Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
НЭП 1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
123.39 Кб
Скачать

Новая экономическая политика

Особое место в истории России и СССР занимает начало  20–х годов. Они характеризуются, прежде всего, переходом от гражданской войны к миру, отказом от политики «военного коммунизма», приведшей к серьезному политическому кризису. Переход к новой экономической политике (НЭП) был объективно обусловлен и жизненно необходим. Главная причина замены прежней политики на НЭП, состояла в том, что внутренний политический кризис привел к недовольству не только значительную часть крестьянства, но и рабочих. В этой связи у политического руководства государства возникла необходимость критического анализа теоретического и практического опыта первых лет Советской власти, развития положений теории основоположников марксизма и уточнения собственных воззрений на социализм.

Теоретические и практические ошибки РКП(б) и Советского правительства, выявленные в экономической политике, сводились к следующему: недооценка объективных законов развития общества, в частности закона стоимости, денежного обращения, экономических интересов; свертывание рынка и переход на прямой продуктообмен между городом и деревней без свободной торговли, то есть посредством административно–командных, снабженческих методов; забегание вперед и попытка «введения» социализма, создания основ его экономики с помощью таких рычагов, как продразверстка и внеэкономическое принуждение к труду; внеэкономическое, административно–командное обобществление собственности на средства производства.

Переход к НЭПу потребовал отказаться от некоторых догм в теории и на практике. Находившийся в России американский бизнесмен очень верно подметил, что если бы предложил НЭП не В.И.Ленин, а кто–нибудь другой, то «этого человека, наверное, расстреляли бы как предателя революции». Не случайно при высочайшем политическом авторитете В.И.Ленина его предложение, внесенное 8 февраля 1921г. в Политбюро ЦКРКП(б) о замене продразверстки продналогом, вызвало бурные дебаты. Предложение обсуждалось более месяца. Оказалось, что очень многие близкие соратники В.И.Ленина не разделяют его взгляды. Особенно резко возражал против замены продразверстки продналогом Нарком продовольствия А.Д.Цурюпа, считая, что при продналоге государство не сумеет собрать необходимый продовольственный фонд. Свою точку зрения по вопросу новой экономической политики В.И.Ленин обосновал в марте 1921г. на X съезде РКП(б), а затем в ряде печатных работ. Например, в апреле 1921г. В.И.Ленин в брошюре «О продовольственном налоге» глубоко обосновал сущность, цель и значение НЭПа. Далее он углублял и развивал положения о новой экономической политике на XI съезде партии, X Московской губпартконференции, III и IV Конгрессах Коминтерна, на IX Всероссийском съезде Советов. Вначале 1922г. ЦК РКП(б) по предложению В.И.Ленина принял директиву, в которой подчеркивалось, что «новая экономическая политика является достаточно твердо и ясно установленной».

НЭП – это, прежде всего, новая социальная философия, уточнение и конкретизация теоретических положений о социализме, отказ от некоторых устоявшихся догм, новые воззрения на товарно–денежные отношения, экономические интересы и механизмы рыночного регулирования в условиях становления социалистического строя. Несомненно, центральным элементом НЭПа стала замена продразверстки на продналог, что позволяло крестьянину продавать излишки, материально стимулируя тем самым развитие сельскохозяйственного производства, повышение продуктивности, производительности труда.

«Определяющим моментом НЭПа, – отметил Н.И.Бухарин, – является существование – в той или иной мере – рыночных отношений. Этоважнейший критерий, определяющий сущность НЭПа».

Еще точнее и конкретнее раскрыл сущность НЭПа Н.И.Рыков в речи на IВсероссийском съезде представителей биржевой торговли 11января 1923г. «Очередные задачи торговой политики и практика». Характеризуя коренную разницу между новой экономической политикой и старой, он подчеркнул, что «она заключается прежде всего в господстве при НЭПе товарного и денежного обращения, замене продразверстки продналогом, развязывании торговли, установлении связи между потребителем и промышленностью не на основе снабжения, а на основе свободного обмена. Основа, узел новой экономической политики заключается в торговле». НЭП–долговременная стратегия, предполагающая строить социализм не на голом энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного революцией, на личной материальной заинтересованности, на хозяйственном расчете. Руководству страны была понятна и опасность НЭПа: появление новой буржуазии, возникновение реставраторских тенденций и возможность «термидора», мелкобуржуазной контрреволюции, а также «тихой» реставрации капитализма. Однако в тот момент положительный исход НЭПа связывался с тем, что в руках Советского государства находились все командные высоты , а «нэпманы» не допускались к участию в политической жизни. Поэтому делалось все, чтобы социалистический сектор экономики контролировал и регулировал другие социально–экономические уклады народного хозяйства страны. Следовательно, развитие социалистического уклада несло в себе гарантию успешного решения задач переходного периода. Таким образом, НЭП позволил оживить и социалистический уклад, повысить его системообразующую роль в переходной многоукладной экономике.

