
- •Содержание
- •Введение
- •I. Творчество г. Гессе в литературной критике
- •1.1. Обзор научной литературы по теме
- •1.2. Немецкий интеллектуальный роман
- •II. Жизненный и творческий путь Германа Гессе
- •2.1. Жизненный путь г. Гессе
- •2.2. Творчество г. Гессе
- •III. «Степной волк» как немецкий философский роман
- •3.1. Психологические аспекты романа
- •3.2. Модель человека в романе «Степной волк»
- •3.3. Мир «только для сумасшедших»
- •Список использованной литературы
3.1. Психологические аспекты романа
Роман «Степной волк» оставляет широкое поле деятельности для раздумий в сфере психологии, что делает требует разносторонний анализ личности Гарри. Как уже упоминалось в предыдущих главах, романам Германа Гессе характерен психологизм – конкретный художественный прием, осуществляемый ограниченным набором технических средств, направленный на то, чтобы читатель по двум-трем фрагментам сложил в сознании целую картину мыслей и мотивов литературного героя [28]. Но конечно, нужно понимать, что наиболее полную картину можно составить только в случае ознакомления со всем текстом произведения, а потом уже по самым ярким фрагментам выделить основные свойства характера и психики главного героя.
В отличие от многих других произведений мировой литературы в романы Г. Гессе заложена реальная научная основа, т.е. чтобы сделать более полную характеристику главных героев его произведений, нужно ознакомиться с реальными научными достижениями в области психологии, которые стали частью фундамента в формировании личности самого героя, в данном случае Гарри Галлера – Степного волка.
Огромное значение для Гессе имело исследование бессознательной жизни человека в работах З. Фрейда и, особенно, К. Г. Юнга, Гессе был страстным защитником личности. Но для того, чтобы прийти к себе, личность должна была, полагал Гессе, сбросить навязанные ей маски, стать в полном смысле собой или, как выражается Юнг, «самостью», включающей как сознание, так и бессознательные порывы человека. При этом, в отличие от многих современных ему писателей, Германа Гессе занимали не прихотливые изгибы индивидуальной психологии, не то, что разъединяет людей, а то, что их объединяет. В нарисованном в «Степном волке» Магическом театре происходит распадение лица Гарри на множество лиц [11, с. 206].
К. Г. Юнг выделял три ступени души человека: а) сознание; б) личное бессознательное; в) коллективное бессознательное. Для понимания сознания важно понятие «Я». Оно включает в себя, во-первых, сигналы органов чувств, которые передают раздражения изнутри и извне, во-вторых, накопленные образы прошлых восприятий. Соединяет эти две составляющие «Я» сознание. То есть «сознание представляется необходимым предусловием «Я». Однако без «Я» немыслимо также и «сознание». В связи с этим, К. Г. Юнг говорит о «Я»-сознании: «Я»-сознание не охватывает целого человеческого существа: им значительно больше забыто, чем оно знает. Оно осознает лишь меньшую часть из того, что слышит и видит. Сознательная личность есть более или менее произвольно выбранный фрагмент коллективной психики. Она состоит из «суммы психических факторов, которые ощущаются как личностные». Личное бессознательное состоит «прежде всего из всех тех содержаний, которые стали бессознательными либо в силу того, что они потеряли свою интенсивность и поэтому оказались забытыми, либо же потому, что от них отстранилось сознание», то есть из того, что забыло или вытеснило сознательное «Я». Проведенные К. Г. Юнгом исследования позволили доказать, что индивидуальная психика является не только продуктом личного опыта, но и «обладает доличностным или трансличностным измерением, которое проявляется в универсальных паттернах и образах всех мировых религий и мифологий», так называемое коллективное бессознательное, или архетипическая психика, то есть совокупность психического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы.
Архетипы – это образы, сложившиеся в глубокой древности, которые накапливаются в коллективном бессознательном последующих поколений. Они концентрируют в себе чувственные, эстетические, культурные представления и «передаются по наследству вместе со структурой мозга». Архетип, есть «фигура – является ли она демоном, человеком или событием» – которая в процессе истории повторяется в психическом отдельной личности. Центральный архетип, или архетип целостности, получил у К. Г. Юнга название «Самости». Все эти три плана психической жизни Гарри Галлера (сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное с архетипами) предстают в романе Г. Гессе «Степной волк» [1].
