
Диагностика
Проблема ранней диагностики СМТ сохраняет свою остроту и актуальность в связи с неудовлетворительными результатами лечения: около 70 — 80% больных поступают в стационары с рецидивами заболевания или с запущенными стадиями.
Из-за видимой безобидности опухоли при ее обнаружении врачами общей лечебной сети часто допускаются диагностические ошибки. Они в основном связаны с отсутствием онкологической грамотности врачей, недостаточным знакомством с этими довольно редко встречающимися опухолями, неполным обследованием и неправильной трактовкой полученных данных.
Ошибочный диагноз ведет к неправильной лечебной тактике и соответственно ухудшению результатов лечения.
Диагностика СМТ должна быть комплексной, с учетом данных анамнеза, тщательного объективного обследования, использования инструментальных методов и обязательного развернутого морфологического исследования.
Обычно перед врачом стоят две последовательные первостепенные задачи: сначала распознать опухолевую природу заболевания, а затем уточнять доброкачественный или злокачественный характер опухоли.
Все многообразные методы диагностики СМТ распределяются по последовательным диагностическим этапам.
Первичная диагностика опухолей.
Верификация патологического процесса.
Установление стадийности заболевания.
Реакция систем организма на опухоль.
Первичная диагностика опухолей. Большое значение для установления диагноза имеют данные анамнеза. При определении характера патологического процесса должны приниматься во внимание разнообразные факторы: упоминание о предшествующей травме, ионизирующем облучении, инъекции лекарственных средств, наличия болезни Реклингхаузена или длительно растущей опухоли на конечностях или туловище и т.д.
Углубленный физикальный осмотр и пальпация пораженного отдела туловища позволяют определить локализацию опухоли, консистенцию, поверхность и размеры, состояние окружающих тканей и регионарных лимфатических узлов. Свыше 40 % всех СМТ локализуются на нижних конечностях, а вместе с ягодичной областью их частота достигает 60%, примерно в 30 % случаев они располагаются на туловище ив 10% — на голове и шее.
Лучевая диагностика СМТ базируется главным образом на комплексном использовании рентгенологического и ультразвукового метода при обязательном учете клинико-анамнестических данных.
Ведущей методикой для изучения патологии мягких тканей является безэкранная рентгенография с использованием мягкого спектра излучения и оптимальное положение пациента с выведением пальпируемого образования в краеобразующее положение для съемки тангенциальным лучом части тела небольшого объема. При исследовании участков тела с большим объемом (туловище, бедро, плечо) безэкранная рентгенография малоэффективна, в этих случаях следует делать снимки в обычных кассетах с использованием отсеивающей решетки.
На рентгенограммах первичные опухоли имеют вид узлов, при этом злокачественные, как правило, имеют большие размеры и локализуются в мышечном слое. Первичная «типичная» саркома имеет плотность окружающих мышц, правильную овоидную форму, однородную структуру, иногда с очагами обызвествления, и признаки инфильтративного роста — нечеткие контуры, узура-ция кости или вторичная деструкция при синовиальной саркоме. Таким образом, при выполнении рентгенограмм в оптимальной проекции можно получить достаточную информацию о патологическом очаге.
Другие, некогда популярные рентгенологические методики (томография, пневмография), в настоящее время практически не используют.
Верификация патологического процесса. Чрезвычайно важным фактором для выработки оптимальной тактики и установления прогноза при СМТ является установление гистологического типа и степени злокачественности опухоли.
В целях получения материала для морфологического исследования используют различные виды биопсии:
пункционная аспирационная биопсия тонкой иглой и цитологическое исследование, особенно у детей;
толстоигольная биопсия, в том числе и мультифокальная;
эксцизионная биопсия, особенно при больших опухолях позволяет получить достаточное количество материала для детальной характеристики гистологической структуры опухоли и проведения современных иммунохимических и молекулярно-биологи-ческих исследований.
Формальное морфологическое исследование зачастую вызывает значительные трудности и в некоторых случаях не позволяет патологоанатому установить правильный морфологический диагноз. Предпринимались попытки помочь диагностике с помощью гистохимических методов исследования, но они оказались явно недостаточными для уверенной диагностики. Более информативными оказались электронно-микроскопические данные, но они не получили широкого распространения.
В настоящее время во всем мире нашло применение иммуноги-стохимическое исследование с помощью моно- и поликлональ-ных антител. Эти антитела позволяют выявить экспрессию опухолевых белков, характерных для конкретной гистогенетической или нозологической формы (табл. 21.2).
Иммуногистохимические методы достаточно доступны, высокоинформативны, их используют для верификации диагноза, оценки функциональной активности и биологической агрессивности СМТ. Однако указанный метод не может быть применен при не
Иммуногистохимическое исследование
Таблица 21.2
Опухоль |
Основные маркеры |
Лейомиосаркома |
Гладкомышечный актин, десмин |
Синовиальная саркома |
Эпителиальный мембранный антиген, цито кератины |
Злокачественная шваннома |
Протеин S 100 |
Рабдомиосаркома |
Десмин, саркомерный актин, миоглобин |
Саркома Юинга/PNET |
CD 99, нейронспецифическая энолаза |
Ангиосаркома |
CD 31, CD 34 |
которых видах СМТ (липоматозные саркомы, остеохондроидные опухоли) и для распознавания природы метастазов.
В последние годы активное изучение генома опухолевых клеток позволяет выявить много опухолеспецифических генетических повреждений, которые могут быть не только специфичными для определенного гистологического типа опухоли, но и коррелиро-ваться с исходом заболевания.
Установление стадийности заболевания. Задачи данного этапа диагностики заключаются в выявлении особенностей местной распространенности опухоли и оценки отдаленного метастазиро-вания.
Для решения Первой задачи широко используют такие высокоинформативные инструментальные методы, как ультразвуковое исследование, рентгеновская компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, позитронная эмиссионная томография.
Эхография (УЗИ) решает проблему быстрой визуализации мягкотканной опухоли любой локализации и регионарных лимфатических узлов. Метод дает возможность судить о строении опухоли, ее структуры, а в сочетании с допплерографией позволяет судить о васкуляризации опухоли и избежать инвазивной и дорогостоящей ангиографии. Наконец, под контролем УЗИ удобно выполнять прицельную пункционную биопсию опухоли и лимфатических узлов.
Другие более информативные, но и более дорогостоящие методы РКТ, ЯМРТ и ПЭТ позволяют получить пространственное изображение опухолевого узла и нетипичных метастазов, выявить взаимоотношение с окружающими тканями, крупными сосудами, нервными стволами и костными структурами.
Существенная роль в распознавании гематогенных метастазов в отдаленные органы принадлежит также рентгеновским методам диагностики, КТ легких, печени, радиоизотопной диагностике и др.
Метастатические узлы в легком выглядят в виде округлых, одиночных или чаще множественных теней различных размеров, разбросанных по легочным полям в виде «снежных комьев».
Сцинциграфия костей скелета позволяет намного раньше рентгенологического метода установить наличие внутрикостных метастазов.
Реакция систем организма на опухоль. Развитие злокачественной опухоли в организме больного приводит к нарушению компенсаторных механизмов, функциональных способностей основных систем жизнеобеспечения, гормонального фона, иммунологического статуса и т.д.
Таким образом, обследование на данном этапе должно быть направлено на выявление возникающих изменений и включает:
1) общий анализ крови и мочи;
2) биохимическое исследование крови — клиренс креатини- на, уровень электролитов, щелочной фосфатазы и т.д.;
3) определение состояния иммунитета, гормонального фона;
4) консультация терапевта, гинеколога, анестезиолога и дру- гих специалистов.