Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы современной социологии.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
494.08 Кб
Скачать

Основы современной социологии

2.1. Плюрализм современной западной социологии

Современные западные социологи используют идеи и концепции социоло­гов классического периода дво­яким образом: 1) как определенный банк идей, обладающий самостоя­тельной ценностью, и 2) как идеи, которые актив­но включаются в различные разновидности современной социологии. Ее эволюция характеризуется не линей­ным, а параллельным и многомерным развитием. Важно, что этот процесс осуществлялся одновременно на трех уровнях: теоретическом, приклад­ном и эмпирическом.

2.2. Эмпирическая социология

Становление эмпирической школы в XX веке шло в противовес теоре­тическим построениям классической социологии и было связано с попытками преодоления избыточно­го теоретизирования, а также с необходимостью решения новых практических задач по управле­нию общественными процессами и разработке средств социального кон­троля и регулирования общественной жизни.

Эмпирическая социология формирова­лась как естественнонаучная ориентация в структуре социологического знания. Она адаптировала следующие постулаты позитивистского типа:

  • социаль­ные явления подчиняются законам природ­ной и социально-исторической действительности;

  • методы социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания;

  • социология должна быть свобод­ной от ценностных суждений идеологического типа.

Эмпирическая социоло­гия (особенно в 20-30-е гг.) основывалась и на собственных прин­ципах:

  • истинность научных познаний должна устанавливаться лишь на основе эмпирических процедур (верификационизм);

  • все социальные явления должны быть квантифицированы;

  • «субъективные аспекты» поведения исследовать лишь через открытое, наблюдаемое поведение.

Характерные особенности эмпирической школы:

    • выявление связей между теоретическими построениями и эмпирическими исследова­ниями;

    • поиск путей организации эмпирических ис­следований в соответствии с особенностями концептуального аппарата теории;

    • активное применение математических методов анализа данных.

    • теоретический и методологический плюрализм, снижающий эффективность социологи­ческих исследований из-за отсутствия общепринятых научных стандартов в оценке получаемых результатов.

Эмпирическая социология сформировала в своем русле два основных течения:

      • Академическое, ее задача состоит в создании систем научного знания об отдельных областях и явлениях об­щественной жизни (социология города, социология труда, со­циология СМИ и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных социологических иссле­дований.

      • Прикладное, ее задача - организация исследований, направленных на решение определенных практических задач и непосредственно связанных с выполнением функций социальной инженерии.

Первые эмпирические исследования связаны с деятельность социальных гигиенистов - Э. Чадуик (Англия), Л. Виллерме, А. Паран-Дюшатле (Франция), Р. Вирхов (Германия). Цели их исследований: восполнить недостатки официальной информации о положении городского трудящегося населения в период индустриализации и урбанизации и способствовать оздоровлению жизни неимущих слоев.

Исследования морального здоровья общества (Дж. Кей-Шаттлуорт, А .Герри, А. Вагнер) обеспечивали научную оценку морального состояния общества, и разработку решений в области социальной и культурной политики, соци­ального планирования, формирования урбанистических зон.

С 1920 по 1950 год эмпирические исследования становятся приоритет­ным направлением в американской социологии. Начало этому процессу положили представители чикагской школы (Парк, Берджесс, Томас, Смолл и др.). Базой для формирования чикагской школы стал первый в мире социологический фа­культет Чикагского университета (1892 г.), основатель и руководитель А. В. Смол.

Подготовительный период в развитии чикагской школы (1892-1915) был связан с деятельностью «большой четверки» - Смолла, Винсента, Хендерсона, Томаса. Тогда чикагская школа не имела единой исследовательской программы и четкой теоретической направленности, была связана с протестантской социально-философской традицией и традициями европейской социоло­гии. Значительное влияние на чикагскую школу (эмпирический реформизм) оказала чикагская школа философии (прагматизм Дж. Дьюи) и «отцы-основатели» американской социологии - Уорд, Самнер, Гиддингс, Росс, Кули.

Отличительные черты чикагской школы:

  • органичное соединение эмпирических исследований с теорети­ческими обобщениями;

  • выдвижение гипотез в рамках единой организо­ванной и направленной на конкретные практические цели программы.

  • широта теоретической ориентации, соединение различных подходов и методов.

