Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая Близниной Екатерины 2012.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
220.67 Кб
Скачать

Глава 2. Доверие аудитории к программам «нтв»: фокус-групповое исследование § 2.1. Общая характеристика канала нтв как сми

Создание НТВ

НТВ – общероссийский канал, начавший вещание в 1993 году. В июне 1993 года три журналиста: Игорь Малашенко, Олег Добродеев и Евгений Киселев создали товарищеское общественное объединение «Итоги», которое с 10 октября 1993 года стало производить программы «Итоги» и «Сегодня», выходившие на Пятом канале. ТОО «Телекомпания НТВ» была зарегистрирована 14 июля 1993 года, при содействии «Мостбанка» банка «Национального» и банка «Столичного», которым принадлежали 80% акций, правда, вскоре два последних вышли из состава акционеров. Президентом и генеральным директором компании НТВ стал Игорь Малашенко. Он же придумал название для канала. По его собственным словам, эта аббревиатура не значила ничего: «НТВ не расшифровывается вообще никак. Когда-то я придумал эту аббревиатуру для нового телевидения, кто-то предложил расшифровать как «независимое», но все дружно заявили, что это безумно претенциозно. Предлагали другие варианты – «негосударственное», «наше», в результате твёрдо договорились не расшифровывать вообще никак…» [12]

Первыми программами НТВ, выходившими на Пятом канале были «Итоги», «Сегодня» и «Намедни» – информационные, даже информационно-авторские аналитические программы, каждая из которых имела большую популярность среди зрителей. В то время к НТВ присоединились такие журналисты, как Татьяна Миткова и Михаил Осокин, корреспонденты Владимир Лусканов, Владимир Ленский, Ирина Зайцева, Елена Курляндцева, Александр Герасимов, Михаил Светличный, Александр Зараелян, Александр Шашков, Алексей Бурков, Елена Масюк. На тот момент в стране существовало только две частные телепомпании 2x2 и ТВ-6, но они носили развлекательный характер, в то время как НТВ с самого начала имело общественно-политическую направленность, создало свою службу новостей и провозгласило «Новости – наша профессия». 11 ноября 1996 года указом президента Ельцина все эфирное время четвертого телевизионного канала перешло к НТВ. Вещание НТВ с января 1997 года распространилось на Западную Европу, Ближний Восток и Северную Африку. В этом же году был создан НТВ-Холдинг, объединивший НТВ, ТНТ, НТВ-Плюс (каналы «Наше кино», «Мир кино», «НТВ+ Спорт», «Детский мир», «Музыка»), Эхо Москвы, НТВ-Дизайн, НТВ-Профит, НТВ-Кино, НТВ-Интернешнл, издательский дом «Семь дней» и Бонум-1 [24]. Генеральным директором НТВ-Холдинга стал Игорь Малашенко, генеральным директором Телекомпании НТВ – Олег Добродеев, главным редактором Службы информации НТВ Владимир Кулистиков.

Дело Гусинского

В июне 2000 года основатель акционерного общества «Группа Мост» Владимир Гусинский, яляющийся также владельцем телекомпании НТВ, был задержан из-за подозрения в мошенничестве. Следствие обвинило Гусинского в том, что он вместе с некоторыми руководителями государственного предприятия «Русское видео» изъял из собственности государства имущества на сумму не менее 10 млн долларов [1]. Вскоре он был отпущен на свободу и переехал в Испанию. Однако процесс на этом не закончился. Как сообщает сайт www.agentura.ru, «дело Гусинского» продолжалось с мая 2000 года по апрель 2001. В рамках курсовой работы невозможно представить полную хронологию событий, однако, если суммировать факты, то перед нами открывается картина не просто заурядного судебного процесса, но открытой войны с НТВ как с общественно-политическим СМИ, не угодным Правительству РФ. 2 февраля 2001 года заместитель Генпрокурора Василий Колмогоров заявил в интервью испанским газетам «АБЦ» и «Эль Периодико», что «… если бы мы могли иметь такую силу, не было бы этого НТВ, мы бы закрыли ее, выключили рубильник, и все» [Там же]. Пресс-служба Генпрокуратуры попыталась объяснить, что В.Колмогорова не поняли, однако НТВ получила текст записи, где были сказаны именно эти слова.

31 марта в Москве завершился митинг в защиту свободы слова в России и телекомпании НТВ. По оценкам московской милиции, в акции приняли участие от десяти до пятнадцати тысяч человек. При этом митингующие полностью перекрыли внутреннюю сторону Бульварного кольца.