К числу основных направлений НЭПа следует отнести, во–первых, укрепление экономической смычки на основе торговли между рабочим классом и крестьянством, между городом и деревней. Это означало подведение под политический союз рабочих и крестьян материальной основы, что обусловливало их более активное вовлечение в сложный процесс строительства социализма.

Во–вторых, определение нового отношения к частному капиталу, его рамок в модернизированных производственных отношениях по принципу: контроль за его «допущением, регулированием и вытеснением». Эта возможность реализовывалась посредством командных высот, принадлежавших диктатуре пролетариата. В–третьих, НЭП позволил реорганизовывать крупную государственную промышленность на основе самостоятельных, хозрасчетных трестов, синдикатов, а также концессий. Это позволяло с помощью внутренних источников накопления постепенно перейти к расширенному воспроизводству, а в дальнейшем – к ускоренной, форсированной индустриализации экономики страны.

В–четвертых, новая экономическая политика закладывала основы кооперирования в деревне, ибо поощряла развитие сети снабженческо–бытовых, потребительских, кредитных, извозных, подсобно–промышленных кооперативов.

В–пятых, выдвигались задачи проведения финансовой реформы, укрепления рубля, преодоления инфляции, перехода от «эмиссионной системы» к здоровому денежному обращению. В–шестых, новая экономическая политика предполагала решение сложной задачи планомерно–пропорционального регулирования рыночных отношений, позволяла выровнять экономический фронт, поднять его уровень и эффективность, привести в адекватное состояние с уровнем политического уклада советского социалистического общества. Следует отметить, что цели и задачи экономического строительства решались не без труда, не без ошибок и недостатков. Практика показала, что поспешили с арендой земли, и поэтому в Законе «Отрудовом землепользовании» от 22 мая 1922г. была разрешена трудовая аренда как временная переуступка прав на землепользование. Однако арендатор не имел права эксплуатировать при этом наемный труд, а должен был обрабатывать землю только силами членов своей семьи.

Пришлось отменить действие Постановления ВСНХ от 29ноября 1920г., согласно которому национализировались все предприятия, имеющие число рабочих свыше 5человек при механическом двигателе и 10человек – без двигателя. 

Сталаразвиваться кустарная промышленность. Разрешалась аренда предприятий. На рельсах НЭПа более одной трети мелких и средних промышленных предприятий были сданы в аренду. Разрешилась сдавать в аренду средства производства. На основании Декрета СНК от 7июля 1921г. частным лицам разрешалось открывать предприятия с числом рабочих до 20человек. Начиная с 1921г. Советское правительство пошло по пути создания концессий. Концессионер становился арендатором национализированного государственного предприятия. К1933г. в СССР насчитывалось 229таких концессий.

Имели место просчеты и недоработки в реализации НЭПа. Смычка города с деревней еще не была создана, хотя деревенские жители были довольны новой политикой. Не удалось полностью поставить, как намечалось, частный капитал в рамки контроля и регулирования со стороны государства. В 1923г. возник серьезный кризис по причине «ножниц» цен на промышленные и сельскохозяйственные товары, что вызвало недовольство крестьян. В 1924г. – очередной кризис, но уже на торговом фронте, возникший вследствие неумелого и преждевременного наступления на частный капитал, что расстроило рыночный оборот.

В 1925г. дали о себе знать серьезные диспропорции в развитии отношений города и деревни, что проявилось в обострении товарного голода на продукцию промышленности. Следствием этого стало уменьшение предложения рынку продукции сельского хозяйства. Экономические отношения с промышленностью вновь «зашатались». В1926–1927гг. с новой силой встала проблема государственного регулирования цен, возникла так называемая «кулацкая хлебная стачка», а в 1928г. пришлось вновь пойти на изымание хлеба у зажиточных крестьян и кулаков.

