Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Все лекции.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
300.03 Кб
Скачать

Закон Ассманна

Е.Ассманн в 1961г. сформулировал научное положение о том, что текущий прирост по запасу, а следовательно, и общая производительность древостоев максимальных значений достигают при их оптимальной сумме площадей сечений. Оптимальная сумма площадей сечения древостоев зависит от климатических и почвенно-гидрологических условий, возраста насаждений и режима хозяйственной деятельности.

Этот закон дал мощный импульс к выполнению работ по оптимизации густоты и полноты древостоев. В этих целей Е.Ассманн ввел понятия оптимальной, максимальной и критической полнот (Assmann, 1961). Критической он называл полноту, при которой еще обеспечивается 95% максимального текущего прироста по запасу.

Закон служил и продолжает служить теоретической основой для обоснования параметров оптимальных (эталонных древостоев) и составления соответствующих математических моделей и таблиц. В настоящее время признается хозяйственная целесообразность выращивания древостоев при оптимальной сумме площадей сечений, которая обеспечивается минимально возможным числом деревьев. Товарная ценность таких древостоев будет выше за счет увеличения доли крупной деловой древесины.

Закон Паттерсона-Векка

Х.Патерсон (1956), опираясь на данные многих лесных станций, изучавших потенциальную производительность лесов в разных зонах земного шара, установил, что величина прироста органического вещества является функцией гидротермического режима территории, характеризуемого сле- дующим климатическим индексом:

CVP = Tv * P * G * E / Ta * 12 * 100,

где Tv - средняя температура наиболее теплого месяца, град. С;

Ta – разность средних температур самого теплого и холодного месяцев, град. С;

P – годовая сумма осадков, мм;

G – продолжительность вегетационного периода, месяцы;

E – индекс эвапорации (редукционный коэффициент на транспирацию и испарение).

Индекс эвапорации определяется по количеству падающей световой энергии:

Е = 100 * Rp / Rs ,

где Rp – количество падающей световой энергии на полюсе;

Rs - количество падающей световой энергии на в изучаемом районе.

Климатический индекс CVP от полюса до экватора варьирует от 0 до 20000 и более. В районах, где CVP меньше или равно 25 существование растительности невозможно.

Аналогичный по форме, но несколько различающийся по содержанию входящих в уравнение переменных климатический индекс предложен Г.Векком (1957):

J = N * n * (z - 60) / (T + 10) * 92,

где N – сумма атмосферных осадков за май-июнь, мм;

n – число дней сосадками выше 0,1 мм;

z – число дней в году без мороза;

Т – средняя температура за май-июнь в десятках градусов.

По данным этого автора, коэффициенты корреляции (r) между величиной среднего прироста (полученной для 19 районов Центральной Европы) и климатическими индексами оказались равными: для индекса Паттерсона 0,69, а для индекса Века (0,77).

Зависимость между климатическим индексом Паттерсона и текущим приростом по запасу детально изучена В.Ертельдом (1966). Она передается следующими цифрами:

CVP 0-25 25-100 101-300 301-1000 1001-5000 5000 и более

Прирост, м3/га 0 0-3 3-6 6-9 9-12 12 и более

Приведенные цифры показывают потенциальные возможности крупных климатических районов. В отдельно взятых древостоях прирост по запасу может резко отличаться в зависимости от их условий местопроизрастания и таксационных характеристик.

Установлено (Erteld, 1966), что в разных географических районах определяющее влияние на текущий прирост оказывают разные климатические факторы. Так, в Центральной Европе наибольшее влияние на текущий прирост оказывает количество осадков, а в Скандинавии – температурный режим.

На прирост разных древесных пород первостепенное значение оказывают разные климатических факторы: бука и ели – количество осадков в мае-июле текущего года, дуба – летняя температура текущего года, ольхи и сосны – зимние температуры (Антанайтис и др., 1986).