
- •Краткое руководство к исправлению дурноезжих и порочных лошадей жданов г. С. Ст. Берейтор Придворной конюшни
- •1833 Г. С.- петербург
- •Содержание
- •Предисловие
- •I. Дурноезжая лошадь
- •II. Пороки
- •Категория дурноезжих лошадей
- •III. Лошадь, остающаяся за поводом
- •IV. Лошадь идущая через повод
- •V. Лошадь, идущая с упором на один повод
- •VI. Сваливание затылка направо или налево
- •VII. Когда лошадь виснет на поводьях
- •VIII. Запрокидывание головы
- •IX. Вскидывание или мотание головой
- •X. Валится на шенкель
- •Категория порочных лошадей
- •XI. Закидывание в стороны
- •XII. Самовольно останавливается
- •XIII. Пятится назад (самовольно осаживает)
- •XIV. Поднимается на дыбы
- •XV. Опрокидывается
- •XVI. Подхватывает
- •XVII. Приваливает
- •XVIII. Бьет задней ногой по ноге всадника
- •XIX. Хватает зубами за ногу всадника
- •XX. Ложится под всадником
- •Заключение
II. Пороки
Пороки в лошадях проявляются в самых разнообразных формах. Нравственная порча лошади имеет ту же прогрессию, как и в человеке. Начинается она всегда с малого, а кончается чем либо очень серьёзным.
Начинается обычно так: лошадь работается неправильно, вследствие чего она делается дурноезжей, затем начинается её исправление и тоже неправильно. В результате дурные привычки у лошади не уничтожаются, а принимают ещё более резкий характер, что является уже пороком. Порочная лошадь не только неудобна для службы, но и опасна для всадника. Чем более развит порок в лошади, тем она более теряет в своей ценности.
Если лошадь приобрела какой-либо порок вследствие неправильной выездки, то его не трудно удалить, если только взяться за дело исправления умело и толково. Ряд последовательных и правильных уроков заставит лошадь бросить свои дурные привычки.
Если в лошади развился какой-либо порок в следствии дурного обращения с ней, то в этом случае исправление её зависит от того, в какой степени развился в ней порок и как давно она его приобрела. Если этот порок в начальном своём развитии, то не трудно будет удалить, если же известный порок в лошади существует с давних пор и находится в полном своём развитии, то дело исправления становится уже труднее и иногда даже и невозможным.
Мне остаётся упомянуть ещё о врождённой порочности. Само уже название говорит, что врождённые пороки являются не в следствии дурной езды или дурного обращения с лошадью. Врождённая порочность бывает большей частью унаследована от родителей. Очень редко случается, чтобы от хороших родителей произошёл дурной потомок. В этих случаях, если не виноват отец или мать, то виноваты дед или бабка или даже ещё более давние предки, но причина должна существовать.
Если лошадь одержима врожденным пороком, то борьба с подобным недостатков бывает очень трудна, а во многих случаях даже невозможна. Всё зависит от того, в какой степени лошадь одержима пороком и каким именно.
Категория дурноезжих лошадей
III. Лошадь, остающаяся за поводом
Лошадь, остающейся за поводом называется та, которая не взяла должного упора на повод, а всячески избегает этого упора. При малейшем взятии повода, она тотчас же начинает отдавать, но без всякого упора на него, сильно перегибаясь в шее и затылке, неправильно отжёвывая удило. В это время рука всадника не ощущает ни малейшего упора на повод. Сиденье на лошади становится шатким и неприятным. Движения лошади утрачивают свою должную чёткость и верность.
Сидя на такой лошади, вы ощущаете, что она находится вне вашей воли, а двигается по своему произволу. Лошадь, идущая за поводом, помимо того, что неприятна для всадника, представляет ещё большее неудобство тем, что не всегда находится у него в повиновении. Она способна во всякое время оказать ему сопротивление в большей или в меньшей степени.
Теперь я укажу на некоторые способы для уничтожения вышеупомянутого зла.
Чтобы заставить такую лошадь взять повод (дать ей должный и правильный упор на удило), очень полезно заикаться с нею следующим образом.
Во время гнутья её на месте под всадником, соблюдать, чтобы постав шеи был достаточно высокий, а голова держалась бы открыто, отнюдь не позволяя ей перегибаться вниз в шее и затылке. Если в этом положении лошадь не захочет взять упор на повод и затем правильно сдать на него, правильно же отжевав удило (т.е. равномерно грызть удило), будет стараться всячески отделаться от повода, то в это время следует вытянуть её на корду вперёд.
В таком же поставе головы и шеи, т.е. достаточно высоком и открытом ездить её и преимущественно просторными аллюрами. Укороченные аллюры дают лошади большую возможность бросать повод (оставаться за поводом).