Личность в целом, которая, несмотря на свою данность, не может быть познана до конца, К. Г. Юнг назвал «самостью». В своей книге «Исследование феноменологии самости» он говорит: эго, по определению, подчинено самости и относится к ней как часть к целому. Внутри поля сознания оно обладает свободой воли. Под последней предполагается не какое-либо философское понятие, а всего лишь хорошо известный психологический факт «свободного выбора», точнее, субъективное ощущение свободы. Но, точно так же, как наша свободная воля наталкивается на необходимость внешнего мира, она обнаруживает свои пределы и в субъективном внутреннем мире, вне поля сознания, где наталкивается на факты, принадлежащие самости. И, в точности как обстоятельства или внешние события «случаются» с нами, ограничивая нашу свободу, так и самость воздействует на эго как на нечто объективно происходящее и весьма слабо поддающееся изменениям со стороны свободной воли. В самом деле, хорошо известно, что эго не только не может ничего поделать против самости, но даже иногда как будто бы ассимилируется бессознательными компонентами личности, пребывающими в процессе развития, и сильно искажается ими. В силу самой природы рассматриваемого предмета, невозможно дать эго какое-либо описание, за исключением самого формального. При любом ином способе наблюдения придется принять во внимание индивидуальность, присущую эго в качестве одной из его основных характеристик. Хотя те многочисленные элементы, что составляют этот комплексный фактор, сами по себе всегда и везде одинаковы, они бесконечно вариативны в том, что касается их ясности, эмоциональной окрашенности и широты охвата. Поэтому оказывается, что результат их комбинирования, – то есть эго, – насколько можно судить, индивидуален, уникален и способен в определенной мере поддерживать свою идентичность. Его стабильность относительна, поскольку иногда случаются далеко идущие трансформации личности. Изменения такого рода не обязательно являются патологическими, они также могут сопутствовать развитию и, следовательно, укладываться в рамки нормы [33].
Также с точки зрения психологии чрезвычайно интересным является внутренние противостояние между волчьим и человеческим в Гарри Галлере (он не любит бюргеров, но пользуется благами этого общества). Г. Гессе изображает дьявольское начало в раздвоенности Гарри: «Все эти люди заключают в себе две души, два существа, божественное начало и дьявольское, материнская и отцовская кровь, способность к счастью и способность к страданию смешались и перемешались в них так же враждебно и беспорядочно, как человек и волк в Гарри. Та же мысль у К. Юнга: «Дьявол есть вариант архетипа Тени, т.е. опасного аспекта непризнанной, темной половины человека». В романе показано, что Гарри страдает не от того, что в нем живет волк, так как это не столь необычно [1]: «Встречалось же, по слухам, немало людей, в которых было что-то от собаки или от лисы, от рыбы или от змеи, но они будто бы не испытывали из-за этого никаких неудобств. У этих людей человек и лиса, человек и рыба жили бок о бок, не ущемляя друг друга, они даже помогали друг другу, и люди, которые далеко пошли и которым завидовали, часто бывали обязаны своим счастьем скорее лисе или обезьяне, чем человеку» [10], а от того, что «человек и волк в нем не уживались и уж подавно не помогали друг другу, а всегда находились в смертельной вражде, и один только изводил другого, а когда в одной душе и в одной крови сходятся два заклятых врага, жизнь никуда не годится» [10]. Герой романа Г. Гессе предстает перед нами в тот период жизни, когда внутренний конфликт достигает своей крайней точки. О природе такого конфликта К. Юнг писал следующее: «Как только человек осознает, что у него есть Тень, что его враг в его собственном сердце, начинается конфликт, и один становится двумя». Гарри неосознанно стремится к примирению со Степным волком, стремится преодолеть раздвоенность своей личности, и если ему это удается, то он ощущает счастье и полноту жизни [1].
К. Леонгард рассматривает различные черты характера и темперамента, формирующего человека как личность в тех случаях, когда он представляет собой отклонение от некоего стандарта. Он называет это акцентуацией характера – по А. Е. Личко, это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Его квалификация персонажей литературных произведений соотносится именно с выделенными классами [4, с. 26]. Согласно выделенным Леонгардом типов акцентуированных личностей, Гарри Галлера можно было бы назвать и дистимической личностью, которой характерна сосредоточенность на мрачных вещах, печальных сторонах жизни, но и в некоторых эпизодах проявляется и возбудимость личности – подверженность влечениям, неконтролируемым побуждениям, возникновение гнева, раздражительности, вспыльчивости (гневные выпады Гарри в гостях у профессора), и интровертированной личностью, которая живет не столько своими восприятиями и ощущениями, сколько своими представлениями (здесь схожесть частичная; примером может послужить его собственные представления о портрете Гёте), т.е. важнее не влияние внешних событий на жизнь персонажа, а то, что он о них думает [4, с. 26-30].
Как и некоторых других произведениях Германа Гессе в «Степном волке» затрагивается тема воспитания и ее последствия, выраженная в первых впечатлениях «племянника» о Степном волке: «Тут я должен вставить одно психологическое замечание. Хотя я мало что знаю о жизни Степного волка, у меня есть все причины полагать, что любящие, но строгие и очень благочестивые родители и учителя воспитывали его в том духе, который кладет в основу воспитания «подавление воли». Так вот, уничтожить личность, подавить волю в данном случае не удалось, ученик был для этого слишком силен и тверд, слишком горд и умен. Вместо того чтобы уничтожить его личность, удалось лишь научить его ненавидеть себя самого. И против себя самого, против этого невинного и благородного объекта, он пожизненно направлял всю гениальность своей фантазии, всю силу своего разума» [10].
Итак, как мы видим из вышесказанного, в романе Германа Гессе «Степной волк» можно выделить целый букет психологических особенностей присущих главному герою: архетип Тени, самость, акцентуация характера, расщепление личности, «подавление воли». Это свидетельствует о необходимости комплексного подхода к изучению каждого из перечисленных аспектов, принимая во внимание то, на каких основах они зиждутся: труды К. Г. Юнга, особенности воспитания в Германии конца ХIХ – начала ХХ века, психологический и психиатрический подход к персонажу.