
- •Содержание
- •Введение
- •I. Творчество г. Гессе в литературной критике
- •1.1. Обзор научной литературы по теме
- •1.2. Немецкий интеллектуальный роман
- •II. Жизненный и творческий путь Германа Гессе
- •2.1. Жизненный путь г. Гессе
- •2.2. Творчество г. Гессе
- •III. «Степной волк» как немецкий философский роман
- •3.1. Психологические аспекты романа
- •3.2. Модель человека в романе «Степной волк»
- •3.3. Мир «только для сумасшедших»
- •Список использованной литературы
III. «Степной волк» как немецкий философский роман
Роман «Степной волк», написанный в 1927 году, оказался итогом долгих лет творческого и морального кризиса, который начался еще в 1914 году: «В жуткой сумятице нашего времени страдаем и мы, старики … мы ведь тоже знаем, что человеческая жизнь – подозрительное, сомнительное явление, и пытаемся осмыслить это трагическое положение (одной из таких попыток является «Степной волк»)…» Роман Гессе автобиографичен, «исповедален», и это, несомненно, соотносится с главным требованием Гессе к литературе эпохи – требованием искренности [5, с. 23].
Первой чертой немецкого философского романа, которая характерна для произведения «Степной волк» является основа – проблема существования мира и человека. Главный герой – Гарри Галлер, который неуютно чувствует себя среди бюргерского общества. Галлер принадлежит к тем, кто оказался между двумя эпохами, кто ничем не защищен и навсегда потерял непорочность, к тем, чья судьба – ощущать всю сомнительность человеческой жизни с особенной силой, как личную муку, как ад [10]. В комментариях к «Степному волку» говорится, что «Степной волк» являет собой исповедь буржуазного интеллигента, пытающегося преодолеть собственную болезнь, но главное – болезнь времени, следствием которой является его духовный недуг, посредством беспощадного самоанализа, «попыткой сделать самую эту болезнь объектом изображения». Образ человека стал конденсатором и вместилищем «обстоятельств» – некоторых их показательных свойств и симптомов. Душевная жизнь персонажа получила могучий внешний регулятор – это не столько среда, сколько события мировой истории и общее состояние мира [11, с. 198].
Роман посвящен катастрофической современности во внутренней действительностью человека. Герой в состоянии дезориентации, путанице представлений о «верхе» и «низе», шаткости сознания, душевной растерянности, неверия в любые истины, готовности к взлетам, но и к преступлению, подчинению ситуации, которая «ведет» потерявшего управление человека [26, с. 65-67]. «Степной волк» осознает, что надо не «вытеснять» злое, но смело идти ему навстречу, приводить к одной экзистенциальной общности доброе и демоническое, отыскивать «иные возможности жизни» [30, с. 108].
Здесь соотносится как сам внутренний мир Степного волка, так и мир, который окружает главного героя. Он видит все сущее через призму своих чувств и размышлений, но когда появляется Гермина, то она помогает ему сместить отправную точку – по-другому взглянуть на мир.
В построении «Степного волка» можно заметить некую смену перспектив. Разбирая его выверенную композицию, в частности ее сходство с сонатной формой, исследователи размышляли о назначении четко вычлененных частей романа: «Предисловия издателя», «Записок Гарри Галлера», вклинившегося в их ход «Трактата о Степном волке» и «Магического театра», представляющего собой часть записок. Автор приучал своих читателей к особому способу восприятия жизни; самим построением романа он пытался доказать возможность бесконечной смены перспектив. Вслед за этим он будто намеренно демонстрировал неполное расхождение разных ракурсов, их взаимную связь и взаимную необходимость, т.е. как писал С. Аверинцев «непрестанную подвижность точек зрения» [26, с. 77-78].
Романы Германа Гессе интеллектуальны не только потому, что здесь много рассуждают и философствуют, но они по своему построению – по обязательному наличию в них разных «этажей» бытия, постоянно соотносимых друг с другом, друг другом оцениваемых и измеряемых. Труд сопряжения этих слоев в единое целое составляет художественное напряжение этих романов, в том числе «Степного волка» [11, с. 197].
Что касается генерализованного изображения человека, что присуще немецкому философскому роману, то в «Степном волке» взгляд со стороны перекрещивается со взглядом изнутри (первая часть «Предисловие издателя» и вторая «Записки Гарри Галлера»). Прерывавший течение «Записок» «Трактат» поднимал частную историю до уровня общего опыта. Именно в «Трактате» то и дело встречаются фразы вроде: «С ним происходит то, что происходит со всеми» или «Людей типа Гарри на свете довольно много…». Трактат объективизирует судьбу и натуру героя, рассматривая ее в масштабах структуры человеческого общества. Роман «Степной волк» в сильной степени отразил хаотичность и разорванность своего времени. Понятие «хаос» раскрывается во многих статьях и художественных произведениях Г. Гессе. Мотив «мужественного сошествия в хаос помрачений души» – один из важнейших в «Степном волке». Хаос – то состояние, когда противоположности становятся взаимозаменимыми, – соотнесен писателем не только с сознанием отдельных людей, но и с кризисом эпохи. При этом хаос не означает распада: он понимается скорее как смешение и как постоянная возможность нового творчества [26, с. 72, 78].
На основе вышесказанного можно сказать, что роман Германа Гессе «Степной волк» является отменным примером немецкого философского романа с характерными ему чертами и особенностями, конечно же с привнесенными самим автором «добавками», без которых теперь уже нельзя представить его произведения, ибо они прекрасно соотносятся друг с другом.