Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Райгородский Реклама как внушение.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.14 Mб
Скачать

Рынок основных технических средств коммуникации в 1984 г. (в млрд. Долл.)

Телекоммуникационное оборудование

Оборудование по. обработке данных и программ

рынок полупроводников

Электроника широкого использования

Всего

Для сравнения:

мировой рынок автомобилей

Национальный бюджет Франции

В использовании телекоммуникаций наблюдается зна­чительное неравенство по различным странам. Так, в То­кио насчитывается столько же телефонов (26 млн.), сколь­ко на всем африканском континенте, а телефонная связь между Заиром и Кот-д'Ивуар, Кенией и Танзанией, Боли­вией и Парагваем идет соответственно через Париж, Лон­дон и Нью-Йорк. Однако, пишут авторы, существование прямой зависимости между развитием страны и ее теле­коммуникационной сетью до сих пор не получило серьез­ного подтверждения.

Касаясь проблемы соотношения стремительно развива­ющегося в последние годы движения за «дерегуляцию» тех­нических средств коммуникации с тенденцией под влия­нием идеологии коммуникации к их максимальной интег­рации, авторы приводят в качестве примера политику Фран­ции, которая состоит в том, чтобы оставить государству монополию на распространение информации, одновремен­но либерализовав организацию коммуникационных служб, чего удалось добиться в настоящее время при внедрении телепатических устройств.

Идеология коммуникации, появившаяся как реакция на потерявшие свою силу политические идеологии конца второй мировой войны, как альтернатива варварству, не вытеснила окончательно эти идеологии, до сих пор состав­ляющие ей серьезную конкуренцию, и осталась лишь по­стоянным соблазном для либеральных обществ (в недрах которых и произошло зарождение идеологии коммуника­ции), о чем свидетельствует, в частности, упорное и регу­лярное возрождение традиционных политических клише: раскол на демократов и республиканцев, консерваторов и лейбористов, правых и левых. Тема «коммуникации» была практически заморожена на весь период расцвета идей «об­щества потребления*. И лишь с наступлением кризиса 70-х годов коммуникация «вышла из подполья», став прибе­жищем, спасающим в тревожный момент, приобретя ре­гулирующую функцию в поэтической игре и играя роль сдерживающего фактора.

Безусловно, пишут авторы, можно интерпретировать некоторые недавние политические изменения, в частно­сти во Франции, как воздействие распространяющейся идеологии коммуникаций. Так, неумеренное увлечение

французского электората в последнее время «открытос­тью» находит свою параллель в «открытой системе» в ки­бернетике, где превалирует циркуляция информации не­зависимо от ее содержания.

Идеология коммуникации с недавнего времени зани­мает в обществе довольно оригинальное место: в качестве идеологии она по праву является составной частью поли­тических систем, но, имея предметом, общение и набросав контуры не имеющего исключений консенсуса, стремится играть сдерживающую, умеряющую роль. Это своеобразие в способах социальной организации позволило техничес­ким средствам коммуникации укорениться в современных обществах.

Распространение сильной политической идеологии мо­жет блокировать прогресс в области техники, о чем свиде­тельствует, к примеру, тот факт, что китайцы, построив­шие свою первую вычислительную машину в 1958 г., пос­ле «культурный революции» стали значительно отставать в этой области от стран Запада. Таким же образом можно объяснить и значительное отставание в области информа­тики СССР и других социалистических стран. Принцип от­крытость, являющийся центральным в системе коммуни­кации на Западе, до недавнего времени не использовался в политическом и экономическом лексиконе советского режима, тогда как наиболее важное положение новой по­литики Горбачева — гласность — является почти синони­мом открытости. В этом плане, по мнению авторов, СССР находится еще на уровне западных стран в 50-е годы, ког­да шла борьба между приверженцами секретности и цент­рализации, с одной стороны, и приверженцами разветв­ленных сетей и открытости — с другой.

Если рассматривать коммуникацию как «идеологию без жертвы», возможность потрясти умы в этой области пред­полагает смену врага. Открытость предполагает борьбу с беспорядком, т.е. с дефицитом организации, с мракобе-Сием, с помехами свободному потоку информации. От­крытие СССР политике развития социальных коммуни­каций, таким образом, означает, прежде всего, что имен-0такой абстрактный и символический «внутренний враг» Ридет на смену врагу в лице того или иного класса или °Чиальной группы, перечеркнет десятками лет поддерживавшийся миф о внутренних врагах социализма, по­рожденных империалистическим окружением.

Отправной точкой прогресса Запада в этой сфере яв­ляется поиск культуры очевидности.

