
Живописцы Оружейной палаты
Оружейная палата, возникшая в Московском Кремле, первоначально выполняла функции арсенала и оружейной мастерской царского двора. С годами она обрела статус государственной сокровищницы и центра художественного творчества.
Иконописная мастерская была учреждена в Оружейной палате с 1640 гг, когда потребности царского двора в мастерах- иконописцах резко возросли. В ней под руководством оружничего Богдана Хитрово были собраны лучшие российские художники и иностранные живописцы. На службе в Оружейной палате состояли представители различных художественных направлений и ориентаций: Симон Ушаков, Никита Павловец, Фёдор Зубов, Иван Безмин, Тихон Филатьеви многие другие русские мастера. Сюда были приняты на работу иностранцы: гамбургский художник Петер Иглис, обучавший своих учеников законам прямой перспективы; смоленский шляхтич Станислав Лопуцкий и Даниил Вухтерс, учившие русских « живописному делу». Некоторые из иноземных художников, принятых в оружейную палату , остались в России навсегда. Одним из них был Богдан( Иван) Салтанов, выходец из Персии, проявивший себя как иконописец, живописец, создатель портретов, батальных сцен и даже триумфальных арок, педагог и администратор. За свои выдающиеся заслуги Богдан Салтанов был пожалован потомственным дворянином.
Почти 40 лет трудилс я в Оружейной палате Симон Ушаков. В своих произведениях он соединяет черты иконы и картины,традиционную иконографию и элементы видового пейзажа и портрета, живость светотеневой моделировки ликов и сухость плоскостного трактованного « доличного» письма. Симон Ушаков первым в России задумал анатомический атлас, выполненный в виде набора гравюр по меди, который заключал бы в себе « все члены человеческого тела». Симон Ушаков воспитал много мастеров, среди которых были Тихон Филатьев, Корнилий Уланов, Иван и Михаил Малютины, Георгий Зиновьев. Влияние школы великого художника испытали на себе и работавшие с ним иконописцы Оружейной палаты.
Никита Ерофеевич Иванов (Павловец) попал в Оружейную палату в 1688 году уже в зрелом возрасте и признанным мастером, проработал там 10 лет, до конца своей жизни. Сохранилось несколько подписных икон, выполненных им: « Богоматерь Ветроград заключённый», « Троица», « Богоматерь Жировицкая», « Уар воин и Артемий Веркольский». Особый декоративный настрой произведений Никиты Павловца даёт определённые основания считать данного художника представителем так называемого декоративного направления в иконописи 17 века.
Один из авторитетнейших художников Оружейной палаты Фёдор Евтихиев Зубов был зачислен на должность жалованного иконописца в 1666 году уже опытным художником. В 1653 году участвовал в создании грандиозного иконостаса кремлёвского Успенского собора, а в 1652 и 1666 году вместе с Ушаковым расписывал собор Михаила Архангела- усыпальницу московских князей. Разнообразной была деятельность Фёдора Зубова как мастера оружейной палаты: написание икон и книжных миниатюр, роспись храмов, украшение мебели, колымаг, составление чертежей и т. п.
Художником новой формации был Иван Артемьевич Безмин. В оружейную палату молодой художник попал в качестве ученика в 1662 году. В 1679 году за большие творческие успехи мастер был удостоен дворянского звания и годового оклада, равного тому, что получал самый высокооплачиваемый художник 17 века Симон Ушаков.
С 1680 года Иван Безмин возглавляет живописную мастерскую Оружейной палаты( живописцы, так же как и иконописцы, имели свою корпорацию в рамках Оружейной палаты). Такое разделение было обусловлено утверждением новых принципов изображения- живописания, то есть воспроизведения с натуры, живства.
Кисти Ивана Безмина принадлежали как иконы, так и парсуны. С его именем связывается использование новой техники иконописания- письмо « по трафтам»(«Страшный суд»- в качестве материала художники использовали холст, по которому лики и открытые части тела писались маслянными красками, а одежды обозначались кусочками шёлка, то есть посредством аппликации).
Период сотрудничества русских художников с иностранными мастерами в стенах Оружейной палаты, пришедшийся на 1660- 1670е гг, воплотился в ряде произведений, в которых качества портрета начинают преобладать над иконописными. Ранние парсуны русских художников ( портрет Ивана Грозного, Фёдора Ивановича, князя Скопина- Шуйского) ещё мало отличались от икон. Все они написанны на иконных досках, темперными красками в традиционной иконописной манере.
Основная часть русских портретов относится к двум последним десятилетиям 17 века.
В 1680- 1690 е живописцами Оружейной палаты создаётся немало портретов знатных людей, некоторые из них дошли до наших дней.
Весьма показательно для конца 17 века и то, что наряду с Оружейной палатой новые идеи в живописи культивируются и в Посольском приказе, и в других городах России. Однако вплоть до начала 17 столетия Оружейная палата сохраняла за собой значение своеобразной российской академии художеств.
*Подъём культуры и искусства начинается только в середине 17 века, когда вновь укрепившемуся Русскому государству удалось преодолеть последствия польско- шведской интервенции. Основным художественным центром не только Москвы, но и всего Русского государства становится в эти годы Оружейная палата, во главе которой был поставлен один из наиболее образованных людей 17 века боярин Б. М. Хитрово. Здесь были сосредоточенны лучшие художественные силы. Мастерам Оружейной палаты поручали подновлять и расписывать заново дворцовые палаты и церкви, здесь писались иконы и миниатюры. При Оружейной палате состоял целый цех « знаменщиков», то есть рисовальщиков, которые создавали рисунки для икон, церковных хоругвей, полковых знамён, щиты ювелирных изделий.
Кроме того, Оружейная палата служила чем- то вроде высшей художественной школы. Сюда приходили художники для усовершенствования своего мастерства. Все живописные работы возглавлял « жалованный» царский изограф Симон Ушаков. Кроме Ушакова наиболее значительными из иконописцев Оружейной палаты были Кондратьев, Безмин, Иосиф Владимиров, Зиновьев, Никита Павловцев, Филатов, Фёдор Зубов, Уланов.
Кроме русских мастеров работали здесь и приезжали иностранцы, во многом обогащавшие творческий опыт русских художников новой техникой, новыми живописными приёмами. Здесь впервые русские мастера овладели техникой масляной живописи по тафте и другими видами искусства. Здесь же впервые сначала приглашёнными иностранцами, а потом и русскими мастерами писались портреты царя, патриарха, приближённых к царю бояр. Иностранные мастера за многие годы жизни в России настолько сжились с русской культурой, что творчество их трудно отделить от истории русской живописи 17 века. Оружейная палата сыграла большую роль в развитии русской живописи и графики второй половины 17 века.
Широкое применение нашёл в Оружейной палате метод совместной работы. Так, композиция во многих иконах сочинялась одним художником, « знаменовавшим», то есть рисовавшим иконы; лики иконы или «личное», как наиболее ответственная ее часть, писались другими; « доличное», то есть одежды и фон,- третьим, «трава и деревья»- четвёртым. При этом случалось, что что в одной работе объединялись мастера различных художественных взглядов и вкусов. Зачастую это приводило к неограниченным, эклектичным решениям.