Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Райгородский Реклама как внушение.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.14 Mб
Скачать

Психологическая модель пропагандистской коммуникации

Основываясь на предыдущих замечаниях, мы попыта­емся построить общую психологическую модель пропа­гандистской коммуникации. Следует подчеркнуть, что это такая модель, в которой отражены последовательные эта­пы восприятия пропагандистского сообщения независи­мо от его содержания. Проблемы, связанные с содержа­нием пропагандистского сообщения, будут рассмотрены в главах об устной пропаганде и наглядной агитации.

Предлагаемая модель состоит из следующих основных звеньев:

источник пропаганды, являющийся одновременно источником информации для коммуникатора, устанавлива­ющий главные цели и принципы пропагандистской работы; коммуникатор; содержание этого понятия в данном случае раскрывается лишь до той степени, какая необхо­дима для понимания структуры сообщения:

способ коммуникации, который может сущестиснно влиять на функционирование модели;

реципиент как основное психологическое звено моде­ли коммуникации;

обратные связи как вторичные модификаторы ком­муникации.

Все элементы модели функционально связаны между собой и образуют некую целостность. Рассмотрим пооче­редно их функции более подробно. В этом анализе будут затронуты проблемы, наиболее важные для оптимального функционирования модели.

ИСТОЧНИК ПРОПАГАНДЫ

Источником пропаганды является организации или институт, которые направляют и определяют содержание пропаганды, являясь в известном смысле заказчиками для непосредственных исполнителей (коммуникаторов пропа­гандистской деятельности. Источник пропаганды являет­ся представителем определенного общественного класса и действует в его интересах.

Главная цель деятельности источника сосгоит в том, чтобы установить общее направление пропагандистской деятельности и ее принципиальные задачи. Источник про­изводит также предварительный общий отбор содержа­ния пропаганды для осуществления намеченных целей. В условиях нашего общества источником идеологической пропаганды является партия, или, говоря более конкрет­но, ее высший исполнительный орган — Центральный Комитет. На съездах партии, помимо прочего, устанавли­ваются основные направления пропа1андистской деятель­ности.

В этом смысле источник пропаганды является для ее коммуникатора источником установочной информации и указаний для осуществления конкретных пропагандистс­ких действий, Коммуникатор, как правило, представляет интересы того же класса, что и источник пропаганды, Однако роль коммуникатора не может ограничиваться адекватным воспроизведением указаний источника. Такое ограничение было бы чревато утратой эффективности пропагандистского воздействия. Централизованный дирек­тивный орган не может предвидеть всех конкретных си­туаций пропагандистской деятельности, специфики ре­ципиентов и их социального окружения. Поэтому ясно, что коммуникатор должен быть активным участником про­пагандистской деятельности. Лишь при этом условии он располагает возможностью выбора конкретного содержа­ния пропагандистских сообщении и приемов их распрост­ранения, осуществляет общие указания директивного уровня. Возможность свободного использования содержа­ния и форм пропаганды в рамках общих указаний дирек­тивного органа делает коммуникатора действенным учас­тником всего процесса пропаганды, быстро реагирующим на конкретную общественную ситуацию.

КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Коммуникатор получает указания в форме соответству­ющей совокупности аргументов и директив относительно их использования. Таким образом, он получает упорядо­ченный набор сведений, которые должен передать реци­пиенту. Эти сведения должны быть соответствующим об­разом подготовлены к передаче или закодированы1. Коди­рование информации состоит в придании ей точной фор­мы, в которой она была бы понятной и доступной для реципиента. В результате кодирования информация преоб­разуется в некоторую систему знаков, попятных реципи­енту. При кодировании пропагандистской коммуникации в такую систему входят следующие группы знаков:

слово (произносимое и написанное),

жест и мимика,

изображение (фильм, снимок, плакат),

символ (знамя, эмблема),

организованный звук (музыка),

цвет,

свет.

Зная содержание информации, которое следует выра­зить в пропагандистском сообщении, коммуникатор дол­жен представить его в форме соответствующим образом подобранных знаков.

Процесс кодирования может происходить в двух фор­мах. Первая — это предварительное кодирование. Оно со­стоит в том, что пропагандистское сообщение готовится до того, как оно будет передано реципиентам. Такая фор­ма кодирования имеет место, например, тогда, когда мы готовим доклад для выступления перед аудиторией, пе­чатаем плакат, изготавливаем фотогазету и т.п. Такого рода кодирование имеет то преимущество, что позволяет тщательно продумать содержание и форму передачи, подготовить несколько ее вариантов, из которых затем в теории информации кодированием - в широком смысле слова - называется перевод информации из одной системы знаков в дру­гую. В этом смысле кодированием может считаться письмо - перевод слов устной речи в последовательности букв, перевод с одного есте-стнешюго языка (скажем, с польского) ни другой (русский), гово­рение - перевод мысленных образов и понятий в слова, образован­ные с помошью последовательности звуков, и т.д. выбирается наиболее приемлемый и удачный. Вторая форма — непосредственное кодирование. Оно чаще всего встре­чается в ходе прямого устного сообщения, когда мы вы­ражаем наши мысли словесно и прямо обращаемся к слу­шателям. Такой способ кодирования относительно труден и требует определенного опыта. Практически это означает умение правильно и адекватно выражать свои мысли в словах и обладать хорошими речевыми навыками.

