Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
послевоенное десятилетие.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
199.99 Кб
Скачать

Глава 1.

СССР после войны: люди и экономика.

1. Пейзаж после битвы.

Война нанесла нашей стране огромный ущерб. Враг разрушил полностью или частично 1710 городов и поселков городского типа, сжег 70 тысяч деревень. В руинах лежал Сталинград, до неузнаваемости изменился великий центр мировой культуры Ленинград. В крупных городах: Воронеже, Харькове, Запорожье, Севастополе, Новороссийске, Смоленске — было разрушено около 80% жилого фонда. 25 миллионов человек остались без жилья и вынуждены были ютиться в подвалах и на чердаках. Оккупанты взорвали перед отступлением Днепрогэс, Азовсталь и другие гиганты первых пятилеток, затопили угольные шахты Донбасса. Страна лишилась почти трети своего национального богатства.

Фашистские варвары целенаправленно уничтожали не только материальные, но и культурные ценности. Были разграблены и взорваны дворцы и парки в пригородах Ленинграда Петродворце, Пушкине, Павловске, Гатчине, Ломоносове, Стрельне, до сих пор не известна судьба уникальной Янтарной комнаты Царскосельского дворца, вывезенной в Германию. В панорамах, использовавшихся для авианалетов на Ленинград, наряду с важными военными объектами были отмечены Петропавловский собор, Адмиралтейство, Зимний дворец и другие шедевры архитектуры, и только стойкость жителей блокадного города, укрывших маскировочными сетками эти здания, закопавших статуи Летнего сада в землю, спасла исторический центр от полного разрушения. Были осквернены усадьбы А.С.Пушкина в Михайловском и Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. В Киеве и Минске были взорваны здания республиканских библиотек и университетов, без всякой военной надобности. В Киеве была полностью уничтожена самая красивая улица города — Крещатик.

Но самый страшный и невосполнимый ущерб, нанесенный войной, — миллионы потерянных человеческих жизней, жизней лучших людей — тех, кто первыми подымался в атаку, кто не шел на сотрудничество с врагом на оккупированной территории, в концлагерях. Сколько советских людей погибло в годы войны?

Выступая перед избирателями Москвы в феврале 1946 года, Сталин определил: 7 миллионов. Это была ложь. Позже Хрущев ввел в оборот весьма расплывчатое понятие: свыше 20 миллионов. Современный исследователь академик Дмитрий Волкогонов предполагал: 26—27 миллионов, погибших на фронте, в тылу и за границей советских людей, из них на фронте и в плену — более 10 миллионов. Историкам еще предстоит уточнить эти цифры, но и сегодня уже ясно: потери СССР в несколько раз превышали потери любой другой воевавшей страны, на каждого убитого неприятеля приходилось примерно трое советских граждан. Больше всего погибло людей на Украине (15%) населения и в Белоруссии (25%).

Вопросы.

1. Чем можно объяснить такие огромные людские потери СССР в войне? Раздумывая над ответом, постарайтесь выделить как причины, зависевшие от Сталина (субъективные), так и не зависевшие (объектив­ные).

2. В годы войны погибло около 7 миллионов немцев. Такую же цифру назвал Сталин, определяя потери нашей страны. Случайно?

Огромные потери трудовых ресурсов страны должны были быть хотя бы частично компенсированы. Это происходило главным образом за счет демобилизации солдат и офицеров из действующей армии. На конец войны в Советской армии под ружьем находилось свыше 11 миллионов человек. Но такая гигантская армия не нужна была даже Сталину — демобилизовано было около 9 миллионов. Большинство из этих людей вернулось к мирному труду.

