Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История польской литературы.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
353.28 Кб
Скачать

Рекомендуемые художественные произведения

1. Г. Сенкевич «Камо грядеши».

2. Г. Сенкевич «Смотритель маяка».

3. Г. Сенкевич «Огнем и мечом».

Литература

1. Энциклопедия мировой литературы / Под редакцией С.В. Стахорского. – СПб, 2000. – 678 с.

2. Антологія польської поезії у перекладах Д. Павличка. – К.: Основи, 2001. – 583 с.

3. История зарубежной литературы XX века / Под. ред. А.С. Дмитриева. М.: Изд-во Московского университета, 1999. – 572 с.

4. Андреев Л.Г., Карельский А.В., Павлова Н.С. Зарубежная литература ХХ века. – М.: Высш. шк., 2000. – 559 с.

5. Богословский В.Н., Гражданская З.Т., Головенченко А.Ф. История зарубежной литературы ХХ века. – М.: Просвещение, 1994. – 304 с.

6. Зарубежная литература ХХ века / Под ред. В.Н. Богословского, З.Т. Гражданской. – М.: Просвещение, 1989. – 351 с.

7. Самарин Р.М. Западнославянская литература ХХ в. – М: Просвещение, 2000. – 374 с.

Практические задания и вопросы

1. Проанализируйте роман Г. Сенкевича «Камо грядеши».

Какие проблемы, рассмотренные Сенкевичем в романе являются наиболее актуальными и ХХI веке?

2. Почему «Трилогия» Сенкевича подвергалась критике со стороны его современников?

3. Познакомьтесь с рассказом Г. Сенкевича «Смотритель маяка».

Прочтите нижеприведенный пересказ рассказа, предоставьте свой вариант.

Объясните, каким образом можно проследить в рассказе разделение Сенкевичем взглядов А. Мицкевича?

МАЯК В НОЧИ

В центре рассказа «Смотритель маяка» (1881 г.) — скитания по­ляка-патриота, участника Ноябрьского восстания 1830 г. Скавиньскому (так зовут главного героя) никак не удаётся устроиться на чужбине: то людская нечестность, то разгулявшаяся стихия раз­рушают его планы. Наконец уже под старость он находит тихую и спокойную должность смотрителя маяка. Однако по нелепому стечению обстоятельств он утратил и эту, скорее всего послед­нюю, возможность обрести своё место в жизни.

Как-то раз Скавиньский прочитал в газете заметку о создании в Нью-Йорке Общества поляков-эмигрантов и решил перевести в помощь соотечественникам часть своего жалованья: всё рав­но одинокому человеку, живущему на пустынном островке при маяке, делать с деньгами нечего. Через некоторое время в знак благодарности Общество прислало ему подарок — небольшое со­брание книг, среди которых оказался «Пан Тадеуш». С первых же строк поэмы Адама Мицкевича старого поляка охватили воспо­минания об утраченной отчизне. Он не смог оторваться от чте­ния и забыл зажечь маяк на ночь. В результате разбился корабль и Скавиньский в очередной раз потерял работу...

Польская литература хх века основные предпосылки литературы хх века

В ХІХ столетии польская литература, как правило, опережала историю. Поэты и писатели брались за перо, чтобы звать соотечественников в будущее, на предстоящую борьбу, и не случайно величайшие фигуры польского романтизма – Адам Мицкевич (1798-1855), Юлиуш Словацкий (1809-1849) и Зыгмунт Красиньский (1812-1859) – объединены характерным общим определением «национальные пророки». В ХХ веке ситуация оказалась прямо противоположной. Те невероятные события, которые приобретала действительность, превосходили возможности даже самого изощренного провидца.

Свое­образным мостом из одного века в другой стало для польской культуры творчество драматурга, поэта и ху­дожника Станислава Выспяньского (1869 — 1907). В драме «Свадьба» (1901 г.) он совместил глубокое пони­мание патриотических чаяний преды­дущего столетия с их беспощадным сатирическим развенчанием.

Основой сюжета послужило реальное собы­тие — женитьба одного из знакомых автора по краковской богеме на простой крестьянке. Читатель вправе ожи­дать, что действие, по ходу которого на сцене в ритме развесёлого свадеб­ного танца появляются и исчезают ключевые, знаковые фигуры прошло­го и настоящего страны, завершится объединением присутствующих в об­щем порыве к свободе и счастью. Од­нако всё заканчивается совсем иначе. Жених-горожанин не выдерживает деревенского хлебосольства и под ко­нец пира крепко засыпает, а мальчик Ясек теряет волшебный Золотой Рог, который должен возвестить начало Великих Перемен.

Пессимизму Выспяньского сужде­но было оправдаться. В 1918 г. Поль­ша получила свободу, а в 1920 г. вы­шла победительницей из войны с Советской Россией. Но уже через не­сколько лет публицисты назвали чув­ства, охватившие соотечественников в связи с этими событиями, «радостью обретения помойки». Поэт Юли­ан Тувим написал пронзительное стихотворение о «страшных меща­нах», которые в «страшных жилищах страшно живут». В 1926 г. на фоне за­тяжного политического и экономиче­ского кризиса власть в стране пере­шла к военным. Правительственная пропаганда принялась рисовать кар­тины счастья народа в «сильном, сплочённом», готовом ко всему госу­дарстве. И лишь единицы, в том числе Витольд Гомбрович (1904 — 1969), смогли предвидеть катастрофу, кото­рой обернулось в 1939 г. соседство с гитлеровской Германией.

Ещё более противоречивой была жизнь послевоенной Польши. Осво­бождать страну от фашистской окку­пации в 1944 г. выпало Советской ар­мии, тогда как Россия сама не раз и не два покушалась на польскую свободу и независимость. В конце 40-х — на­чале 50-х гг. при поддержке Москвы в Польше установился режим «на­родной демократии». Новые власти провозглашали верность светлым традициям польской культуры. Но в действительности история нацио­нально-освободительного движения конца XVIII — XIX вв. подверглась пол­ному пересмотру: ведь главным вра­гом повстанцев-патриотов была Рос­сия. «Сомнительными» оказались даже великие «Дзяды», в третьей час­ти которых Мицкевич весьма нелест­но изображает русских.

Непросто складывались отноше­ния коммунистов с традиционно вли­ятельной в стране Католической цер­ковью, особенно после того, как в 1978 г. кардинал Кароль Войтыла вступил под именем Иоанна Павла II на папский престол. Запрет был наложен на многие страницы истории Второй мировой войны, в первую очередь на те, что касались Армии Крайовой — мощной силы некомму­нистического Сопротивления.

Что оставалось пишущему челове­ку в ситуации, когда практически все животрепещущие темы оказались «политически некорректными»? Для польской литературы второй полови­ны XX в. характерно своего рода бег­ство от неприглядной действительности, стремление создать на страницах книг свой собственный, независи­мый мир. Одни писатели, подобно Славомиру Мрожеку (родился в 1930 г.), использовали при этом при­ёмы гротеска, другие, и в первую оче­редь Станислав Лем, обратились к жанровому богатству научной фанта­стики. Описание фантастических си­туаций, внешне никак не связанных с насущными проблемами современ­ности, давало авторам определённую степень свободы, художественной и философской.