Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дезинтеграционные факторы формирования ЕврАзЭС_...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
264.19 Кб
Скачать

2 Дезинтеграция в странах-членах ЕврАзЭс

2.1 Анализ современного состояния интеграции стран-членов ЕврАзЭс

В современном мире накоплен достаточно солидный опыт международной экономической интеграции, поскольку на планете в различных формах функционируют 26 региональных интеграционных объединений в виде пяти классических форм: пять экономических и валютных союзов; четыре общих рынка; шесть таможенных союзов и одиннадцать зон свободной торговли. При этом некоторые страны входят в разные по глубине интеграции объединения, что отражает общую закономерность разноскоростной и разноуровневой интеграции, проявляющейся и в европейском интеграционном процессе. Как в ЕС лишь часть государств образовала валютный союз в рамках более широкого таможенного союза, так и в СНГ три государства (Россия, Белоруссия и Казахстан) составили ядро с более высоким уровнем интеграции.

Изучение проблем ЕврАзЭС позволит понять причины создания организации, необходимость и цели; сложный процесс организации группировки, почему появилась эта идея, кто был инициатором, и как восприняли эту идею другие участники Содружества; движущие силы, которые стремились воплотить идею ЕврАзЭС в реальность, и кто противился этому и почему.

Итак, теория «евразийства» не является новой, еще в начале XX в. русскими учеными выдвигались проекты создания Евразийского Сообщества под главенством России, но в то время идеи не были реализованы на практике. А в конце XX века видно, что интеграция независимых государств на постсоветском пространстве просто необходима.

Почти 15 лет назад был подписан договор о преобразовании Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии, Таджикистана, Казахстана, Киргизии в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация ряда бывших республик СССР, созданная для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Состав:

  • Республика Беларусь (2001);

  • Республика Казахстан (2001);

  • Республика Киргизия (2001);

  • Российская Федерация (2001);

  • Республика Таджикистан (2001).

Государства-наблюдатели

В соответствии с Уставом ЕврАзЭС, статус наблюдателя может предоставляться государству или межгосударственной (межправительственной) организации по их просьбе. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать при необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС. Статус наблюдателя не даёт права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права подписи документов органов ЕврАзЭС. Государствами-наблюдателями являются:

  • Молдавия (2002);

  • Украина (2002);

  • Армения (2003).

Государства, приостановившие членство: Узбекистан с 2006 по 2008.

Создание ЕврАзЭС стало завершением организационно-правового оформления объединения пяти стран Содружества Независимых Государств, выбравших путь более динамичной интеграции для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза.

Задачи ЕврАзЭС:

  • завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

  • обеспечение свободы движения капитала;

  • формирование общего финансового рынка;

  • согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;

  • установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

  • создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

  • разработка и реализация межгосударственных целевых программ;

  • создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

  • формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

  • формирование общего энергетического рынка;

  • создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон;

  • обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества;

  • согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.;

  • сближение и гармонизация национальных законодательств;

  • обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества;

  • взаимодействие с ООН.[7]

Интеграция бывших Советских республик началась с создания СНГ. Спустя годы стало ясно, что ряд вопросов, особенно, в торгово-экономической сфере, не находит своего решения, и многие страны СНГ стали искать новые направления интеграционного взаимодействия. Возникла идея создания Евразийского союза в рамках СНГ, однако она не нашла поддержки. Полярность отношения к идее союза со стороны общества и политиков вполне объяснима: люди в полной мере ощущают губительные последствия разрушения единой страны, а для политиков «суверенность» является условием их существования. Кроме того, политическое коллизии в некоторых государствах Содружества, стремление к быстрой интеграции с Западом или Востоком, надежда на зарубежную помощь заслоняли необходимость сохранения наработанного десятилетиями совместного потенциала.

В 1995 г. Российская Федерация предложила новую концепцию интеграции. Она инициировала подписание двухстороннего (Белоруссия и Россия) а затем трехстороннего Соглашения о Таможенном союзе (20 января 1996 г.). В него вошли Белоруссия, Россия, Казахстан, а позднее присоединились Киргизия и Таджикистан. Решение вопросов реализации Соглашения было возложено на трехстороннюю межправительственную белорусско-казахстано-российскую комиссию, которую возглавляли вице-премьер-министры трех стран.

В соответствии с международными нормами и правилами Таможенный союз в качестве торгово-экономического объединения должен иметь:

– единую таможенную территорию;

– общий таможенный тариф;

– режим, не допускающий каких-либо тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле, за исключением случаев, предусмотренных Договором;

– упрощение и последующую отмену таможенного контроля на внутренних таможенных границах;

– однотипные механизмы регулирования экономики, базирующиеся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;

– органы управления;

– единую таможенную политику и применение единых таможенных режимов.