Мир коммуникации поделен уже в течение многих ве­ков, однако в настоящее время раскол принимает острые формы из-за «империализма» микропроцессорной техни­ки коммуникации. В информатике, к примеру, разделение проходит между прикладным ее использованием как инст­румента на службе творчества и дискуссий, с одной сторо­ны, и созданием из ЭВМ «умного партнера», правила, фун­кционирования которого становятся нормами умственной деятельности для человека, с другой. В телематике идет рас­кол между ее использованием в качестве инструмента ско­рейшего доступа к информации и тенденцией, правда, в достаточно отдаленной перспективе, к ее использованию в качестве вынужденного посредника при межличностной социальной коммуникации, когда появляется тип «домаш­него» человека, общающегося без посредства прямого кон­такта и осуществляющего все свои отношения с помощью технических средств. В такой ситуации средства коммуни­кации представляют сами по себе больший интерес, чем-то, чего с их помощью можно достигнуть, «с такими сред­ствами информации больше не спорят — с ними разделя­ют очевидное».

В 80-е годы наметилось проникновение информатики в экономику западных обществ. Практически все секторы экономики подверглись серьезный изменениям в сторону автоматизации производства, предполагающей глубокую трансформацию всей «технической системы», характери­зующей современные общества, и внедрение совершенно новых форм организация труда, а также обеспечение но­вых условий повседневной жизни, организации досуга и способов потребления. Большинство исследователей пред­видят, что десятилетие с 1990 по 2000 г. будет характери­зоваться дальнейшими изменениями в образе жизни.

В ближайшие годы не предвидится принципиально но­вого значительного прорыва в технике, согласно прогно­зам футурологов волна научно-технических изобретений и открытий 70-х и 80-х годов предоставила достаточное ко­личество инноваций, чтобы наметить очертания будущих

социотехнических изменений, которые, вероятнее всего, будут состоять в новых способах использования и новых сочетаниях уже сделанных открытий, как, например, при­менение света для передачи и хранения информации.

Развитию технических средств информации и комму­никации, в частности в области разработок искусственно­го разума, согласно прогнозам, будет принадлежать значи­тельное место, что приведет к появлению новых форм уп­равления сознанием, как на больших предприятиях, так и в частной жизни, новых способов регулирования деятельно­сти, в особенности в таких сферах, как транспорт, градо­строительство, распределение услуг для населения.

Возможны при этом нагнетание напряженности, сры­вы и конфликты, вызванные противоречиями между пред­ложением новых информационных товаров и автоматичес­ких систем и социальным спросом на инновации, а также поисками практических решений личных и общественных проблем. Авторы считают, что возможны и непредвиден­ные вспышки страстей, сопровождающиеся более или ме­нее интенсивными кризисами, вокруг многочисленных проблем, где сталкиваются интересы социальной и техни­ческой сфер. Новый социальный раскол может быть спро­воцирован столкновениями между приверженцами ново­введений и ретроградами, между индивидами и социальны­ми группами, обучающимися новым умениям и навыкам и их избегающими. Внедрение новых технических средств может усилить уже существующее социальное неравенство. Однако технические средства таят в себе потенциал, сти­мулирующий появление новых форм взаимодействия, об­щения, участия в социальной жизни. Отсюда вытекает не­обходимость новых технических разработок по проблеме взаимодействия человека и машины, проведения исследо­ваний по дальнейшей «социализации новых технологий и Демократизации технической культуры», необходи­мость политических усилий по адаптации систем образо­вания к новым техническим реальностям.

Тенденции развития коммуникации в ближайшие 20 лет авторы анализируют на трех уровнях.

1. На экономическом и геополитическом уровнях будет происходить регионализация экономик либеральных об-вокруг двух полюсов: США и Японии. В области техиических средств информации большое значение будет принадлежать японский проектам ЭВМ пятого поколе­ния и американской СОИ, которые ускорят объединение искусственного разума и новых сверхмощных интегриро­ванных электронных сетей. Со временем США и Япония могли бы стать единой экономической силой, включаю­щей в свою орбиту страны Юго-Восточной Азии. Однако возможен и противоположный исход: США и Япония продолжат соперничество, приводящее к тяжелой торго-во-политической войне. Стремясь преодолеть техническое и индустриальное отставание, СССР и другие социалис­тические страны будут стремиться установить союзничес­кие отношения либо с американцами, либо с японцами, что со временем может изменить существующий баланс геополитических сил. Судя по всему, Китай не будет вне­дрять ускоренными темпами технические средства инфор­мации,

В целях эффективного участия в освоении рынков но­вой техники западноевропейским странам следует, по мне­нию авторов, создать широкомасштабный научно-полити­ческий проект по типу предложенной французами евро­пейской программы «Эврика». Сближение Франции и ФРГ в военной, экономической, социальной и культурной об­ластях могло бы обеспечить Западной Европе выгодное стратегическое положение в мировой геополитической и экономической расстановке сил к 2005 г.

