Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практикум Москва «Высшая школа».doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.35 Mб
Скачать

Материалы к занятию

Воспоминания современников, отзывы писателей и критиков

И.И.Дмитриев, известный поэт конца XVIII столетия, вспоминал о восприятии им, десятилетним ребенком, хотинской оды Ломоносова (1770): "Однажды в ожидании заутрени, отец мой, для прогнания сна вынес из кабинета Собрание Сочинений Ломоносова первого москов­ского издания и начал читать вслух... Чтение заключено было Одою на взятие Хотина. Слушая первую строфу, я будто перешел в другой мир; почти каждый стих возбуждал во мне необыкновенное внимание, хотя и неизвестно мне еще было, о какой говорится горе:

Где ветр в лесах шуметь забыл,

В долине тишина глубокой;

Внимая нечто ключ молчит и проч.

Потом третий стих в девятой строфе:

Мурза упал на долгу тень,

полюбился мне верностью изображения...

Но последние четыре стиха девятой строфы:

Над войском облак вдруг развился,

Блеснул горящим вдруг лицем;

Омытым кровию мечем

Гоня врагов, герой открылся...

Особенно же последние два в двенадцатой:

Свилася мгла, герои в ней;

Не зрит их око, слух не чует...

исполнили меня священным благоговением. Я будто расторг пелены детства, узнал новые чувства, новое наслаждение..." {Дмитриев И.И. Взгляд на мою жизнь: Записки. М., 1866. С. 18—19).

А.Н. Радищев в "Слове о Ломоносове" (1780) писал: "Упражняйся в познании природы, он не оставил возлюбленно­го своего учения стихотворства. Еще в отечестве своем случай по­казал ему, что природа назначила его к величию; что в обыкновен­ной стезе шествия человеческого он скитаться не будет. Псалтирь, Симеоном Полоцким в стихи преложенная, ему открыла о нем та­инство природы, показала, что и он стихотворец. Беседуя с Гораци­ем, Виргилием и другими древними писателями, он давно уже удо­стоверился, что стихотворство российское весьма было несродно благогласию и важности языка нашего. Читая немецких стихотвор­цев, он находил, что слог их был плавнее российского, что стопы в стихах были расположены по свойству языка их. И так он вознаме­рился сделать опыт сочинения новообразными стихами, поставив сперва российскому стихотворению правила, на благогласии наше­го языка основанные. Сие исполнил он, написав оду на победу, одержанную российскими войсками над турками и татарами, и на взятие Хотина, которую из Марбурга он прислал в Академию наук.

Необыкновенность слога, сила выражения, изображения, едва не дышущие, изумили читающих сие новое произведение И сие пер­вородное чадо стремящегося воображения по непроложенному пути в доказательство с другими купно послужило, что, когда народ направлен единожды к усовершенствованию, он ко славе идет не одной тропинкою, но многими стезями вдруг..." — Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность / Изд. подготов. В.А. Западов. СПб., 1992. С. 118—119 (сер. "Литературные па­мятники").

П.А. Вяземский. Из книги "Фон-Визин" (1848): "Лира Ломоносова была отголоском полтавских пушек. Напряже­ние лирического восторга сделалось после него и, без сомнения, от него общим характером нашей поэзии... Ломоносов, Петров, Державин были бардами народа, почти всегда стоявшего под ружьем, народа, праздновавшего победы или готовившегося к новым... Торжественность, на которую была настроена лира Ломоносова, отзывается иногда и в лире Жуковского, который из мира созерцания и мечтательности вызы­ваем бывал шумом победы и кликами празднующего народа на торжест­во действительности; отзывается и в лире самого Пушкина, коего гений своенравный, казалось бы, должен быть столь независим от господ­ства, удручающего других. В эпилоге "Кавказского пленника" вы най­дете краски, приемы поэзии, ему исключительно свойственной; но в духе восторга, оживляющего сию воинственную поэзию, вы поддади­тесь какому-то обратному влечению, вознесшему столь высоко в свое время поэзию Ломоносова и Державина" {Вяземский П.А. Эстетика и литературная критики. М., 1984. С. 191 —192).