Правильное кодирование информации состоит в под­боре знаков, понятных реципиенту. Например, если мы будем обращаться к человеку на языке, которого он не понимает, то сообщение будет закодировано непонятным для реципиента способом. Количество слов польского язы­ка, которым располагает индивидуальный реципиент, бывает разным. Оно зависит от его образования, интел­лектуального уровня и воздействий среды. Словарный за­пас поляка, имеющего средний уровень образования, со­ставляет две — две с половиной тысячи слов. Об этом следует помнить при преобразовании мыслей в слова. Эти замечания касаются также и других групп знаков, в ко­торые переводится содержание сообщений. Необходимо знать, существует ли определенная регулярность при от­боре воспринимаемых знаков у реципиентов или же они понимают все те знаки, с помощью которых выражено содержание сообщений. Читаемость и понятность закодиро­ванного сообщения (например, плаката) зависит от того, понятна ли аудитории система знаков, употребляемых в ней. Уже на этом самом раннем этапе пропагандистской коммуникации независимо от коммуникатора может на­ступить изменение стимула. Особенно часто это бывает при применении словесных форм передачи сообщения. Ис­следования показывают, что иногда существует очень су­щественное различие между тем, что хотел выразить тот или иной докладчик, и тем, что было им выражено в выступлении.

Чаше всего внимание определяется как направленность сознания на определенный объект или явление за счет отвлечения от остальных. Дело в том, что в каждый дан­ный момент времени человек испытывает воздействие множества различных стимулов. Направление внимания позволяет выделить из этого множества именно те стиму­лы, которые жизненно важны для индивида. Пропаган­дистская коммуникация не всегда является жизненно важ­ной для человека. Поэтому она должна быть настолько интересной, чтобы внимание возможного реципиента было к ней привлечено.

Различаются два основных вида внимания: произволь­ное и непроизвольное. Непроизвольное внимание привле­кают такие свойства предметов или явлений, которые человек воспринимает неосознанно. Непроизвольное вни­мание, если его не поддерживать, быстро проходит; если же его поддерживать, оно превращается в произвольное внимание. Последнее имеет место тогда, когда усилие воли или активное намерение человека направляет его внима­ние на определенный предмет или явление. Это относи­тельно устойчивый процесс.

Относительная устойчивость процесса произвольного внимания основывается на том, что его интенсивность, например, в процессе восприятия содержания сообщения, бывает различной; иногда наблюдается ослабление или усиление внимания, иногда оно вовсе исчезает на неко­торое время. Это явление называется колебанием внима­ния. Как указывает Т. Томашевский, экспериментальные исследования в достаточной мере подтверждают наличие такого свойства внимания. В опыте Бурдона, в котором испытуемому предлагалось в максимально короткое вре­мя и без ошибок подчеркнуть в данном тексте некоторые цифры или буквы, явление колебания внимания просле­живалось очень четко. Испытуемый иногда пропускал це­лые фрагменты текста, а затем снова работал без ошибок. Частота этих колебаний зависит от рода деятельности. Когда работа интересна, она уменьшается, при монотонной и скучной работе усиливается».

Другим важным для пропагандистской работы явле­нием, происходящим при долговременном сосредоточе­нии внимания, является утомление. Человек может со­хранять устойчивое внимание лишь к течение определен­ного времени, которое у различных людей различно. Со временем колебания становятся все чаще и дольше, пока, наконец, внимание не исчезает полностью. Это явление будет тем сильней, чем более однообразным и монотон­ным является содержание (или форма) сообщения.

Из сказанного следует, что в процессе пропагандистс­кой коммуникации существенную роль играет не только привлечение внимания, но и его поддержание. В долго­временных сообщениях возникает проблема, как в тече­ние длительного времени поддерживать интенсивность внимания на достаточно высоком уровне.

По мнению С. Л. Рубинштейна, важнейшим условием устойчивости внимания является возможность раскрытия в предмете, на который обращено внимание, повыл сто­рон и связей, новых интересных аспектов. Интересная и необычно построенная пропагандистская коммуникация пробуждает мысль, позволяет найти в содержании все новые ценности и благодаря этому поддерживает внима­ние слушателя более длительное время.

РАСКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Совокупность стимулов, воспринятых реципиентом, отражается в его сознании в форме разового или ряда наблюдений. Реципиент, например, видит говорящего че­ловека и слышит произносимые им слова. Понимание слов требует их раскодирования. Реципиент должен знать зна­чение слов и предложений, чтобы понять передаваемое содержание. Это в равной мерс относится и к наглядным стимулам. Система знаков, с помощью которой представ­лено содержание плаката, должка быть связана опреде­ленным содержанием сознания человека, должна быть ему понятной. Раскодирование является обратной стороной описанного ранее процесса кодирования. С психологичес­кой точки зрения в основе раскодирования стимула ле­жат процессы наблюдения.

Наблюдение является функцией органов чувств (ре­цепторов), отражением в нашем сознании стимулов, воз­действующих на органы чувств (различение образов, аку­стическое восприятие и понимание слов и т.п.). Процесс наблюдения достаточно сложен. Анализом этого процесса занимаются психологи и психофизиологи. Подробное его описание с точки зрения протекания нервных процессов и функционирования рецепторов не внесло бы ничего нового в организацию пропагандистской коммуникации. Дело заключается лишь в том, чтобы стимул был как можно более доступен наблюдению.