
Ограничения на аренду
Не подлежали сдаче в аренду государственные предприятия и объединения, на балансе которых находились, например, автомобильные дороги общего пользования. Тем более не подлежали выкупу арендованные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и техника, необходимые для обеспечения нормального функционирования автомобильных дорог общего пользования и выполнения работ по их содержанию.
Аналогичные ограничения вводились в сельском хозяйстве, где не подлежали сдаче в аренду:
государственные предприятия и хозяйства по воспроизводству ценных видов рыб и зональные рыбопитомники;
государственные предприятия племенного животноводства по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
• организации и предприятия ветеринарной службы;
• государственные семенные инспекции, инспектуры государственной комиссии и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур;
• сортоиспытательные станции и госсортоучастки.
Но, пожалуй, самым «интересным» является тот факт, что не подлежали сдаче в аренду предприятия и подразделения предприятий, которые осуществляли торговлю ювелирными изделиями из драгоценных металлов, алкогольными напитками, товарами народного потребления на иностранную валюту (по коммерческим и социально низким ценам), а также торговые предприятия северных территорий. Выкупу (приватизации) также не подлежало арендованное имущество предприятий и организаций спиртовой, ликеро-водочной промышленности, по производству лекарственного сырья и медицинских препаратов, связи, материально-технического обеспечения, а также зверосовхозов и звероферм.
Таким образом, были выведены из оборота одни из самых коммерчески и инвестиционно привлекательных сфер предпринимательской деятельности,. ставшие объектами первоочередной, так называемой «малой приватизации», проведенной исключительно за приватизационные чеки, т.е. фактически бесплатно. Такой способ перераспределения государственной собственности не принес ожидаемого эффекта, как все бесплатное, а сами эти сферы предпринимательской деятельность зачастую криминализировались.
С введением разграничений государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность было определено, что только соответствующие органы государственного управления имуществом обладают исключительным правом распоряжения имуществом, в том числе правом сдачи в аренду. Таким образом, государство предприняло попытку осуществлять управление арендными отношениями.
Являясь правопреемниками арендодателей по договорам аренды, заключенным ранее, органы государственного управления имуществом (а фактически - собственники имущества) стали выступать стороной по договору аренды с правом выкупа не только в части обязательств, связанных с арендой имущества, но и в части обязательств по выкупу арендованного имущества