Тексты для сопоставительного анализа

[Песня о Ништадском мире]

Возвратилися Сатурновы веки,

Старость без скорби между человеки.

Страх с бедством ушел и худые лета,

Аж за край света.

Здравие с миром живет безопасно,

Вера и правда ликуют согласно.

Любовь дружная и все, что потреба,

Приходит с неба.

На море путь, что птицам на воздусе,

Безбеден людям, яко же на сусе.

Радостна Церес ралом нивы пашет,

Вся земля пляшет

Щастливость в полях гуляет весела,

Златой дождь свыше орошает села.

Возстает жатва люба поселянам,

Люба и крестьянам.

(Позднеев А.В. Русская панегирическая песня в первой четверти XVIII века // Исследования и материалы

по древнерусской литературе. М., 1961. С. 354—355).

Тредиаковский В.К. Ода торжественная

о сдаче города Гданска (отрывок)

Смотрите, противны народы,

Коль храбры российские люди!

Огнь не вредит им, ниже воды,

На все открыты у них груди;

Зрите, как спешат до приступа!

Как и ломятся без отступа!

Не страшатся пушечна грома,

Лезут, как танцевать на браки,

И сквозь дымные видно мраки,

Кому вся храбрость есть знакома...

Хочет сбыться, что я пророчил:

Начинает Гданск уж трястися;

Всяк сдаться так, биться как прочил,

Мыслит, купно чрез то спастися

От бомб, летящих по воздуху,

И от смертоносного духу.

Всяк кричит: пора начинати, —

Всем несносно было то бремя;

Ах! Все врата у града время

Аннину войску отворяти.

(Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 82).

Витинский Стефан.

Эпиникион. то есть Песнь победительная (отрывок)

Чрезвычайная летит — что то за премена!

Слава, носящая ветвь финика зелена;

Порфирою блещет вся, блещет вся от злата,

От конца мира в конец мечется крылата.

Восток, Запад, Север, Юг, бреги с океаном,

Новую слушайте весть, что над мусульманом

Полную российский меч, коль храбрый, толь славный,

Викторию получил, и авантаж главный.

(Материалы для истории Императорской

Академии Наук, т. 4. СПб., 1887. С. 205).

Тема 9

П роблема эстетического идеала

в поэзии М.В.Ломоносова

("Разговор с Анакреоном")

ПЛАН

  1. Эстетика русского классицизма. Принцип подражания природе. Учение о соответствии формы содержанию. Установка на изображение должного, а не сущего. Нормативность искусства. Признание эстетического идеала, единого для всех времен и народов. Культ антич­ности.

  2. Античная традиция в творчестве М.В. Ломоносова-одописца. Программный характер стихотворения "Разговор с Анакреоном".Жанрово-композиционное своеобразие произведения.

  1. Основная проблематика "диалога" русского поэта XVIII в. с древними. Отношение Ломоносова к философии жизни Анакреона, Сенеки и Катона. Формирование нового эстетического идеала. Пред­ставление поэта о задачах искусства и его роли в воспитании общест­венного сознания.

  2. Развитие тем Родины, мира, науки, образования, просвещенно­го монарха в одах М.В. Ломоносова как поэтическая реализация его эстетической теории.

5. Ломоносовское учение о "трех штилях" и его преломление в одической практике поэта. Приметы "высокого" стиля в "Разговоре с Анакреоном" (символика, эпитетика, использование риторических фигур, специфика ритмической организации текста и т.п.).

6. Наука о прекрасном и эволюция русской оды XVIII столетия. Какие положения эстетической программы Ломоносова получили дальнейшее развитие в творчестве А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, а какие из них подверглись критике и не выдержали испытания временем?