II. В области технологии основной тенденцией будет зна­чительное ускорение ритма в развитии информационной и коммуникационной техники (в 1987 г. в мире уже насчиты­валось более 100 млн. ЭВМ), а также проникновение ис­кусственного разума в сферу микроинформатики, а в даль­нейшем и во все области социальной коммуникации.

Расширение внедрения микропроцессорной техники приведет к появлению новой продукции и новых служб, которые обеспечат слияние обработки и передачи сигна­лов звука, изображения и данных. Соответственно теле­коммуникации, информатика и электроника как виды ин­дустрии также, видимо, будут иметь тенденцию к конвер­генции, что приведет к появлению новых промышленных объединений. В области СМИ произойдет быстрое разви­тие межнационального телевещания через посредство спутников и кабельных сетей. Однако возможно замедле­ние этого процесса из-за политического и культурного сопротивления правительств, стремящихся, во что бы то ни стало сохранить национальную самобытность своих на­родов, а также из-за невозможности для потребителя по­глотить такой наплыв информации, в особенности в све­те тенденции к ее многословию. К тому же увеличение количества телеканалов не сопровождается соответствен­ным ростом новой и оригинальной продукции.

Ш. На культурном уровне произойдут глубинные сдвиги в восприятии человека и общества. Потребуется измене­ние самой природы экономической системы будущих ин­формационных обществ. Настала необходимость создания информационной экономики, которая позволит отказаться от промышленной экономики. Предприятия и социальные группы должны освоить «стратегическое пространство информации», чтобы обеспечить себя средствами эффек­тивного управления познаниями, необходимыми для своего развития. В социоэкономическом плане большинству ра­бочих придется переучиваться и совершенствоваться, вклю­читься в организованный по-новому процесс обучения с учетом возможного расширенного внедрения искусствен­ного разума.

Что же принесет реализаций идеи «общества комму­никации»? Во Франции к 2000 г. после повсеместного внедрения кабеля и установки млн. приемников предпо­лагается создать Национальную цифровую сеть и интег­рации служб (К.К15), которая посредством специализиро­ванной линии по передаче данных, равнозначной второй телефонной линии (обе подсоединяются к поливалентной и взаимодействующей сети), позволит абонентам переда­вать одновременно звук, изображение и данные.

Подобные работы в США осуществляют в лаборатори­ях АТТ, которые и определили следующий этап в разви­тии телекоммуникаций как «объединенные службы циф­ровой сети» (15ОМ). Новая интегрирующая техника пред­полагает соединить широкие «умные» сети с периферий­ными «умными» машинами {микро-ЭВМ, терминалами и Т-Д.), установленными у потребителя. Такая техника, гиб-Кая и высокопроизводительная, позволит осуществлять одновременную передачу звука, изображения и данных. Из одной точки планеты в другую.

Подобная аппаратура позволит существенно изменить характер организационного общения в деловых и ком­мерческих кругах, а также расширить понятие «дома», определив его как предпочтительное место производства, обработки и передачи информации, касающейся самых различных областей и служб: работа на расстоянии, раз­влечение, электронная почта, выход на специализиро­ванные банки данных, покупка на расстоянии, торговая информация и реклама, электронный трансферт фондов, частные и публичные сделки (банковские, страховые), подключение к медицинским и образовательным досье, распространение фотографий и газетных страниц, видео­конференции, телевизионная охрана квартир, телекони-рование и т.д.

Домашние СМИ, видеомагнитофоны, видеодиски, ла­зерные проигрыватели, телевизоры высокой четкости, микро-ЭВМ со встроенным модемом, телепатические тер­миналы, видеофоны и т.д. — будут объединены между со­бой в новой совокупности, причем некоторые из них смо­гут подсоединяться к поливалентным и взаимодействую­щим общественным сетям, что даст им выход одновре­менно на классические каналы ТВ, на подписные телеви­зионные и музыкальные программы, на службы видеотек-са и на банки данных, а также просмотры телепрограмм, передаваемых по спутниковой связи. Все эти достижения домашней техники приведут к коренным изменениям в сфере распределения товаров и услуг, создав новую потре-бительско-коммуникационную парадигму, в которой со­льются воедино реклама, маркетинг, информация и про­дажа. Такого рода «взаимодействующий маркетинг» (где потребители помимо чисто экономических актов покупки призваны с помощью средств информации обеспечивать рынок сведениями о своих вкусах, привычках и образе жизни) отражает новые отношения и новые цели, возни­кающие при заключительной фазе в развитии «общества потребления* — «обществе коммуникации».