Несмотря на эти досадные недоразумения, ошибки и недостатки, в итоге реализации НЭПа удалось поднять жизненный уровень народа. Ксередине 20–х годов сельское хозяйство по многим показателям превзошло довоенный уровень (1913г.), а затем, к 1928–1930гг., заметно превысило его. Посевные площади к концу 1926г. увеличились на 5,3млн. га по сравнению с 1913г., в 1928г. – на 8 млн. га. Средняя урожайность зерновых культур в 1922–1925гг. составляла 7,6 ц. с га (в1909–1913гг. – 6,9 ц. с га). В 1925г. в целом по СССР было произведено хлеба на 1,7млрд. пудов больше, чем в 1920г., то есть увеличение составило 1,6раза. В итоге в 1926г. крестьяне стали больше, чем в 1923г., потреблять: молока и молочных продуктов – почти в два раза, сала – в 3 раза, масла коровьего – в 1,5раза. Заметно повысилась рождаемость, прирост населения. Выполнение намеченных НЭПом реформ позволило восстановить работу тяжелой и легкой промышленности. Так, в 1925г. уже 41,5% всех расходов крупной индустрии покрывалось за счет собственных ее ресурсов. Одновременно шла работа над выполнением плана ГОЭЛРО.

Наряду с развитием товарно–денежных и рыночных отношений Совнарком придавал важное значение регулированию этих процессов, называя первые советские планы планами «экономического и социального развития», позволяющими устанавливать сроки для производства коренных социальных изменений. Не случайно, что почти одновременно с концепцией 

НЭПа (март 1921г.), в феврале 1921г., был сформирован Госплан с большими функциями и полномочиями. План ГОЭЛРО был досрочно выполнен к исходу первой пятилетки (1928–1932гг.).

Реализация НЭПа подняла благосостояние горожан. Так, в 1927–1928гг. горожане стали потреблять свыше 41 кг мяса на душу населения, а жители деревни – 22,6 кг (в 1913г. среднедушевое потребление мяса составляло 29 кг). Население было обеспечено хлебом: примерно 180 кг зерна на человека в городе и 229 кг, в деревне; а также молоком, крупой, растительным маслом.

На рубеже 20–30–х годов И.В.Сталин и его сторонники в Политбюро ЦК ВКП(б) встали на путь свертывания и пересмотра принципов новой экономической политики. Началась полоса ликвидации многоукладности в экономике, укрепления командно–административной системы управления народным хозяйством СССР.

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП) (1921–1929)

(кратко)

НЭП - политика советской власти, при которой все предприятия одной отрасли промышленности подчинялись единому центральному органу управления – главному комитету (главку). Сменила политику «военного коммунизма». Переход от «военного коммунизма» к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии в марте 1921. Первоначальная идея перехода была сформулирована в работах В.И.Ленина 1921–1923: конечная цель остается прежней – социализм, но положение России после гражданской войны диктует необходимость прибегнуть к «реформистскому» методу действий в коренных вопросах экономического строительства. Вместо прямой и полной ломки старого строя для замены его новым общественно-экономическим укладом, проводившейся в годы «военного коммунизма», большевиками был предпринят "реформистский" подход: не ломать старого общественно-экономического уклада, торговли, мелкого хозяйства, мелкого предпринимательства, капитализма, а осторожно и постепенно овладевать ими и получать возможность подвергать их государственному регулированию. В последних работах Ленина концепция НЭПа включала идеи об использовании товарно-денежных отношений, всех форм собственности – государственной, кооперативной, частной, смешанной, хозрасчета. Предлагалось временно отступить от достигнутых «военно-коммунистических» завоеваний, сделать шаг назад с тем, чтобы набраться сил для скачка к социализму.

Изначально рамки нэповских преобразований определились руководством партии тем, в какой мере реформы укрепляли ее монополию на власть. Основные меры, проведенные в рамках НЭПа: продразверстка заменена продовольственным налогом, затем последовали новые меры, призванные заинтересовать широкие социальные слои в результатах своей хозяйственной деятельности. Легализовалась свободная торговля, частные лица получили право заниматься кустарными промыслами и открывать промышленные предприятия с числом рабочих до ста. Мелкие национализированные предприятия возвращались прежним владельцам. В 1922 было признано право на аренду земли и использование наемного труда; отменена система трудовых повинностей и трудовых мобилизаций. Натуральная оплата труда заменена денежной, был учрежден новый государственный банк и восстановлена система банков.

Все эти изменения правящая партия проводила, не отказываясь от своих идеологических воззрений и командных методов руководства социально-политическими и экономическими процессами. «Военный коммунизм» сдавал свои позиции постепенно.

Для своего развития НЭП нуждался в децентрализации хозяйственного управления, и в августе 1921 Совет Труда и Обороны (СТО) принял постановление реорганизовать главкистскую систему, при которой все предприятия одной отрасти промышленности подчинялись единому центральному органу управления – главному комитету (главку). Было сокращено количество отраслевых главков, в руках государства оставались только крупная промышленность и базовые отрасли хозяйства.

