
- •22.Морфема и морф (алломорф): инвариативность и вариативность. Морфема как единица словаря, текста. Нулевая морфема в рус.Яз. Морфемный состав непроизводных инфинитивов.
- •23. Корни и аффиксы, признаки различия между их классами в общем морфемном фонде р.Яз. Морфемный статус аффиксоидов. Суффикс как важнейшая служебная морфема, аспекты его х-ки.
- •24. Сравнительная х-ка приставки и суффикса: позиции в морфемной структуре слова, транспортирующая способность, частеречные зоны функционирования семантика на шкале «агглютинация-фузия».
- •25. Окончание как активный рус.Словоизменительный аффикс. Словоизменительный х-р семантики, как выражение. Изоморфность звучности грамматичности на синтагматич.Оси словоформы.
- •27.Словообразование. Производное слово, признаки его производности. База, формант, их единство, морфемные средства выражения.
- •27. Словообразование
- •28.Синтагма и синтагматика, парадигма и парадигматика в словообразовании как выражение яз.Системности.
- •29.Словообразовательные единицы – тип, способ, пара, цепь, звено, деривационный шаг, их х-ки и место в системе.
- •31. Морфология. Морфологические явления и средства, их асемантич.Х-р в рус.Словообразовании.
- •32.Аффиксальные и неаффиксальные способы рус.Словообразования, их хар-ка.
- •15) Способы образов-я простых слов 16) способы образования сложных слов
24. Сравнительная х-ка приставки и суффикса: позиции в морфемной структуре слова, транспортирующая способность, частеречные зоны функционирования семантика на шкале «агглютинация-фузия».
Суффиксы – морфемы, находящиеся после корня или после других суффиксов: молод ость(0), глуп ость(0), реш а ть, реш и ть; человеч н ый, человеч еск ий; уч и тель(0), пис а тель(0).
Одно слово может иметь один, два или три, редко четыре суффикса, которые наслаиваются на корень в определенной последовательности (забол-е-ва-ем-ость).
Суффиксы чаще всего выражают словообразовательные значения, используются как словообразовательные средства. Такие суффиксы называют словообразующими. Некоторые суффиксы служат для выражения грамматических значений, т.е. образуют грамматические формы слов, их называют формообразующими (спа-л, е-л – выраж-т зн-е прош.вр.)
Формообразующие суффиксы широко используются в системе глагола для образования видовых пар (кричать – крикнуть).
По фонемному составу суффиксы бывают однофонемные и многофонемные (бел-е-ть, терпе-лив-ый).
По начальным и конечным фонемам они могут быть открытыми и закрытыми (сем-ер-о, нов-ость).
На фоне материально выраженных выделяют нулевые суффиксы, которые выражают как словообразовательные, так и грамматические значения (лет-и, кинь-?).
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящему, в одних случаях переводят его в иную часть речи (друг – друж-ить), в других случаях оставляют его в той же части речи (гнезд-о – гнезд-ышк-о).
Префиксы (приставки) – морфемы, находящиеся перед корнем или перед другими приставками: во йти, вы йти, до йти, за йти, обо йти, пере йти, подо йти; ис под лобья, пред рас светный.
Префиксы (от лат. прикрепленный впереди) – это служебные морфемы, которые находятся перед корнем и выражают словообразовательное и (или) грамматическое значение. Они могут быть непосредственно перед корнем или перед другим(и) префиксом (ами), но присоединяются не к основе, как суффиксы, а к слову. Таким образом, они образуют слова на базе не основ, а слов.
Префиксы чаще всего выражают словообразовательное значение (порядок – бес-порядок (отсутствие порядка)). В грамматической функции приставки выступают, когда образуют видовые пары глаголов, где они выражают только значение совершенно вида (писать – на-писать). В прил-х с помощью приставки наи- выражается гр.значение превосходной степени (наи-высший).
В составе слова приставки пользуются большей свободой, чем суффиксы. Обычно суффиксы оформляют производное слово как принадлежность той или иной части речи вместе с окончаниями. Приставки же более автономны, чем суффиксы.
Характерной чертой приставок является их семантическая отдельность в структуре слова, значения приставок более определенны и стандартны, чем значения суффиксов. И они, как правило, не растворяются в общей семантике слова, наоборот, обособлены в ней достаточно четко и ясно (гнать – во-гнать – вы-гнать – за-гнать – ото-гнать).
В отличие от суффиксов, приставки мало подвержены варьированию. Это объясняется их относительной самостоятельностью в слове. Они сохраняют не только семантическую, но и формальную цельность.
В рамках аффиксации (прежде всего формообразовательной), различают две противоположная тенденции — флективную (характеризующуюся наличием окончаний), или фузионную («сплавливающую»), и агглютинативную («склеивающую»).
Агглютинация – разделение, фузия – совмещение. Исходя из вышесказанного, с учетом семантической самостоятельности приставок, на шкале «агглютинация – фузия» приставка будет ближе к агглютинации, чем суффикс.
Агглютинация (от лат. agglutinatio — приклеивание, склеивание) — образование в языках грамматических форм и производных слов путём присоединения к корню или к основе слова аффиксов, имеющих грамматические и деривационные значения.
Важнейшие различия между этими тенденциями сводятся к следующему:
1. Флективная тенденция характеризуется постоянным совмещением в одном формообразовательном аффиксе нескольких значений, принадлежащих различным грамматическим категориям. Так, в русских падежных окончаниях всегда совмещены значения падежа и числа, а у прилагательных — еще и рода. Это явление называют синтетосемией (букв, «сложнозначностью»). Синтетосемия особенно типична для окончаний.
Агглютинативная тенденция, напротив, характеризуется гаплосемйей («простозначностью»), закрепленностью каждого формообразовательного аффикса только за одной граммемой и отсюда — нанизыванием аффиксов для выражения сочетания разнородных граммем. Так, в турецк. dallarda 'на ветках'
постфикс -tar- выражает значение множественного числа, а второй постфикс -da значение местного падежа.
В агглютинативных языках не только формообразующие основы слов, но и аффиксы - «прилепы», используемые в каждой словоформе, оказываются значительно более самостоятельными и психологически более «весомыми языковыми элементами, чем в языках флективных. Нередко элементы флективной и агглютинативной тенденций совмещаются в строе одного языка. Так, в русском языке, в основном флективном, чертами агглютинативности обладает глагольный постфикс -сь: он гаплосемичен, т. е. каждый раз несет только одно значение (либо залоговое, либо значение непереходности), и присоединяется не к основе, а к готовой словоформе.