Одной из основных задач формирования Таможенного союза являлось создание единой таможенной территории. Это предполагало, в первую очередь, применение Общего таможенного тарифа и мер нетарифного регулирования внешней торговли во взаимоотношениях с третьими странами.

Формирование Общего таможенного тарифа (ОТТ) на товары, ввозимые на единую таможенную территорию, включает в себя согласование ставок ввозных пошлин национальных таможенных тарифов стран-участниц по всем товарным позициям в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Основными целями созданного Таможенного союза стали:

– обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;

– гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;

– укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства;

– создание условий для формирования общего экономического пространства;

– создание условий для активного выхода государств – членов Таможенного союза на мировой рынок.

Для реализации этих целей стороны договорились в два этапа осуществить комплекс взаимосвязанных мероприятий по формированию Таможенного союза, включающих следующие обязательные элементы:

На первом этапе – отмена тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле. При этом должны быть созданы полностью идентичные системы регулирования внешних экономических связей (в том числе тарифного и нетарифного регулирования), а также установлены одинаковые торговые режимы, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

Было решено провести унификацию внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность. Для этого договорились предоставлять друг другу тексты действующих актов, содействовать в разъяснении и угощении содержания их положений, относящихся к реформированию национальной экономики.

Также на этом этапе государства договорились сформировать механизм взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями на основе делегирования соответствующих полномочий одному из государств-участников.

Решили организовать контроль за правоприменительной практикой и обеспечением единообразия осуществления методов контроля за недопущением несанкционированного реэкспорта товаров в третьи страны; осуществления платежно-расчетных отношений по торговым и неторговым операциям на двусторонней и многосторонней основе; применения единого регулирования внешних экономических связей в отношении третьих стран; сближения экономических условий хозяйствования; ведения таможенной статистики внешней торговли; осуществления надежного таможенного контроля на внешних таможенных границах государств-участников.

В настоящее время в составе ЕврАзЭС шесть стран-участниц: Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан.

Примечательной особенностью стран-участниц ЕврАзЭС являются большие различия в отраслевой структуре экономики. Киргизия и особенно Таджикистан относятся к числу аграрных стран, Казахстан – индустриально-аграрная страна, а Беларусь и Россия относятся к числу индустриальных стран. Причем у России наблюдаются некоторые признаки постиндустриальности – динамичное развитие сферы услуг, современных видов телекоммуникаций, информационных технологий. В целом при движении от Таджикистана к Беларуси и в России – с востока на запад в экономике возрастает доля отраслей с более высокой добавленной стоимостью. Соответственно, страны имеют свою специализацию в международном разделении труда и дополняют друг друга в основном на межотраслевом уровне, что, с одной стороны создает условия для сотрудничества в сфере кооперации, с другой, неизбежно создает трудности в создании конкурентной среды и единого таможенного пространства.

Таким образом в условиях развития ЕврАзЭС, как региональной интеграционной группировки, имеется много специфических черт, которые не наблюдаются в других межгосударственных экономических объединениях, действующих по модели зоны свободной торговли или таможенного союза.

Среди них следует выделить: большие контрасты стран-участниц по уровню развития при общем его низком уровне, их культурно-цивилизационную и политическую неоднородность; большие расстояния, разделяющие страны-участницы при отсутствии надежных, разветвленных средств коммуникации; слабую экономическую связанность северного и южного субрегионов при довольно ограниченных взаимосвязях внутри последнего; слабо развитую связующую инфраструктуру интеграции. С тем, как будет эволюционировать проблема равновесия между Европой и Азией, во многом связаны перспективы Сообщества.

Одним из главных факторов развития ЕврАзЭС является позиция России. Существуют реальные экономические интересы России, которые в основном связаны с расширением сотрудничества с Казахстаном и Белоруссией в сфере энергетики, промышленности, транспорта и коммуникаций, а также космоса. Причем экономическое сотрудничество с Казахстаном особенно важно для сибирских, уральских и поволжских регионов России. Большое значение имеет то обстоятельство, что режим таможенного союза и создаваемого единого экономического пространства будет способствовать приходу российских компаний в страны Сообщества и созданию транснациональных компаний, но пока этому препятствуют, в частности, высокая доля государства в экономике Беларуси и иностранных компаний в ключевых отраслях Казахстана.

