
- •Законы нейрофизиологии и их роль в жизни общества (1952 - 2005) Воронов ю.А.
- •Основные законы нейрофизиологии и общей биологии в жизни и политике
- •Законы в области нейрофизиологии и биологии, открытые ю. А. Вороновым (1952-2002)
- •Закон обратимости
- •Важнейший закон трехфазного реагирования всего живого
- •Закон «Жизнь не возможна без раздражений»
- •Закон усвоения навязываемых раздражений
- •Закон суммации и суммирования раздражении
- •3Акон избирательного действия раздражителя
- •Закон выключения раздражителя как сильнейшее раздражение
- •Закон энергетического несоответствия между энергией раздражения и энергией реакции (в живых клетках и системах)
- •Закон «всё или ничего» как выражение уравнительной стадии парабиоза
- •Закон общности явлений неживой и живой природы
- •Типы размножений
- •Третья сигнальная система и «аноосфера»
- •Что такое медицина с точки зрения процессов управления
- •К вопросу о вкладе университетских физиологов в науку
- •Полезнейшие люди России
- •Углов Фёдор Григорьевич
- •Бехтерева о Воронове
- •Суждения и оценки исследований ю.А. Воронова учителями и старшими по положению
- •Зав. Кафедрой физиологии профессор Леонид Леонидович Васильев
Закон усвоения навязываемых раздражений
Закон «лежит» в основе пропаганды и агитации. Он является важным в управлении поведением человека. Пьянство и другие виды наркомании - результат усвоения навязанных неестественных раздражений. Закон усвоения раздражений (точнее - возникших в результате раздражения возбуждений, а ещё точнее - усвоение нового уровня активности с «плюсом» или «минусом») легко демонстрируется на изолированном сердце лягушки. Если сердце обычно бьётся с частотой от 18 до 32 в минуту, в зависимости от температуры среды, то оно усваивает ритм массажа (см. рисунок), с постепенным возвратом к исходному ритму и амплитуде биений.
Рис. 1. Усвоение навязываемой активности, Отчётливо видно усвоение ритма (частоты) и амплитуды. В 1928 году А.А. Ухтомский выдвинул положение об усвоении организмом ритма раздражений: внешние раздражения усваиваются организмом и становятся потребностью организма. Однако в физиологической школе Сеченова-Введенского-Ухтомского-Васильева вопрос должен рассматриваться шире, в плане всеобщих реакций на раздражение. С 1886 года, когда Н.Е. Введенский открыл «оптимум и пессимум» (закономерности реагирования на умеренные - «оптимум» и сильные «пессимум» раздражения, влияющие на частоту и силу раздражения; см. БСЭ), - постоянно рассматривались оптимум и пессимум силы и частоты. Итак, в учении Ухтомского есть положение об «усвоении частоты» (ритма), но в физиологической школе до 1956 года не ставился вопрос об усвоении «силы» - амплитуды. И здесь возникла трудность в понимании вопроса: что же усваивается - ритм и амплитуда раздражений или ритм и амплитуда возбуждений? Мои опыты на изолированных сердцах лягушек, кошек отчётливо показали усвоение амплитуды и ритма навязываемых раздражениями возбуждений; поскольку сила раздражений и амплитуда возбуждений численно не совпадают. Тогда как ритм раздражений и ритм возбуждений совпадают - численно равны. Таким образом, неясность в вопросе соотношений между раздражением и возбуждением при навязывании их изолированным органом и целым организмом была решена. Работ по оптимуму и пессимуму с употреблением в научных исследованиях терминов и Понятий «усвоение раздражений» и «усвоение возбуждений» было достаточно и они принадлежали крупным исследователям - последователям учений Введенского и Ухтомского. Несмотря на экспериментальную ясность этого вопроса, я его не вставлял в первую диссертацию «Пессимум силы», которая претендовала на докторскую степень по оценке моего учителя Л.Л. Васильева (что встретило «бешеный рёв» со стороны ряда сотрудников Института физиологии им. академика А.А. Ухтомского (Н.Е. Василевская, Н.Н. Полякова - с кафедры ВНД (высшей нервной деятельности). Но внутри базовой, родной кафедры я не получил поддержки со стороны доцентов: С.Е. Рудашевского, Р.С. Мнухиной И профессора Н.В. Голикова, препятствовавшего защите 16 лет и развалившего крупнейшую в Мире нейрофизиологическую кафедру.
Закон суммации и суммирования раздражении
Школа Сеченова-Введенского-Ухтомского-Васильева несомненно дала миру наибольшие познания в области действия разнообразных раздражителей от механических ударов, электрических стимулов постоянного или переменного тока, до действия наркотиков, ядов (в том числе и растительных) и радиоактивных агентов. Только отечественная физиологическая школа тонко различает и регистрирует действие слабых и подпороговых раздражителей (примум) дающих суммацию, тогда как умеренные, надпороговые раздражения (оптимум) дают суммирование. ( Л.Л. Васильев, Н.Е. Введенский (обратил внимание на опыты студента А.М. Полилова - 1891 г. по действию подпороговых...), И.А. Ветюков, М.И. Виноградов и Ю.А. Воронов). В результате анализа экспериментов по сложению подпороговых стимулов (с маятника Гельмгольца) - выяснилось расслабление мышц, находящихся в тонусе (1953-1956) и богатого материала, полученного предшественниками, проявился факт сложения и вычитания раздражителей разной и одинаковой природы. И это имеет место не только в специальных опытах, но и в жизни человека и животных, что особенно важно для медицины и ветеринарии. Возникла необходимость обобщения «разношёрстного» материала, полученного на нервах и мышцах лягушки, а также данных по этиологии заболеваний. Главный результат: раздражители могут складываться - положительные суммация и суммирование или вычитаться - отрицательная суммация и суммирование. «Закон суммации и суммирования раздражителей гласит»: «В зависимости от исходного функционального состояния ткани органа или организма раздражители, лекарства или другие агенты могут подкреплять действия один другого (или нескольких) или ослаблять». К сожалению, мы знаем употребление одновременно нескольких лекарств без знания их взаимодействия, хотя проблема несовместимости лекарств и их побочных действий известны давно. Здравоохранение США признаёт, что 32% заболеваний связаны с действиями медиков! Думаю у нас - в России дело обстоит не лучше.