Каждый раз, когда лошадь пожелает бросить повод (остаться за поводом), не медля должно выслать её вперёд, понуждая шенкелями, хлыстом или шпорами, смотря по надобности.
Если в лошади развился выше упомянутый недостаток настолько сильно, что она слишком уже плохо идет под всадником, не смотря на принятые меры, указанные мною выше, то такую лошадь следует начать работать под развязкой.
Развязать лошадь следует в том же поставе, который указан мною выше (достаточно высокий и открытый). Верхние поводья должны быть взяты настолько, чтобы лошадь сохраняла данный ей постав и не могла бы перегибаться в шее и затылке, что она делает перед тем, когда желает бросить повод (остаться за поводом). Нижние поводья должны быть взяты настолько, чтобы дать лошади должный постав головы и шеи, а также правильный упор на удило. Правильный упор на удило может быть в том случае, если удило лежит на десне (беззубый край), а нижние поводья развязного трока идут от кольца удила к пряжкам трока по горизонтальной линии, т.о. не имея уклона ни в сторону удила, ни в сторону трока.
Между верхними и нижними поводьями должно быть всегда полное согласие, т.е. ни верхние, ни нижние не должны друг друга пересиливать в своём действии, но должны взаимодействовать, помогая друг другу. Действие этих поводьев выражается следующим образом: нижние поводья дают постав головы и шеи, а также правильный упор не удило, а верхние способствуют к сохранению как того, так и другого.
Развязав лошадь вышеупомянутым образом и пустив её на вольт, нужно следить за нею, чтобы она шла чёткой и просторной рысью.
Если будет замечено, что лошадь начинает утрачивать чёткость аллюра, т.е. треножить (захватывать одной ногой больше пространства нежели остальными) или же сбиваться на неправильна галоп, в то же время теряя всякую опору на удило, то следует её тотчас же выслать вперёд, понуждая бичом до тех пор пока она не ляжет на повод. После четырёх или пяти кругов на вольту лошадь ложится на повод.
Под развязкой лошадь работается до тех пор, пока она не примет надлежащий правильный упор на повод, Точно определить то времЯ, которое потребуется для занятий с лошадью под развязкой, довольно трудно. Всё будет зависеть от способности и старания лошади, а также многое зависит от самого обучающего. Приблизительно, при благоприятных условиях, время занятий может продолжаться от 2 недель до 1 месяца. При неблагоприятных потребуется большее время, иногда до 2 и до 3 месяцев.
Когда лошадь хорошо будет идти и держаться под развязкой, всегда в поводу, сохраняя чёткость темпа, то значат развязка выполнила свою задачу и наступила очередь всадника докончить начатое развязкой, т.е. добиться окончательного усовершенствования повода правильной ездой.
Считаю не лишним разъяснить, что значит вытянуть на корду, так как это выражение не для каждого из моих читателей понятно, а встречаться оно будет довольно часто.
Всадник, сидя на лошади, опустившись глубоко в седло, отодвинув оба шенкеля за заднюю подпругу, легко обхватывает бока лошади. При этом кисти рук он держит ровно на одинаковой высоте от холки и даёт лошади прямое и правильное постановление. Кордовой стоит прямо перед лошадью и следит как за лошадью, так и за всадником, подмечая движения лошади и требования всадника, чтобы согласно с ними оказать во время содействие кордой. Содействие это выражается тем, чтобы успеть во время натянуть корду, если лошадь самовольно начала бы осаживать или отдать, т.е. ослабить корду, что делается в то время, когда лошадь начинает правильно сдавать на повод, отжёвывая удило, или же вытянуть лошадь кордой вперед шагом или тротом.
Всадник, дав лошади правильный постав головы и шеи, охватив шенкелями бока лошади, начинает набирать оба повода ровно. Кордовой в это же время, соответственно поводу, т.е., в той же силе натягивает корду. Когда повод и корда пришли в полное согласие между собой, то лошадь должна правильно сдать на повод, не бросая его и не меняя правильного постава головы, шеи и затылка. Если же будет замечено, что лошадь, начав сдавать, остаётся за поводом, то всадник командует кордовому "на себя", а сам, набрав повод, понуждает шенкелями вперёд, Кордовой же, натянув корду, отступает от лошади задом (пятится) шаг за шагом, заставляя лошадь следовать за кордоб.
Таким образом продолжать вести лошадь до тех пор, пока она не выйдет охотно и смело на повод, сдав на него правильно. Тогда следует остановить лошадь, обласкать её, дать небольшой отдых, а затем повторить то же самое.