
- •Внешнеэкономических связей экономики и права» в г. Кирове фещенко п.Н.
- •Введение
- •1. Понятие и содержание виктимологии
- •2. Виктимность как качество потенциальной жертвы: типы и значение.
- •3. Виктимизация и ее разновидности.
- •4. Виктимологическая профилактика: содержание и современное состояние
- •4.1 Особенности виктимологического предупреждения различных видов преступности.
- •4.2 Виктимология, терроризм и Трудовой кодекс
- •Заключение
- •Литература
- •Приложение № 1
- •Наши дети
- •Признаки почтовых отправлений, содержащих взрывные устройства
- •Визуальный осмотр
3. Виктимизация и ее разновидности.
Виктимизацию рассматривают как процесс приобретения соответствующих качеств, делающих лицо потенциальной жертвой или результат преступного посягательства. Некоторые авторы процесс приобретения качеств заменяют на процесс превращения лица в жертву преступления.
В обоих случаях общим является рассмотрение виктимизации как категории динамической.
Как представляется нас волнует прежде всего первая часть вопроса, и ее целесообразно рассматривать также применительно к различным видам виктимности.
С точки зрения личностной виктимности речь может идти о небрежности, когда лицо не предвидит угроз или халатности, когда в силу переоценки своих качеств безосновательно думает, что сможет предотвратить нежелательные для себя последствия.
В обоих случаях речь может идти о «личностной виктимности» как последствиях недостаточности знаний в определенной сфере (бизнес, боевые искусства, вождение автомобиля по скользкой дороге и т.д.)
Отдельного рассмотрения заслуживает ситуация опасности стать жертвой террористического акта по месту своей работы, что можно рассмотреть в увязке с положениями нового Трудового кодекса. (Раздел 5.2, Приложение 3).
Важным аспектом является и проблема детской виктимности, когда, с одной стороны, дети могут быть недостаточно осторожны в силу проблем воспитания и образования, с другой – могут быть поставлены в виктимную ситуацию в силу легкомысленности («виктимности») взрослых, оставивших, например, ребенка одного на вокзале (Приложение 1), а также деятельности государства и общества, не могущих защитить ребенка от преступности, безденежья, безделья в летний период, алкоголя и наркотиков, калечащего детскую психику воздействия телевидения.
В то же время дети, подростки, больные, слабые, женщины (в отличии от мужчин) в силу физической слабости могут рассматриваться как обладатели «личностной виктимности», процесс приобретения которой у одних начинается с рождения, а у других – после перенесенной травмы, болезни и т.п.
Очевидно, что подросток, насмотревшийся рекламы о том, что лучший отдых – это компания с распитием пива, в большей степени может стать жертвой преступного посягательства, чем трезвый человек. Но кто персонально ответит за такую виктимизацию?
В целом виктимизацию как процесс можно условно разделить на последствия деятельности государственных и иных органов, создающей проблемы для всего населения, категорий и групп населения, отдельных граждан, деятельности конкретных лиц или своих собственных поступков.
В первом случае речь может идти об уже рассматривавшейся выше ситуации с военными действиями в Ираке, когда «виктимизировалось» все население США, об экономических решениях, следствием которых стало обнищание значительных масс населения, вынужденных пойти в рискованный «челночный бизнес», соглашаться на любую сомнительную работу, в том числе за границей (что привело массы девушек в зарубежные криминальные притоны), дискредитация «силовых структур» и раздувание в СМИ идеи «порочности стукачества», что в итоге привело к существенному росту латентности преступности, нежеланию очевидцев сообщать о преступниках и жертвах насилия и т.д., а в итоге – росту сил организованной преступности и вероятности населения стать ее жертвой.
