Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Краниодиагностика Переиздание.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
97.17 Mб
Скачать

Флюктуация ликвора

Ликвор занимает одно из основных мест в остеопатической концепции.

Флюктуация ликвора – это волнообразная пульсация ликвора в его естественной полости. “Настоящее понимание циркуляции, гибели спинномозговой жидкости находится в состоянии противоречий и сомнений. Система для понимания очень сложна, т.к. вскрыть ее означает изменить гидродинамические условия, при которых она в норме существует. Многие факторы, связанные с содержанием, колебаниями, назначением спинномозгового давления трудны для понимания, но они играют важную роль в физиологии и патологии ЦНС”- пишет в своей книге “Краниальная остеопатия” Г. Мэгоун (1966).

Спинномозговая жидкость является важнейшим из известных элементов человеческого организма. Каждый, кто способен мыслить, должен понимать, что нужно открыть путь для этой великой реки жизни и оросить погибающее от засухи поле, иначе урожай здоровья будет навсегда потерян” (Э. Стилл, 1892).

У. Сатерленд указывал на 2 важные характеристики спинномозговой жидкости:

- физическая энергия, которая оказывает на весь организм гидродинамическое воздействие;

- электрическая энергия, которая также распространяется по всему телу и имеет фазы ”плюс” и “минус“.

Эти два действия связаны с возвратно-поступательной подвижностью центральной нервной системы. Позднее исследователь Мак Вайн писал: ”Мозг совершает два типа обмена со всем остальным телом: химический и электрический. Таким образом, Сатерленд был первым, кто сказал, что существует связь энергии и биологии.

Э.Т. Стилл также считал, что мозг – нечто вроде генератора постоянного тока, который вырабатывает энергию для всего организма. Таким образом, спинномозговая жидкость – это фундаментальный вектор энергетического потенциала.

Правило артерии безусловно, но управляет именно спинномозговая жидкость” (Г. Мэгоун).

Г. Мэгоун отметил, что в организме существуют определенные пути гидродинамической системы: полые трубки нервов, полые коллагеновые волокна соединительной ткани, периваскулярные и периневральные ходы. Клинически выявлено свободное сообщение субарахноидальных пространств с тканевыми каналами организма.

Изучение У. Сатерлендом флюктуаций ликвора позволило ему заключить, что ликвор, выходя из полости черепа, распространяется по всему организму по периневральным, периваскулярным оболочкам вплоть до лимфатической системы и межклеточных пространств. Это подтверждают исследования Speransky (1944), Erlinghauser (1959) и других авторов. Современная электронная микроскопия позволила увидеть, что dura mater не монолит, а как губка с порами и ликвор идет вдоль нервов, выходя из спинного мозга и обволакивая нерв на всем протяжении до периферических участков тела.

Существенное значение единства структуры краниоспинальной полости для нормальной ликвородинамики было продемонстрировано также отечественными исследователями с помощью метода электроимпедансографии (Ю.Е. Москаленко, Т.И. Кравченко и др., 1996).

Можно также сказать, что флюктуации ликвора являются одним из важнейших составляющих краниосакрального механизма и используется как средство определения ограничения подвижности в тканях. Экспериментально было показано, что движение ликвора осуществляется по коллагеновым волокнам, входящим в состав всех соединительных тканей. Повреждение (натяжение, скручивание), возникающее на уровне соединительной ткани, нарушает свободное течение спинно-мозговой жидкости по этим волокнам, тем самым обеспечивая развитие патологии в межклеточных пространствах (нарушение дренирования) и лимфатических сосудах. Более того, флюктуации ликвора могут быть активно направлены в поврежденный участок ткани, как с диагностической, так и терапевтической целью.

Таким образом, в краниальной концепции остеопатии тканевое дыхание (ПДМ) находится в соотношении с ликвором не только на уровне черепа, но и во всем теле благодаря соединительным тканям. За счет действия электрического потенциала ликвора, меняется биохимизм клеток. С другой стороны следует отметить, что никакая ткань не имеет большего значения, чем та, что формирует четвертый желудочек, где находятся все важные физиологические центры человеческого организма, контролирующие циркуляцию, пищеварение, выведение, включая клеточное дыхание. Ликвор – это единство с лимфатической системой и всеми жидкостями организма, включая межклеточную жидкость.

Говоря о ликвородинамике, мы имеем в виду, в первую очередь, желудочковую систему головного мозга. Анатомия для остеопата не является теоретической, но, абсолютно прикладной, поэтому обратимся к анатомии желудочковой системы головного мозга.

Рис. Желудочковая система головного мозга:

1 – передний рог правого бокового желудочка; 2 – задний рог правого бокового желудочка; 3 – левый боковой желудочек; 4 – нижний рог левого бокового желудочка; 5 – межжелудочковое отверстие Монро; 6 – третий желудочек; 7 – межталамическое сращение; 8 – локализация зрительного перекреста; 9 – локализация шишковидного тела; 10 – сильвиев водопровод; 11 – четвертый желудочек; 12 – спинномозговой канал; 13 – мозжечок; 14 – мост; 15 – продолговатый мозг; 16 – спинной мозг.