«Польский кре­стьянин в Европе и Америке» У. Томаса и Ф. Знанецкого (1918-1920) - первая работа в области эмпириче­ской социологии. В ней были реализованы и ап­робированы основные идеи социологической теории Томаса, ядро которой - понятие социальной ситуации, включающее в себя три взаимосвязанных элемента: объективные условия (социальные нормы и ценности); установки индивида и группы; определение ситуации дейст­вующим лицом. Если определение ситуации индивидом не совпадает с групповыми ценностями, то возникает социаль­ная дезинтеграция, порождающая многие болезни современного общества. Определение ситуации на групповом уровне дает представление о нормах, законах, ценностях. Определение ситуации индивидом, исходя из его соб­ственных установок и нормативных (ценностных) предписаний группы, свидетельствует о его приспособляемости к ней, о степени конформности индивида. Так авторы разработали типологию личностей по характеру их приспособляемости к социальному окружению: мещанский тип (традиционные установ­ки и стереотипы); богемный (нестойкие и слабо связанные между собой установки); творческий (логически взаимосвязанные между собой уста­новки и творческие потенции, обусловливающие оптимальное определе­ние ситуации). Развитие общественной жизни и культуры определяется творческими личностями, способными к экономи­ческим, политическим и технологическим инновациям.

Одним из основателей чикагской школы - Роберт Э. Парк (1864-1944) автор «класси­ческой» социально-экологической теории. Социология, по Парку, изучает образцы коллективного поведения, форми­рующиеся в ходе эволюции общества как организма и «глубоко биологи­ческого феномена». Любой социальный организм переживает четыре стадии: экологический (пространственное, физическое взаимодействие), экономический, политический и культурный. По мере продвижения к культурному порядку усиливаются социальные связи (пространственные, экономические, политические, моральные) и общество достига­ет оптимальной «соревновательной кооперации» и «согласия»; вступает в силу формула «общество как взаимодействие». Если на макроуровне «биотические» силы проявляются в экологическом порядке, пространст­венном размещении социальных институтов, то на микроуровне «биоти­ческая» природа человека (как условие его изначальной свободы) выража­ется в способности к передвижению, в пространственном взаимодействии, миграции. Она образует экологиче­ский порядок общества. Экономический, политический и культурный по­рядок представляют собой в совокупности «организацию контроля» по­средством экономических законов, права, нравов, обычаев, словом -«согласия». Так, общество выражает себя в «контроле» и «согласии», а социальное изменение связано прежде всего с изменением моральных норм, индивидуальных установок, состояния соз­нания, «человеческой природы» в целом. Эти изменения связываются Парком с физической, пространственной, а затем и социальной мобильно­стью. Социальные перемещения, изменения социоэкономического статуса индивида стали у Парка предметом теории социальной дистанции.

Социальная экология Парка послужила теоретическим основанием исследовательской программы по изучению локальных сооб­ществ в Чикаго. Ее прикладной вариант для социологии города был раз­работан Эрнстом Берджессом (1886-1966). Он выдвинул гипотезу «концентрических зон», где описывает механизм формирования со­циально неоднородных районов в процессе роста города и так называемых локальных сообществ. Берджесс рассматривает конкурирующий и расширяющийся бизнес­центр как доминантный центр сообщества и как характерную органи­зацию образа жизни. Конкуренция - ключевое экологическое понятие - определяет, какого рода бизнес оккупирует центр и каким образом форми­руется центральный район бизнеса. Его рост воздействует на ок­ружающее пространство, называемое зоной транзита. Она разделяется такими барьерами, как транспортные артерии, организации бизнеса и индустрии, парки и бульвары, которые модифицируют гипоте­тический концентрический зональный образец. Так, окружающие озера модифицируют зональный образец Чикаго в концентрические полукружья. Население, образующее локальные сообщества в рамках зон, как и сами зоны, фокусирует социологический интерес чикагских исследователей.

Основным методом определения «зон» стало картографирование. На основании разработанной Берджессом «Карты социальных исследований города Чикаго» (1923-1924) было выделено 75 «естественных зон» и бо­лее трех тысяч локальных сообществ, которые затем исследовались мето­дами включенного наблюдения, интервью, анализа документов и подтверждались переписью населения.

Чикагская школа не противопоставляет «мягкие» и «жесткие» методы они, как правило, комбинируются и взаимодополняют друг друга. Заметный сдвиг в сторону «жестких» метрических методик наметился с приходом в чикагскую шко­лу Уильяма Ф. Огборна (1886-1959). Он разработал «теорию отставания культуры». Преобразования в материальной культуре приводят, по Ог­борну, к изменениям в других элементах культуры, однако последние от­стают от первых, поэтому общество постоянно преодолевает состояние неприспособленности к реальной ситуации. Рассматривая социальную жизнь как взаимодействие биологического организма, геогра­фического окружения и групповых процессов, Огборн вводит в этот кон­текст еще один фактор - культурное наследие и культурную переменную, обусловливающую степень духовной комфортности общества.