Вторым уровнем можно считать действия должностных лиц, отказывающих в трудоустройстве (несовершеннолетним, выпускникам ВУЗов «без стажа», бывшим осужденным и т.д.), оставляющим без денег доверчивых участников строительных компаний, «пирамид» и т.п., родителей, бросающих на произвол судьбы детей, руководителя предприятия, прекращающего из «интересов бизнеса» финансирование детской секции и передающий «пионерский лагерь» под базу отдыха состоятельных покупателей, отключающих ночное освещение в городе и снимающих «лишние автобусы» с ночного маршрута … Здесь же и действия родителей, оскорбивших ребенка и создавших стрессовую ситуацию, заставившую его убежать из дома, и деятельность более старших, спаивающих младших, и подруги, приглашающие в «веселую компанию» …
Третий уровень – свое личное действие – согласиться на вино или компанию, или бездействие (ну и что, что в автобусе под сиденьем лежит бесхозная сумка – авось не рванет!). Зачем слушать родителей – чему они могут научить? Зачем проходить техосмотр, когда «талон» можно купить и т.д.
Все это в итоге может и должно анализироваться в рамках причинно-следственного комплекса как влияющее в итоге на наступление события преступления и размер ущерба и активно использоваться в предупредительно-профилактической деятельности.
Виктимизацию следует рассматривать в двух аспектах — индивидуальном (виктимизация отдельного субъекта от конкретного преступления) и массовом (множество, суммарное выражение актов виктимизации, в конечном счете как виктимизация от преступности). Приведенные выше параметры массовой виктимности (ее структура, виды и т. п.), собственно, и есть результативная массовая виктимизация, виктимизация от преступности.
По мнению ряда авторов, с которым нельзя не согласиться, виктимизация имеет структуру, которая на индивидуальном уровне включает такие элементы, как субъект и объект виктимизации, субъективная (эмоционально-волевая) и объективная (ситуативная) стороны виктимизации. Виктимизация на массовом уровне включает аналогичные элементы, но представляющие собой определенные суммарные выражения наиболее типичных качеств индивидуальной виктимности, реализующихся в множестве актов причинения вреда конкретным лицам конкретными преступлениями. Именно это обстоятельство позволяет не только классифицировать потерпевших, но и разработать их социально-психологическую типологию.
Понятие «субъект виктимизации» логично связывается с понятием «жертва», но они совпадают не всегда.
Субъект индивидуальной виктимизации — это всегда физическое лицо, непосредственная жертва преступления (потерпевший).
Субъект массовой виктимизации — это множество, совокупность жертв — субъектов индивидуальной виктимизации. Но это не особая, представляющая собой иное, новое качество, коллективная жертва. В данном случае понятия субъекта виктимизации и жертвы не совпадают.
Объект виктимизации — это охраняемые уголовным законодательством общественные отношения (блага, ценности), которые в результате виктимизации подверглись социально нежелательным изменениям, причинно связанным с совершением преступления.
Объективную сторону виктимизации составляют элементы ситуации: место, время, способ причинения вреда, поведение потерпевшего в виде провокации, содействия, противодействия виктимизации, последствия виктимизации, т. е. то, что существует вне (хотя и не всегда независимо) субъекта виктимизации.
Субъективная сторона виктимизации включает: мотивы, цели, умысел или неосторожность потерпевшего, определяющие его «вклад» в механизм причинения вреда, восприятие, осознание и отношение к результатам виктимизации. Вместе с тем, очевидно, что типичные виктимные характеристики позволяют определенным образом дифференцировать субъектов виктимизации (но не жертв!): наряду с отдельными лицами (индивидуумами) следует выделять семьи, трудовые и иные формальные коллективы и даже общество.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что виктимизация представляет собой процесс, могущий начинаться с рождения конкретного лица, включающий приобретение качеств виктимности в результате пробелов в образовании, воспитании, внешнего воздействия, приобретения, в том числе помимо личностной виктимности еще и ролевой виктимности после поступления на соответствующую «опасную» работу и т.п.
Далее процесс предполагает наличие этапа доведения информации о виктимности лица до преступника (потенциального преступника) и появление (формирование) ситуации, которая сама по себе добавляет виктимности или позволяет реализовать преступнику свой замысел в силу наличия в данном месте и в данное время (при благоприятных условиях) еще и лица с подходящими «виктимными « характеристиками. В последнем случае порой только случай определяет, кто же из двух или более участников криминогенной и виктимной ситуации, скоротечного или тянущегося годами, например, бытового конфликта, в итоге окажется жертвой, а кто – преступником.