В конечном итоге Гусинский проиграл. Все его акции перешли к «Газпрому», который является собственником НТВ с 2001 года по сегодняшний день. 3 апреля 2001 года «Газпром» на собрании акционеров Телекомпании НТВ произошла смена руководства телекомпании. Генеральным директором Телекомпании НТВ стал Борис Йордан, Председателем Совета Директоров Телекомпании НТВ Альфред Кох, главным редактором Телекомпании НТВ Владимир Кулистиков. В творческом коллективе НТВ произошёл раскол. Ряд ведущих журналистов во главе с Евгением Киселёвым (Виктор Шендерович, Владимир Кара-Мурза, Михаил Осокин, Марианна Максимовская) отказались признавать решение собрания акционеров, заявляя, что финансовое давление нагнетается правительством Путина, которое часто было объектом критики НТВ. На протяжении нескольких дней они не допускали в студию НТВ представителей ОАО «Газпром-Медиа», продолжая вещание, но исключив из сетки вещания все программы, кроме информационных, а также рекламы (весь день вместо обещанных передач транслировались просто пустые коридоры и студии). 14 апреля ранним утром (в 2-3 ночи) с участием службы безопасности «Газпрома» состоялся захват НТВ. Несогласные журналисты ушли сначала на ТНТ, а потом на ТВ-6. На ТНТ, а позже на ТВ-6 перешли программы – «Сегодня» (с 3 сентября 2001 года «Сейчас»), «Итоги», «Глас народа» (с осени 2002 года – «Ничего личного»), «Итого» (с лета 2002 года «Помехи в эфире», а с осени 2002 года «Бесплатный сыр»), «Герой дня без галстука», «Один день». В январе 2002-го года по иску миноритарного акционера, пенсионного фонда «Лукойл-гарант», решением Высшего арбитражного суда было принято постановление о начале ликвидации владельца ТВ-6 – ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация». Журналисты ТВ-6 создали ТВС. 22 июня 2003 года, из-за финансовых затруднений, ТВС был ликвидирован, и частоту занял новый канал «Спорт».

НТВ сегодня

10 сентября 2001 года на канале начался новый сезон под слоганом «НТВ – Новое-Теле-Видение». Были изменены не только графическое оформление и студийные декорации, но и практически вся сетка вещания. Лицом канала стал Леонид Парфенов. Под его руководством на канале был выпущен целый ряд документальных программ, посвящённых истории России – «Намедни 1961-2003: Наша эра» (продолжение программы «Намедни 1961-1991», ставшая её полной версией), «Российская Империя», «Живой Пушкин». Его программы были отмечены премиями ТЭФИ. Однако Парфенов не долго был угоден новой власти. Некоторые его сюжеты для авторской программы «Намедни» запрещали ставить в эфир, а однажды ведущий поставил в свою программу интервью с вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева. Главный редактор НТВ Александр Герасимов, издал приказ, запрещающий ставить этот сюжет в эфир, чтобы не повлиять на процесс над российскими гражданами, подозреваемыми в этом убийстве. Парфёнов отказался выполнять указание и опубликовал текст приказа в газете «КоммерсантЪ». В руководстве сочли это нарушением корпоративной этики и 31 мая 2004 года программа «Намедни» была закрыта, а самого Парфёнова уволили с НТВ.

После того как летом 2004 года генеральным директором НТВ стал Владимир Кулистиков, из эфира сначала исчезла Татьяна Миткова (получив руководящий пост – замгендиректора по информации), чуть позже Михаила Осокина «передвинули» сначала в ночной эфир, а 12 января 2006 года стало известно, что канал вообще убирает из сетки вещания ночной выпуск новостей, несмотря на достаточно хорошие рейтинги. Михаил Осокин принял решение уйти с НТВ и продолжить работать в новостной структуре, но уже на другом канале. При Кулистикове были закрыты программы «Свобода слова», «Личный вклад», «Красная стрела». Их сменили «Программа Максимум», «Реальная политика», документальный сериал «Следствие вели…» с Леонидом Каневским, программа «Страна и мир» была переименована в «Сегодня в 22.00» и в 2005 году была закрыта. В 2012 году НТВ не продлило контракты с двумя журналистами, проработавшими на канале многие годы, Павлом Лобковым и Николаем Картозией. Вместе с ними ушел Антон Красовский.

