Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoriografia_vsemirnoy_istorii_1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
565.25 Кб
Скачать
  1. Историография Великобритании первой половины XX века.

В Англии было меньше госучастие в науке, поэтому английская историография отставала от немецкой, французской и американской школ. Только к началу XX века появилось понимание того, что историк – это профессия, род занятий требующий профессиональной подготовки. В Лондоне появляется центр исторических исследований во главе с Поллардом. Формируются научные исторические общества. Ведущей областью исследований по прежнему оставалась медиевистика, в 30-е гг. наметился крен в сторону Новой истории, появляются соответствующие кафедры в ведущих вузах.

Джон Берри считал, что нельзя в истории искать общих закономерностей. Рассуждения Берри совпадали с релятивистским пониманием истории ради истории. Ставил задачу изучения более единичного, уникального, так как история это искусство и литература.

Робин Колингвуд выступил с критикой идей позитивизма и изложил свои в работе «Идея истории», история – это не закономерность, а процесс, и что один процесс просто трансформируется в другой процесс. Главная задача историка – творческий анализ данного процесса.

На основе работ старой вигской школы – работы Рида, Блэка.

Книга «Вигская интерпретация истории» создала Баттерфилду известность как историку. В момент публикации ему был 31 год, он преподавал в Кембридже. Книга представляла собой достаточно расплывчатое эссе, однако сама странная фраза «виг-интерпретация истории» западала в память студентов.

В книге Баттерфилд определил «виговскую» историю как существенно телеологическую: «тенденция большинства историков писать на стороне протестантов и вигов, восхвалять революции, гарантировала их успешность. Они акцентировали определенные черты прогресса в прошлом и создавали историю, которая является ратификацией, если не восхвалением настоящего». Хотя Баттерфилд подразумевал английскую партию виги, его наблюдение выходило далеко за рамки данного феномена. Оно имело отношение к капиталистическим историкам, которые оправдывали доминирование индустриального запада, американским историкам, которые фиксировали уверенный подъем Соединенных Штатов до мировой силы, либеральным историкам и социологам, которые восхваляли триумф средних классов и даже евангелистам, которые рассматривали себя как непосредственных последователей апостола Павла, Мартина Лютера или какой-либо другой ключевой фигуры.

Баттерфилд в своей критике имел в виду не только историков-современников. Его критика построения линии прогресса от варварского прошлого к прекрасному настоящему может быть применена к более общим примерам. «Виг-интерпретацией истории» или историей, написанной победителями, Баттерфилд называет также и исторические труды эпохи Просвещения, для которых в полной мере характерен исторический позитивизм.

Позитивистские историки рассматривали мыслителей прошлого исходя из критериев современного знания. Все, что соответствовало новой концепции, восхвалялось, а все, что ей хоть сколько-нибудь противоречило, отвергалось как суеверие и слепая догма. Идеи, которые совпадали с их рационалистическими взглядами, они описывали как храбрые, смелые и творческие, независимо от того было ли оправданным придерживаться такой позиции в данный исторический период. И напротив, идеи, которые современная наука не одобряла, рассматривались как опасные, конформистские и не истинные, не учитывая того, была ли разумна такая позиция в свете тогдашнего знания. Научная революция, по мнению Баттерфилда, «... опрокинула авторитет в науке не только средних веков, но и древнего мира, ... так как она имела своей целью не только устранение схоластической философии, но и разрушение аристотелевской физики, она затмила все, что связано с возникновением христианства и свела Возрождение и Реформацию к рангу простых эпизодов, простых внутренних сдвигов внутри системы средневекового христианства».

По мнению Баттерфилда «виговская» история искажает прошлое и должна быть пересмотрена. Оценка знания прошлого через призму знания современности является искаженным восприятием действительности. Историк должен погрузиться в контекст истории, постараться оценить прошлое через призму интеллектуального климата той эпохи, которую он изучает. Только при этом условии, по мнению Баттерфилда, возможна объективная оценка исторических событий прошлого.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]