Желудочки включаются в паренхиму мозга, их стенки плотно соприкасаются с веществом мозга. Еще римляне указывали на важность для человеческого организма желудочков. Гален считал, что “...желудочки - жизненно необходимая система, в ней течет белая жидкость – кровь, отмытая от нечистот...”

Боковые желудочки представлены передними и задними рогами. Два боковых желудочка соединяются с третьим желудочком отверстием (каналом) Монро. Здесь расположены хороидальные сплетения, внедряющиеся в стенки желудочков. Каждая латеральная поверхность боковых желудочков находится в тесной связи с лимбической корой и гипокампом (с риэнцефалоном или архиокортексом). Боковые желудочки ориентированы кпереди, медиально и слегка кверху. Спереди желудочки близки друг к другу, а сзади они расходятся на 3-4 см.

Третий желудочек, уплощенный в поперечном направлении, представляет собой срединную непарную полость вершиной книзу, а основанием кверху. Тесно контактирует с таламусом и серой перемычкой с каждой стороны. Спереди контактирует с терминальной пластинкой, белой комиссурой. Сверху – с мозолистым телом. Спереди и снизу – с гипоталамусом, сзади и снизу – с эпифизом. Ниже располагается Сильвиев водопровод к IV-му желудочку. Крыша III-го желудочка представлена membrana tentorium. Здесь также имеется хороидальная ткань – пластинка из 2-х листков, между которыми находятся хороидальные сплетения. Высота -3 см, ширина – 3 см, общая площадь – 9-10 см.

Четвертый желудочек следует за третим и уплощен в передне-заднем направлении. Высота его – 4 см, а ширина – 2 см.С точки зрения биомеханики полость IV-го желудочка является частью мозговой гидравлической системы, обеспечивающей коммуникацию ликвора между желудочками и периферией.

Четвертый желудочек сообщается с третим через единственный путь - Сильвиев водопровод. Отсюда очевидны причины, которые могут приводить к гидроцефалии, обусловленной механическими препятствиями на уровне IV-го желудочка или Сильвиева водопровода.

Другой важной анатомо-функциональной особенностью четвертого желудочка является его дно с многочисленными вегетативными ядрами (в т.ч., висцеро-парасимпатические и висцеро-симпатические центры). Здесь берут свое начало черепные нервы с V по XII пары. Флюктуации ликвора, градиент давления в полости IV-го желудочка стимулируют химические медиаторы и оказывают влияние на функционирование черепных нервов, вызывая различную неврологическую симптоматику.

Из полости IV-го желудочка через отверстия Люшка (foramen Luschka) и Маженди (foramen Magendi) ликвор сообщается с мозжечково-мозговой цистерной субарахноидального пространства.

Спереди дно четвертого желудочка контактирует с мостом и стволом мозга, сзади – с membrana tentorium с 2-мя листками, где располагаются хороидальные сплетения IV-го желудочка.

Говоря о взаимосвязях IV-го желудочка, интересно привести послойные связи, описанные Перлюмитером.

Поверхностный слой: мышцы шеи (трапециевидная, ременная, подзатылочные мышцы, затылочный нерв Арнольда).

Средний слой: костно-дуральный барьер (сверху - чешуя затылочной кости, снизу – атланто-затылочная мембрана, спереди – dura mater и эпидуральное пространство).

Глубокий слой: ликвор в большой цистерне, а кверху от нее – мозжечок.

Все вышеперечисленные элементы имеют клиническое значение при изменении давления в полости IV-го желудочка.

Хороидальные сплетения.

Хороидальные сплетения в желудочковой системе представляют собой бахромчатые образования, которые состоят из, содержащих сосуды выростов внутреннего листка tela choroidea. Они играют роль “химических заводов”, фильтрующих кровь, поступающую из хороидальных артерий. Кровь к хороидальным артериям подходит из передних и задних мозговых артерий. Венозный отток из хороидальных сплетений осуществляется хороидальными венами, впадающими в большую мозговую вену (v. Galeni) и далее в прямой синус, образованный раздвоением серповидной связки мозга и наметом мозжечка. Хорошее дренирование напрямую зависит и от сбалансированного натяжения мозговых оболочек. Изменение калибра прямого синуса в результате натяжения dura mater потребует повышения давления спинномозговой жидкости, а значит повышения артериального давления в хороидальных сплетениях. Однако последнее невозможно, поэтому, вследствие, венозного стаза в хороидальных венах снижается продукция ликвора. Между тем количество ликвора не изменяется, но нарушается процесс его обновления. Ликвор обновляется каждые 24 часа. У ребенка, у которого имеется замедление этого процесса, можно отметить отставание в психомоторном развитии. Такие дети к 1 году даже не сидят. Отмечается также снижение иммунитета.