Таким образом, НТВ сегодняшний уже мало похож на себя, каким он был прежде. В сетке вещания из информационных программ осталось только «Сегодня». На аналитичность претендуют программы «Говорим и показываем» с Леонидом Закошенским, которая на самом деле является ток-шоу, по образу и подобию «Историй всероссийского обмана», которые мы исследовали в прошлой работе, а также «Чистосердечное признание», настолько же падкое на сенсации и эксклюзив, как ушедший из вещания «Максимум». В выходные дни НТВ показывает отдельные, несериальные фильмы-разоблачения вроде «Тайный шоу-бизнес» и «Кремлевские похороны» (на примере программы передач за 13 мая). По словам телекритика, обозревателя РИА Новости Сергея Варшавчика, «НТВ целенаправленно работает на свою аудиторию – в основном, мужчин с невысоким образовательным уровнем, как правило, отсидевших или работающих не на руководящих постах в правоохранительных органах. Это, по сути дела, нишевый канал о криминалитете. И с этой точки зрения ждать, что из его эфира уйдут менты, бандиты, продажные чиновники и прочее, и прочее, можно только в том случае, если сменится концепция НТВ или его руководитель. В данном случае  – это Владимир Кулистиков» [5].

Павел Лобков в интервью, которое он дал на телеканале «Дождь», говорит, что с уходом Николая Картозии, главы дирекции праймового вещания, на НТВ увеличится влияние спецпропаганды. Именно он отвечал за такие программы, как «Центральное телевидение» и «НТВшники», которые называли едва ли не единственным глотком свободы на федеральных телеканалах [13]. В данном интервью известный журналист напрямую говорит о «закручивании гаек», которое ожидает все СМИ после победы Путина на выборах. Но не он один поднимает эту тему.

Леонид Парфенов на церемонии вручения премии Влада Листьева в 2011 году прочел речь, взбудоражившую весь журналистский цех, в которой он заявил, что российское телевидение перестало служить обществу, а занимается лишь обслуживанием власти. «Наше телевидение все изощреннее будоражит, увлекает, развлекает и смешит, но вряд ли назовешь его гражданским общественно-политическим институтом», – заявил телеведущий [19]. «За всяким политически значимым эфиром угадываются цели и задачи власти, ее настроение, отношение, ее друзья и недруги. Институционально это и не информация вовсе, а властный пиар или антипиар – чего стоит эфирная артподготовка снятия Лужкова – и, конечно, самопиар власти» [Там же].

Вернемся к Павлу Лобкову и, конкретно, к теме НТВ. В беседе с Анастасией Кириленко на «Радио Свобода», посвященной исследуемому нами фильму «Анатомия протеста», он выразил свое мнение касательно «так называемых спецпроектов». «...В отличие от прошлых фильмов, здесь более бережное обращение с фактурой. Научились «более лучше врать». В этом смысле, этот фильм гораздо более тревожен, чем предыдущие, потому что в нем достигнут определенный уровень мастерства. Если жители больших городов получают разнообразную информацию из Интернета, то люди в провинции по-прежнему верят федеральным каналам. И подобные произведения могут серьезно повлиять на имидж оппозиции. Но в первую очередь, конечно, это влияет на имидж НТВ, если на него еще можно повлиять» [10]. Павел Лобков так же отмечает растущий уровень недоверия к НТВ со стороны аудитории и даже экспертов: «Люди просто стали брезговать общаться с НТВ. Я, например, делал научно-популярные фильмы. Мне говорили: «НТВ? Нет, мы с вами общаться не будем... Человек дал интервью год назад и по другому поводу, но его слова очень хорошо подходят к какому-то определенному случаю. Это можно вынуть из архива и вставить именно в то место, которое требуется... Это всем уже, наверное, надоело, и скоро люди перестанут давать интервью этой телекомпании в принципе» [Там же].

Слова Павла Лобкова, выбранного нами в качестве эксперта в отношении темы НТВ, так как он работал в этой компании с 1993 года, являются неопровержимым доказательством того, что фильмы-расследования, фильмы-разоблачения выпускаются телекомпанией НТВ в стиле треш-документалистики, подробнее о которой речь пойдет ниже.