Для России также резко увеличилось транзитное значение Казахстана в связи с возобновлением крупномасштабных поставок газа из Туркмении и в связи с формированием коридора Европа – Россия – Казахстан – Китай.

Беларусь исключительно важна для России как транзитный коридор, связывающий ее, а также и других участников ЕврАзЭС с Европой.

В Киргизии для России большой интерес представляют месторождения урановых руд (Кара-Балтинский и Кайрактинский комбинаты) и предприятие по производству полукристаллического кремния (Таш-Кумырская долина), многочисленные золотоносные месторождения, крупные энергоресурсы, некоторые предприятия ВПК.

В Таджикистане Россия заинтересована в контроле над этими объектами гидроэнергетики, играющими ключевую роль в энергетике Центральной Азии. Планируется, что Россия вместе с другими странами ЕврАзЭС примет участие в строительстве Сангтудинской ГЭС, что позволит наладить крупный экспорт электроэнергии из Таджикистана в Россию, в чем последняя сильно заинтересована. Для этой цели в ближайшее время будет построена линия электропередачи через Казахстан.

Для России сегодня и, особенно в будущем, большое значение имеет привлечение из стран Сообщества рабочей силы. Однако неконтролируемый приток мигрантов создает напряженность на региональных рынках труда, обостряет криминогенную ситуацию и тем самым вынуждает федеральные и региональные власти ужесточать контроль за въездом и деятельностью граждан из стран ЕврАзЭС на территории России.

Анализ показал, что в Евразийском экономическом Сообществе в целом имеет место тенденция роста общего объема внешнеторгового оборота, однако по отдельным государствам-членам ЕврАзЭС этот показатель имеет неоднозначный характер. Так, если в республиках Беларусь и Таджикистан среднегодовой темп прироста выше, чем в среднем по странам Сообщества и составляет соответственно 1,35 и 0,55%, то в Казахстане, России и Кыргызстане, напротив, этот показатель ниже среднего.

В сложившейся ситуации необходимо было определить уровень согласия и тесноту связи по осуществлению внешнеторгового оборота между странами-участницами Евразийского Сообщества. С этой целью был использован коэффициент Г. Т Фехнера, как показатель тесноты связи. Для определения этого коэффициента были рассчитаны отклонения показателей экспорта по отдельной стране от средней величины экспорта в целом по ЕврАзЭС для признака (х) и отклонения показателей импорта по отдельной стране для признака (у), а также число случаев совпадения знаков отклонений (х) и (у) (через а), и число случаев несовпадения отклонений (х) и (у). Результаты расчетов должны были показать, что если данный коэффициент имеет положительный знак, то существует прямая зависимость между интегрирующими государствами, если отрицательный, то такая зависимость отсутствует. Чем ближе этот показатель к 1, тем теснее связь между странами интеграционной группировки и, напротив, чем ближе к 0, тем эта связь слабее.

Расчет коэффициента Г Т Фехнера в рамках создания зоны свободной торговли показал отрицательное значение и составил минус 0,2 Это говорит о том, что торговая деятельность стран Сообщества не соответствует объявленным принципам зоны свободной торговли, что предполагает активизацию внешнеэкономических связей, с тем, чтобы добиться положительного значения этого коэффициента.[18]

Таким образом, изменение долевого участия стран во взаимном товарообороте следует признать невысоким. Это означает, что в объявленной зоне свободной торговли сначала в рамках СНГ, затем на просторах ЕврАзЭС, фактического изменения структурного сдвига не происходит, что свидетельствует о декларативном характере принимаемых в рамках Сообщества решений. В этом случае, страна, являющаяся центросистемной силой группировки, не выполняет функцию объединения группировки.

Важным моментом в исследовании интеграционных процессов в рамках региональной группировки является определение степени интегрированности стран-участниц объединения. Для этого используется ранговый коэффициент согласия — коэффициент конкордации.

Расчеты показали, что степень интегрированности стран на евразийском пространстве в настоящий период находится на стадии формирования. Взаимозависимость между странами по объему межгосударственной торговли, в том числе, экспорту и импорту составляет в современных условиях соответственно 7,88, 8,75 и 9,41 %. Однако необходимо отметить, что статистический анализ этих же показателей за период с 1996 по 2001 гг. был значительно выше и составлял 17,7, 8,35 и 11,31 % соответственно.[8] Подобную ситуацию можно объяснить тем, что государства-члены Евразийского Сообщества функционировали в тот период в рамках СНГ, и, следовательно, тесноту связи в сфере торговли, в некоторой мере, можно объяснить сохранившимися торгово-экономическими отношениями между бывшими советскими республиками.