
Скульптура
Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.
Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов — в виде Марса, а Полина Боргезе — в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).
Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.
Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.
Заключение
Барокко и классицизм – два наиболее широких и влиятельных художественных течения рассматриваемой эпохи. Мне кажется, что эти два направления сложны и двойственны по своей природе, что делает этот вопрос одним из самых актуальных в культурологическом познании. Барокко и классицизм представляют выдающийся вклад в мировую сокровищницу искусства, что вызывает еще больший интерес к их познанию.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что барокко является стилем и направлением основополагающей чертой, которого можно считать стремление к синтезу искусств, объединению архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства.
Человек в искусстве барокко воспринимается как часть мира, как сложная личность переживающая конфликты.
В этом стиле нет соблюдения гармонии. Искусству барокко свойственны: смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета совмещение реальности и фантазии. Основные черты: парадность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Типичная для барокко религиозная композиция показывает святых или Мадонну в окружении ангелов.
Классицизм - стиль и направление в искусстве и литературе 18 века, ознаменовавшие возращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для этого направления характерны: рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определённая доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии "высоких" и "низких" стилей в литературе, требовании "трёх единств" - времени, места и действия - в драматургии, подчёркнутом пуризме в области языка и т.п.
Таким образом под влиянием рационалистической философии великого французского мыслителя Рене Декарта принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства. Основной эстетический постулат классицизма - это верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаться в искусстве в совершенном виде. К середине 19 века классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.