Треш-документалистика на канале НТВ

В структуре телевизионного контента за последние годы произошли существенные изменения. Одно из самых знаковых – возрождение интереса к экранному документу. В тотальном потоке развлечения документалистика смогла занять свое место. Очередная волна дискуссий возникла вокруг современной концепции экранного документа, сформировавшейся в последние пять лет [16]. За это время объёмы неигрового кино на главных федеральных каналах увеличились в три раза. «По самым скромным подсчётам телевидение выпускает в год не менее 500 документальных фильмов, и теперь документалистика в прайме бывает лидером показа» [15]. Документальными стали называть циклы, проекты, программы, сериалы. Но главные споры вызывает не жанровая какофония, а стилистика, в которой создаются многие документальные линейки каналов. В российский эфир массово пришел американский продукт, точнее его адаптированные клоны, а в профессиональный сленг – новое понятие для их номинации – «трэш» [16]. Как отмечает А. Качкаева, «телевизионный трэш объемен, многомерен, изобретателен, но абсурдность, эпатаж, чернуха, шокирующие подробности, неподдельный интерес к человеческим инстинктам − это философия такого жанра» [9].

История стиля трэш берет свое начало в XIX веке. Трэш ( trash ) – в переводе с английского «ерунда», «вздор», «дрянь», «помойка», «мусорка». Когда-то этим просторечным словом называли бульварную прессу типа «New York sun», которая еще в 1833 г. специализировалась на описании жизни воров, проституток, насилии и уже тогда вызывала страшный гнев общественности. В кинематограф понятие «треш» пришло в 1970 году. Первоначально оно воспринималось как равнозначное понятию «плохой фильм», то есть фильм с низким бюджетом, бездарной игрой актёров, с демонстрацией табуированных сюжетов.

Среди главных характеристик экранного трэш-продукта можно выделить следующие:

- Содержание определяет культура повседневности. Реальность исследуется не в рамках системы «человек – бытие», а в рамках системы «человек – быт». При этом не важно, кто является документальным героем – знаменитость, обыватель или историческая личность.

- Обращение к телесному, к проблемам и потребностям «низа».

- Доминанта эстетики безобразного.

- В семантическое поле документального телеэкрана попадает в основном материал, отвечающий принципам сенсационности и экстремальности, патологии и извращённости.

Законодателем стиля треш в нашей стране стало «новое» НТВ. Это самое масштабное на российском телевидении трэш-производство. «Спасатели», «Особо опасен», «Чрезвычайное происшествие. Расследование», «Суд присяжных», «Чистосердечное признание». В стиле трэш делаются отдельные программы цикла «Профессия-репортёр» и «Русские сенсации». Самым знаковым явлением новой эстетики стала программа «Максимум», а примером того, как трэш может распространиться даже на историческое документальное кино, – такие циклы, как «Кремлевские жены» и сменившие их «Кремлевские похороны».

Наталья Ким, продюсер и корреспондент документального цикла «Победившие смерть» (НТВ, сезоны 2007-2008 гг.): «На НТВ неоднозначная ситуация. Впрочем, все это видно по эфиру. До недавнего времени казалось, что, по крайней мере, «Профессия-репортер» имеет право говорить правду и снимать то, что хотят сами журналисты. Но после недели работы с одним из корреспондентов проекта, я выяснила, что почти треть героев и историй – «подстава». Корреспонденты и продюсеры программы «Максимум» вообще не говорят своим респондентам из какой они программы» (из интервью автору статьи) [16].

Актуализация трэш-эстетики таже существенно повлияла на изменение границ документального. Наблюдение за действительностью, если оно отвечает требованиям достоверности, – труд достаточно затратный. Поэтому телевидение возвращается к первоистокам не только функционально, делая из экрана массовую забаву низшего порядка (с чего и начинался кинематограф), но и методологически. Реконструкция, постановочность, актёр вместо героя, спровоцированные ситуации – в итоге неигровое становится игровым. Ради рейтинга и прибыли от показа теледокументалистика не гнушается инсценировками и «выворачиванием фактов». Об этом говорил и Павел Лобков в приведенном выше интервью: «Конечно же, это компилятивная история, там есть прямые подлоги, которые очевидны. Приведу один пример. В середине фильма один из центральных эпизодов - как у метро «Сокольники» раздают авансом деньги тем, кто пойдет на митинг с белыми ленточками. Представим себе ситуацию, кто-то мухлюет в карты или продает наркотики, или продает проституток. Будут ли эти люди позировать на камеру?... Вряд ли это, я бы сказал, была агентурная съемка, скорее всего, это была постановка... Снимается акт криминального действия, при этом это абсолютно постановочная картинка». [10]

Мы рассмотрели мнение профессионалов, но, как мы знаем, профессионалы не являются целевой аудиторией НТВ. Какое мнение вызовет фильм «Анатомия протеста» у простых зрителей, не осведомленных о закулисной войне против свободы слова? Для того, чтобы проанализировать восприятие фильма людьми, далекими от политики, студентами, мы провели фокус-группу.