Влияние чикагской школы на развитие эмпири­ческой социологии сказывалось на протяже­нии 30-40-х гг., после чего инициатива перешла к Гарвардскому и Ко­лумбийскому университетам. Основные причины упадка чикагской шко­лы: уход в 1934 году ее лидера Парка, обострение разногласий относительно методов исследования; отсутствие равных Парку и Берджессу по­следователей в теории; кризис локалистских и регионалистских ориента­ции в целом в период экономической депрессии и обострения проблем общенационального значения, потребовавших новых методов исследова­ния.

В рамках чикагской школы были созданы предпосылки для возникно­вения урбанистической концепции Луиса Вирта (1897-1952), который разработал понятие городского образа жизни. Вирт воедино связал характеристики пространственной и социальной организации крупного города (большая численность, высокая концентрация, социаль­ная неоднородность населения) с характеристиками особого городского типа личности, который формируется в этих условиях. По мнению Вирта, численность, плотность и неоднородность населения находят свое выра­жение в городской культуре, которая характеризуется: преобладанием анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных кон­тактов в межличностном общении; снижением значимости территориаль­ных общностей; уменьшением роли семьи; многообразием культурных стереотипов; неустойчивостью социального статуса горожанина, повыше­нием его социальной мобильности; ослаблением влияния традиций в регу­лировании поведения личности.

В 40-50-х гг. XX века концепция урбанизма приобрела статус пара­дигмы в исследовании городских проблем в США и в странах За­падной Европы (Шомбар де Лов и Р. Ледрю (Франция), Р. Кениг (Гер­мания)). Теоретические воззрения Шомбара де Лова (1913 г. р.) сложились под воздействием чикагской школы и французских социологических тради­ций. Они укладываются в рамки урбанизма, предполагающего возмож­ность изменения социальных отношений путем изменения пространствен­ных структур с учетом потребностей разных слоев населения. В 50-60-х гг. школа Шомбара де Лова практически не имела конкурентов в об­ласти социологии города во Франции.

В 60-е г. концепция урбанизма подверглась критике, которая выражалось в том, что об­раз жизни есть функция социального положения и жизненного цикла че­ловека, а не системы поселения. С 70-х гг. на ее основе сложилась «новая городская социология», теоретиче­ский фундамент которой образуют по преимуществу структуралистские интерпретации марксизма и концепция господства Вебера. Здесь изучаются социально-террито­риальных последствий массового применения новых технологий.

Колумбийский университет.

Ведущее положение Колумбийского университета в период 40-50-х годов определялось развитием в эмпирической со­циологии ее академической ветви, хотя исходные ее предпосылки были сформулированы Дюркгеймом, Вебером и др. Главная задача социального познания в академическом направлении эм­пирической социологии усматривалась в открытии и формулировании универсальных, независимых от места и времени закономерностей пове­дения человека в социальной организации. Для сторонников структурного функционализма эта задача конкретизировалась в формулировку универсальных функциональных закономерностей или требований, призванных объяснить структурные механизмы сохранения устойчивости и стабильно­сти любой социальной системы. В гуманистически ориентированных кон­цепциях (символический интеракционизм, феноменологическая социоло­гия и др.) на первое место выдвигалась задача выяснения социально-психологической структуры социального взаимодействия, роли личности как творца' социальной реальности. В позитивистски ориентированных концепциях (концепция социального обмена) подчеркивалась решающая роль универсальных закономерностей человеческой природы для объяснения общественных отношений и структур.

В 40-е г. прикладными социальными ис­следованиями активно занимался Р. Мертон. Его деятельность на посту содиректора Бюро прикладных исследований Колумбийского уни­верситета (вместе с П. Лазарсфельдом) способствовала росту авторитета эмпирической социологии, олицетворяя собой «единство тео­рии и метода» в рамках американской социологии.

С точки зрения Поля Лазарсфельда (1901-1976), методология есть пре­жде всего деятельность, связанная с критическим анализом и оценкой ме­тодов и процедур социологического исследования, выявлением смысла и значений используемых понятий, обнаружением научного содержания со­циологических теорий. Основным критерием истинности научного знания в полном соответствии с неопозитивистской позицией у Лазарсфельда вы­ступает принцип верификации. В качестве наиболее плодотворных методов в социальных науках он выделял шка­лирование и впервые ввел па­нельный метод (впервые он его использовал при обработке результа­тов избирательной кампании 1940 года в США), разработал логические и математические основания патентно-структурйого анализа.