Частичное разгосударствление собственности, приватизация многих ранее национализированных предприятий, система ведения экономики на основе хозяйственного расчета, конкуренции, внедрение аренды совместных предприятий – все это характерные черты НЭПа. В то же время, эти «капиталистические» экономические элементы сочетались с мерами принуждения, усвоенными в годы «военного коммунизма».

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».

Однако уже на раннем этапе НЭПа (1921–1923) признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинство руководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу», опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма. У многих большевиков сохранялись «военно-коммунистические» иллюзии о том, что уничтожение частной собственности, торговли, денег, равенство в распределении материальных благ ведут к коммунизму, а НЭП есть измена коммунизму. По сути своей, НЭП был рассчитан на то, чтобы продолжая курс на социализм, путем лавирования, социального компромисса с большинством населения двигать страну к цели партии – социализму, хотя и более медленно и с меньшим риском. Считалось, что и в рыночных отношениях роль государства прежняя, как и при «военном коммунизме», а экономическую реформу оно должно проводить в рамках «социалистичности». Все это учитывалось в принятых в 1922 законах и в последующих законодательных актах.

Допущение рыночных механизмов, приведшее к восстановлению экономики, позволило политическому режиму укрепиться. Однако принципиальная несовместимость его с сущностью НЭПа как временного экономического компромисса с крестьянством и буржуазными элементами города неизбежно вела к отторжению идеи НЭПа. Даже в самые благоприятные для его развития годы (до середины 20-х) поступательные шаги в проведении этой политики делались неуверенно, противоречиво, с оглядкой на пройденный этап «военного коммунизма».

Советская и в значительной своей части постсоветская историография, сводя причины свертывания НЭПа к чисто экономическим факторам, лишила себя возможности в полной мере раскрыть его противоречия - между требованиями нормального функционирования экономики и политическими приоритетами партийного руководства, направленными сначала на ограничение, а затем и полное вытеснение частного производителя.

Трактовка руководством страны диктатуры пролетариата как подавления всех с ней не согласных, а также сохранившаяся у большинства кадрового состава партии приверженность «военно-коммунистическим» взглядам, усвоенным в годы гражданской войны, отражали свойственное коммунистам неуклонное стремление к достижению своих идейных установок. При этом стратегическая цель партии (социализм) оставалась прежней, а НЭП рассматривался как временное отступление от достигнутого за годы «военного коммунизма». Поэтому делалось все, чтобы не позволить НЭПу выйти за пределы, опасные для этой цели.

Рыночные методы регулирования экономики в нэповской России сочетались с внеэкономическими, с административным вмешательством. Преобладание государственной собственности на средства производства, крупной промышленности, являлось объективной основой такого вмешательства.

В годы НЭПа партийно-государственные верхи не хотели реформ, а были озабочены тем, что частный сектор получит преимущество перед государственным. Охваченные боязнью НЭПа, они принимали меры по его дискредитации. Официальная пропаганда всячески третировала частника, в общественном сознании формировался образ «нэпмана» как эксплуататора, классового врага. С середины 20-х меры по сдерживанию развития НЭПа сменились курсом на его свертывание. Демонтаж НЭПА начался негласно, сначала мерами по налоговому удушению частного сектора, затем лишению его правовых гарантий. При этом на всех партийных форумах провозглашалась верность новой экономической политике. 27 декабря 1929 в речи на конференции историков-марксистов Сталин заявлял: «Если мы придерживаемся НЭПа, это потому, что она служит делу социализма. А когда она перестанет служить делу социализма, мы новую экономическую политику отбросим к черту».

В конце 20-х, посчитав, что новая экономическая политика перестала служить социализму, сталинское руководство ее отбросило. Методы, которыми оно сворачивало НЭП, указывают на различие подходов Сталина и Ленина к новой экономической политике. По Ленину, с переходом к социализму НЭП себя изживет в ходе эволюционного процесса. Но к концу 20-х социализма в России еще не было, хотя он и был провозглашен, НЭП себя не изжил, но Сталин, вопреки Ленину, совершил «переход к социализму» насильственным, революционным путем.

Одним из негативных аспектов этого «перехода» явилась политика сталинского руководства по ликвидации так называемых «эксплуататорских классов». В ходе ее осуществления деревенскую «буржуазию» (кулаков) «раскулачивали», конфисковали все ее имущество, ссылали в Сибирь, а «остатки городской буржуазии» - предпринимателей, занимавшихся частной торговлей, ремеслом и продажей своих изделий («нэпманов»), а также членов их семей лишали политических прав («лишенцы»); многих подвергали судебным преследованиям.