Советские историки утверждали, что вторым направлением решения кадровой проблемы стала репатриация (в переводе с латыни — возвращение на родину). Действительно, к концу войны за границей находилось около 5,5 миллионов советских граждан — военнопленных, освобожденных из фашистских лагерей смерти, и «остарбайтеров» — угнанных оккупантами на принудительные работы в Германию. Они с нетерпением ждали возвращения домой. Но Сталин объявил их предателями. Первые партии репатриированных, возвращенных на родину на кораблях, были расстреляны прямо в доках Мурманского и Одесского портов. В дальнейшем, по оценкам историков Геллера и Некрича, каждый пятый из них был расстрелян или получил 25 лет лагерей, каждый пятый-седьмой — от 5 до 10 лет, каждый десятый — сослан в Сибирь, каждый седьмой — отправлен на принудительные работы по восстановлению народного хозяйства, каждый пятый-седьмой умер или был убит во время транспортировки или бежал и лишь каждому пятому-седьмому было разрешено вернуться домой. Но от клейма предателя, от подозрительного или пренебрежительного отношения не был избавлен никто.

Вопрос.

Почему репатриацию нельзя считать одним из направлений решения кадровой проблемы?

Советское руководство пыталось частично решать кадровую проблему, используя труд военнопленных неприятельских армий. Согласно международному соглашению, все иностранные граждане должны были быть репатриированы в течение первого послевоенного года. Однако многим немцам и японцам суждено было прожить в СССР долгие годы, некоторые не вернулись на родину никогда. Военнопленные восстанавливали разрушенные заводы и фабрики, сооружали каналы, возводили новые микрорайоны в городах.

Послевоенные годы были очень тяжелыми. Впервые с начала 20-х годов советское общество столкнулось с проблемой детской беспризорности. Миллионы матерей-одиночек подымали детей в невероятно тяжелых условиях. Города и деревни были наполнены инвалидами — часто жившими одним подаянием. Тяжело покалеченных отправляли на далекий остров Валаам, в пансионат, оборудованный в стенах древнего монастыря.

Значительно возросла преступность, особенно такая тяжкая ее разновидность, как бандитизм. Определить причины этого явления несложно. На руках у населения было много оружия — трофейного, наградного, неучтенного. Уровень жизни был крайне низким, многие люди жили просто в нищете. Не последнюю роль сыграла и амнистия по случаю Великой победы, причем на волю вышли лишь уголовники, так как амнистировали тех, кто был осужден на срок до 10 лет, а так называемые «враги народа» или «политические», т. е. ни в чем не повинные советские люди получали большие сроки. Но была и еще одна причина, может быть, не такая очевидная, но не менее важная. Война заставила многих людей переступить психологический барьер, поставленный внутри каждого из нас — убить человека. К сожалению, в послевоенные годы среди бандитов можно было встретить и бывших фронтовиков. Борьбе милиции с преступностью после войны посвящена книга братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которой режиссер Станислав Говорухин поставил фильм «Место встречи изменить нельзя».

Преступники совершали преступления, сидели в тюрьмах, выходили на волю и жили в обычных дворах, рядом с обычными школьниками. Значительная часть послевоенного поколения буквально бредила «уголовной романтикой». Она проявлялась и в особой воровской приплясывающей походке, и в «блатной фене» — особом уголовном жаргоне, и в пристрастии к уголовному фольклору — байкам, песням, стихам. Удивительно, как в сознании еще совсем юных людей сочеталась эта «уголовная романтика» и стремление поступать в военные училища, служить в армии, работать на производстве, строить коммунизм. Но самое большое влияние на формирование их отношения к жизни оказывала война, рассказы отцов-фронтовиков.

Несмотря на все трудности, настроение у людей сразу после войны было хорошее, оптимистическое. Еще в конце войны люди часто говорили: «Вот разобьем врага — и такая начнется прекрасная жизнь!» Рабочие верили в улучшение условий жизни и труда, в то, что на смену почти полной уравниловке придет оплата труда в соответствии с его количеством и качеством; крестьяне — в ослабление колхозного гнета, а некоторые и в роспуск колхозов; интеллигенция — в возможность свободного творческого труда; миллионы безвинно осужденных узников концлагерей — в амнистию, в скорое возвращение домой. С радостными чувствами возвращались демобилизованные в родные места. Их встречали цветами и улыбками. Но их надеждам не суждено было сбыться.