Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Токсикология спиртов (копия).doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
581.12 Кб
Скачать

(По в. В. Афанасьеву и в. Д. Великовой, 1995)

Таким образом, при остром действии этанола или его функциональной кумуляции в головном мозге возникает дисбаланс между стимулирующими и тормозными медиаторными системами, обусловленный влиянием этилового спирта на деятельность, в первую очередь, ГАМК-, глутамат- и серотонинергических структур мозга. Прикладное значение этого положения заключается в том, что для лечения и последующей реабилитации алкогольной интоксикации патогенетически обоснованным представляется применение синаптотропных средств, в частности, серотонино- и опиатотропных соединений.

В то же время в патогенетическом плане нельзя не учитывать, что действие этанола на центральную нервную систему опосредуется не только эффектами целой молекулы этилового спирта, но и первым продуктом его биотрансформации – ацетальдегидом. В норме это вещество присутствует в тканях в очень низких концентрациях (10-9 М). При алкогольной интоксикации его уровень в крови и тканях повышается до 10-6 – 10-5 М, что приводит к нарушению НАД+-зависимых реакций клеточного дыхания. Обусловленное этим нарушение ресинтеза АТФ вызывает компенсаторную активацию гликолиза, кислые продукты которого, наряду с ацетатом, причастны к формированию метаболического ацидоза при острой алкогольной интоксикации.

Накопление ацетальдегида происходит как за счет деятельности ферментов биотрансформации этанола непосредственно в тканях головного мозга, так и по причине его повышенного поступления из периферической крови, связанного с тем, что под влиянием этанола временно ослабевает существующий в составе гематоэнцефалического барьера метаболический механизм защиты от альдегидов. Кроме того, при алкогольной интоксикации в мозговой ткани наблюдается усиленное образование эндогенных альдегидов, возникающих, в частности, при дезаминировании биогенных аминов и в процессах перекисного окисления липидов.

Дисбаланс тормозных и возбудительных медиаторных систем мозга, нарушение НАД+-зависимых процессов ресинтеза АТФ в нервных клетках и метаболический ацидоз являются патогенетической основой нейротоксического действия этанола.

2.4.2.Влияние этанола на сердечно-сосудистую и пищеварительную системы

Влияние алкоголя на сердце и сосуды связано с тем, что этанол является сосудистым ядом, при этом общее нарушение регуляции сосудистого тонуса проявляется на фоне вызываемых алкоголем изменений метаболизма, структуры и функции сердечной мышцы. Этанол, как и другие спирты, является типичным кардиотоксическим веществом, причем этот эффект усугубляется отрицательным влиянием алкоголя на коронарный кровоток. В клиническом плане влияние этанола на сердечно-сосудистую систему укладывается в картину алкогольной кардиомиопатии. Ряд вызванных действием этанола нарушений деятельности сердца по клинической картине напоминает диспротеинемический миокардит, часто протекающий на фоне алкогольной гепатопатии. Кроме того, при хронической алкогольной интоксикации патологоанатомически может выявляться кардиосклероз, дегенеративное ожирение миокарда, расширение полостей сердца.

Влияние алкоголя на функцию органов пищеварения многогранно и имеет достаточно сложный генез. При частом и длительном его приеме изменения со стороны органов пищеварения зачастую носят патологический характер. Так, прием слабых растворов спирта (5 – 20 %) вызывает повышение желудочной секреции, более концентрированные растворы (25 – 50 %) приводят к ее снижению и резкому усилению продукции слизи, а 70 – 96 % спирт оказывает прижигающее действие на слизистую оболочку желудка. При остром действии алкоголя нарушается также секреторная функция поджелудочной железы: сначала происходит резкое усиление секреции, а затем ее истощение. При длительном или хроническом употреблении алкоголя обычно развивается панкреатит.

В формировании токсических эффектов этанола большое значение имеет также его влияние на ткани печени. Проникновение этанола в гепатоциты происходит по градиенту концентрации. Внутриклеточный катализ этанола происходит значительно быстрее, чем усвоение освобождающейся при этом энергии, что влечет за собой очень характерные последствия воздействия этанола на клетки печени. В частности, одним из последствий этого эффекта является снижение пиридинового запаса, который необходим для нормального протекания других метаболических процессов в клетках. Из-за появления при окислении одной молекулы этанола двух анионов формируется гиперполяризация мембран гепатоцитов, а это нарушает трансмембранный массоперенос в целом. Дискоординация внутриклеточного метаболизма в гепатоците сопровождается также накоплением триглицеридов и жирных кислот, что в конечном итоге приводит к жировой дистрофии печени (жировому гепатозу). Дополнительным морфологическим субстратом алкогольной гепатопатии выступают интерстициальные воспалительные процессы и очаговые некрозы. Конечной стадией развития алкогольной гепатопатии является цирроз печени.

Этанол является субстратом для ферментов, участвующих в окислении ряда эндогенных спиртов, в частности, ретинола. Субстратная активация этих ферментов при злоупотреблении алкоголем приводит к повышению скорости разрушения ретинола и формированию функционального дефицита витамина А. В связи с этим у лиц, страдающих алкоголизмом, наблюдаются многочисленные проявления гиповитаминоза А. Хроническая алкогольная интоксикация сопровождается понижением усвояемости и развитием дефицита ряда других эссенциальных нутриентов – протеина, витаминов и микроэлементов, что служит патогенетической основой формирования полиорганной патологии.