Усилиями Лазарсфельда и его коллег в 50-е годы оформилась тенденция к созданию математической со­циологии. Его фундамент составляют труды самого Лазарс­фельда, а также Г. Карлссона - по социальному моделированию, Г. Саймона - по созданию стратегии построения моделей в социальных науках, Б. Ф. Грина - по разработке принципов измерения установки индивида методами шкалирования, Л. Гуттмана - по разработке основных компо­нентов шкального анализа.

В Западной Европе она развивается французским социологом Робертом Будоном (1934 г. р.). В области методологии Будоном рассматриваются возможности и способы формализации эмпирических данных, построения статистически репрезентативных, математически точ­ных моделей.

Параллельно в Гарварде усилиями Элтона Мэйо (1880-1949) разра­батывалась индустриальная социология и доктрина «человеческих отно­шений» (значительный вклад в их развитии внесли «хоторнские эксперименты» (1927-1932) Мэйо в Вестерн Электрик Компани близ Чикаго). Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо показал особую роль человеческого и группового фактора. Теоретико-методологическим фундаментом индустриальной социологии послужили тейло­ризм, концепции самого Мэйо, в основу которых положен, с одной сторо­ны, взгляд на человека как на социальный организм, ориентированный и включенный в контекст группового поведения, а с другой - несовмести­мость человеческой природы с жесткой иерархией подчиненности в бюро­кратической организации, В такой проблемной ситуации руководители ор­ганизации должны ориентироваться, по Мэйо, в большей степени на лю­дей, нежели на производство продукции. Это, по его мнению, обеспечива­ет социальную удовлетворенность человека своим непосредственным трудом и в конечном счете - социальную стабильность общества. Отсюда и разработка новых средств повышения производительности труда -«паритетного управления», «гуманизации труда», «групповых решений», «просвещения служащих». Так, профсоюзы стали рассматриваться в качестве партнеров руководства в деловых отно­шениях.

На основе эмпирических материалов Мэйо соз­дал социальную философию менеджмента - отрасль технико-организационных и социальных аспектов управления общественным про­изводством, она получила интенсивное развитие в американской, и в западноевропейской эмпирической социологии.

Немецкая социологическая школа сформировалась на фундаменте структурно-функциональных подходов к социальной реальности (Парсонс, Мертон. Лазарсфельд и др.) и исходя из традиций немецкой социальной философии. Одним из ее основателей стал Роберт Кениг (1906 г. р.), издатель (с 1955 г.) «Кельнского журнала по социологии и социальной психологии», словарей по социологии и руководств по эмпирическому социоло­гическому исследованию. Его коллега Хельмут Шельский (1912-1984) организовал в Билефельде университет с кафедрой социо­логии (1966-1968 гг.). Шельский подчеркивал, что над эмпирическими ис­следованиями надстраивается общая социологическая теория, а над ней «критическая теория социального», позволяющая понять и интерпретиро­вать состояние сознания общества в конкретных условиях со­циальной реальности. В конце 70-х годов Шельский пришел к пониманию необходимости развивать не только социологию, но и социальное позна­ние в сторону «поведения и существования самого человека», включая критическую рефлексию субъекта, его нравственные качества, его дея­тельность по созданию и поддержанию социальных институтов.

В 80-90-е гг. в связи с быстрым развитием новых технологий и новых форм организации труда развивалась социология труда, и индустриальная социология (Ф. Адлер, Г. Бернард, Л, Фрайдебург, Т. Ханн, Ф. Мюллер, Р.Штольберг, X. Циммерман), где изучались социальные последствия технологических инноваций, адекватности использования профессиональных знаний и навыков рабочей силы, формированию ее профессиональной культуры. Успехи в развитии индустриальной социологии помогли промышленным предприятиям развивать спо­собность оперировать большим количеством хорошо обученных работни­ков и находить новые пути полноценного использования их профессио­нального потенциала в условиях интенсивного технологического развития.

В 80-е годы в прикладной ветви эмпирической социологии (в зависимости от методов исследования) выделились два основных направления - со­циальная инженерия и клиническая социология. Если первые, например, обобщив данные о финансовом положении компании, состоянии дел на рынке сбыта и тех­нологии производства, предлагают перестроить управленческую структу­ру, то вторые проводят психологические тренинга с менеджерами с целью переориентации их сознания.