одну самых важных функций матери. Ребёнок привязывается к этой игрушке, она становится его любимой игрушкой, с которой он предпочитает не расставаться, так как её наличие снимает у малыша напряжение и страх по тому же нейрофизиологическому механизму, что и вид матери.

На практике наши родители для утешения и отвлечения плачущего малыша традиционно предлагают ребёнку именно пустышку, и по описанному механизму она становится переходным объектом, присутствие и взаимодействие с которым помогает малышу совладать со стрессами, поднимает настроение. Если такое запечатление произошло, отучение от пустышки является психологически крайне болезненной процедурой, любые действия родителей с пустышкой (попытки выбросить её, предложения отдать «другой ляле», сообщения, что «пустышка потерялась или сломалась») означают для малыша утрату самой возможности получить утешение, горе его по этому поводу поистине безгранично. Поэтому, если мы стараемся избегать пустышки как фактора риска отказа от груди, мы должны объяснить родителям суть феномена переходного объекта и дать установку на использование именно мягкой игрушки в данном качестве. По нашему опыту, «замотивировать» родителей можно тем, что именно эта игрушка поможет им успокаивать ребёнка при кратковременных разлуках с матерью, в незнакомой ситуации, когда он начнёт спать в отдельной постели, или, например, когда отправится в садик.

После года ребёнок всё ещё ориентируется в своём поведении на объект первичной привязанности (на мать), но, общаясь с другими людьми, способен обогащать свой поведенческий репертуар. При этом ребёнок формирует вторичные привязанности к близким и родственникам (папам, бабушкам, дедушкам, воспитателям), и эти эмоциональные связи облегчают ребёнку процесс обучения у них. По мере роста и развития ребёнок всё больше удаляется от матери, он активно исследует окружающий мир, и новые привязанности позволяют малышу чувствовать себя более уверенно. Однако когда ребёнок плохо себя чувствует или испуган, он в первую очередь ищет утешения у матери, которая уже одним своим видом может вселить в ребёнка ощущение безопасности.

Таким образом, формирующаяся в младенчестве привязанность выполняет несколько жизненно важных для ребёнка функций:

  1. Наличие объекта привязанности способствует формированию у ребёнка чувства безопасности, являющегося проявлением уверенности, что взрослый человек проявит заботу о ребёнке и защитит его.

  2. Привязанность определяет наличие эмоционально значимых связей ребёнка с матерью (опекуном), качество которых инстинктивно воспринимается ребёнком как характеристика меры его безопасности.

  3. Привязанность, будучи реализованной в практическом взаимодействии с матерью, определяет формирование у ребёнка рабочих моделей (образов) себя и партнёра, схем взаимодействия с ним. Иными словами, привязанность становится системообразующим фактором в поведении ребёнка, т.к. от успешности общения с первичным объектом привязанности зависит оценка ребёнком матери, его самооценка и предпочтение тех или иных стратегий взаимодействия.

Термин «рабочая модель» является центральным понятием теории привязанности. Дж. Боулби предположил, что в процессе взаимодействия с другими людьми и с миром индивид конструирует рабочие модели важнейших аспектов этого мира, с помощью которых он воспринимает и интерпретирует разные события. Рабочую модель в концепции привязанности можно рассматривать как глубинную структуру самосознания, определяющую в последующем формирование системы отношения к себе, к миру, к отношениям окружающих.

Вслед за пониманием важности для младенца привязанности к матери, в психологии произошёл поворот к изучению качества привязанности. Первой качество привязанности стала изучать ученица Дж. Боулби Мэри Эйнсворт (Ainsworth M., 1979). Она доказала, что качество привязанности ребёнка к матери определяется характером взаимодействия матери с младенцем. От того, как мать ведёт себя с ребёнком в первый год его жизни, зависит формирование мотивационно-поведенческой системы ребёнка. Если первичный объект привязанности обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в своей защищенности, он без труда в последующем налаживает вторичные привязанности с другими людьми: со сверстниками, учителями и пр. Если же мать не удовлетворяет потребностей ребенка в любви, защищенности и безопасности, он не сможет устанавливать вторичные привязанности с другими людьми, пока эти базальные потребности не будут удовлетворены. М.Эйнсворт утверждала, что чем менее надежной является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к другим социальным контактам (Смирнова Е.О., 1995).

Для рассмотрения влияния поведения матери на качество привязанности ребёнка нам удобнее всего использовать уже описанные нами шкалы, характеризующие поведение матери, и описанные в соответствии с ними три основных типа матерей. В данном контексте можно сказать, что женщины первой группы, условно названные нами как постоянно «хорошие», формируют у своих детей по терминологии теории привязанности «надёжную безопасную привязанность», или привязанность типа «В». Матери из второй группы, чьё поведение условно может быть обозначено как «постоянно плохое» по одной или нескольким шкалам, способствуют развитию у ребёнка «избегающей небезопасной привязанности», или привязанности типа «А». Матери из третьей группы, которые с одинаковой частотой демонстрирующие желательное и нежелательное для малыша поведение, формируют у него «амбивалентную небезопасную привязанность», или привязанность типа «С».