
- •Введение
- •Эмпирический период.
- •Пессимистический период
- •Оптимистический период
- •Реалистический период
- •История развития методов исследования онкологии молочной железы в России XVIII-XX вв.
- •История развитие онкологии в XVIII-XX вв.
- •Индуцированные опухоли
- •Экспериментальные модели, использующие опухоли человека
Оптимистический период
В 1757 году, французский ученый, Henry LeDran, выдвинул теорию, что рак в его ранних стадиях, начинается как местное заболевание (LeDran, 1757), а уже потом распространется на окружающие ткани, то есть на лимфатические сосуды, которые уже дает отдаленные метастазы. распространение первичное на лимфатические узлы и впоследствии вошел в обращении. Эта теория дала надежду на то, что если операцию сделать как можно раньше, то исход будет 100% выздоровление, практически это теория была верна, по крайнее мере было понятно, чем раньше, тем лучше. Другие хирурги применили эту центральную концепцию в течение девятнадцатого века, и он постепенно заменил гуморальную теорию рака молочной железы, хотя, почти столетие спустя были сторонники гуморальной теории. В течение XIX века добились больших успехов в науке и медицине, включая введение общей анестезии.В 1867 году и микроскопические патологии. К концу XIX века, Beatson в экспериментальных исследованиях продемонстрировал и выдвинул теорию, что рак молочной железы был гормонально зависимым, исходя из данных наблюдений после операционных больных. Результаты хирургии, рака груди в те времена были бедны, отчасти из-за высокой послеоперационной летальности (до 20%) из-за сильных болей, инфекционных осложнений, даже если пациент после всего этого выживал, то продолжительность жизни после операция составлял около 2-х лет.
Реалистический период
К середине ХХ века, хирургия молочной железы достигло предела. Хирурги начал критически относится к радикальным операциям по нескольким причинам. Во-первых, стало очевидно, что радикальное хирургическое вмешательство не давало положительного эффекта даже у 3 пациентов. Множество послеоперационных осложнений, таких как деформация грудной клетки, лимфатические руки, некоторые хирурги лучше относились к менее радикальным операциям. Во-вторых, наука, биология очень сильно развивалось, был огромный скачок знаний о биологии рака молочной железы, тем самым разрушив старые теории распространения рака. В-третьих, развитие медицинской онкологии добавил терапевтический арсенал, гормональная терапия и химиотерапии начали давать свои плоды, после консервативной терапии выживаемость была увеличена, частота рецидивов уменьшена. В-четвертых, про раннюю диагностику, о котором так активно выступали врачи многих столетий, стало реальностью, с развитием высокого качество маммографии и внедрение массовых программ скрининга для выявления бессимптомного рака молочной железы в ряде стран, включая Швецию, Великобританию и Соединенные Штаты Америки, стали намного доступнее и популярнее. Наконец, возможность предотвращать рак молочной железы с высоким риском, с помощью агентов, маркеров, в настоящее время является предметом многочисленных исследований, проведенных с использованием разнообразных агентов, из которых тамоксифен - это самый известный пример.
История развития методов исследования онкологии молочной железы в России XVIII-XX вв.
После изобретение микроскопа в XVIII вв., способствовало дальнейшему развитию науки об опухолях. Так, в 1801 г. Bisha, а затем в 1838 г. Muller отмечали, что опухоли имеют клеточное строение, и различали в них строму и паренхиму, ученые обратили внимание на изменение соотношения, морфологии паренхимы и стромы при опухолевом процессе, молочная железа не была исключением также обратили внимание на изменение структур сосудов, ангиогенез . Однако они еще не видели связи опухоли с организмом и считали, что опухолевые клетки внезапно появляются среди здоровых клеток органа. Вскоре Кргювелье (1791 —1874) высказал мысль о том, что для развития опухоли необходим определенный период, в течение которого нормальные клетки должны пройти стадию «канцероматозной дегенерации». Таким образом, впервые было высказано предположение, что опухоли развиваются по определенным стадиям.
В России в послепетровский период в «Руководстве по врачебной науке» имеется попытка объяснить причину развития этой болезни. «Рак (канцер) по большей части приключается в железах, когда затверденная опухоль болеть начинает и в злокачественную язву превращается ... Рак разделяется на потаенный (occultus), когда опухоль еще кожею покрыта, и открытый (apertus), когда в язву превратилась. Дальние его причины суть: наружное раздражение оных затверделостей посредством острых лекарств, трением и сжатием, продолжительные великие душевные возмущения». Имеется указание на лечение раковых язв. При этом рекомендуется применение различных трав и кореньев в виде настоя. Есть указание и на «профилактику» рака. «Надлежит остерегаться, дабы рака потаенного отнюдь прикладыванием наружных острых, липких и вязательных средств и прикосновением не раздражать, что еть наилучшее предохранительное средство. Причем также избегать должно всего горячительного, пряного и острого в пище и питии, жаркого воздуха, беспокойств душевных, сильного телодвижения и запора, употребляемые при этом известные для рака внутрь даваемые средства».
Из лечебника 1739 г. (из собрания Вяземского) можно получить сведения о хирургическом лечении рака, весьма правильно понимаемом в то время. «Совершенное исцеление производится наивернее заблаговременным вырезыванием рака, но когда он уже вкоренился или произошел от внутренних причин, когда соки испорчены, больной обессилен и не молод, когда рак не в способном месте, так что он до основания вырезан быть не может, тогда оная операция редко, а в последнем случае никогда желательного успеха не имеет». Мощный толчок развитию экспериментальной и клинической онкологии дала теория раздражения Rudolf Virkhov (1853), согласно которой опухоли возникают вследствие травмирования (раздражения внешними факторами). Вирхов доказал, что опухолевая клетка, как и каждая клетка организма, происходит только из клетки, положив этим начало естественнонаучному подходу к решению важной проблемы опухолевого роста. Вскоре после Вирхова его ученик Тирш доказал, что раковая опухоль исходит из эпителия, а саркома — из соединительной ткани. Ganzeman (1891), придерживаясь учения Вирхова, подтвердил, что опухолевая клетка — это клетка организма, которая морфологически отличается от здоровой снижением дифференцировки, а физиологически — независимостью роста. Следовательно, в основе развития опухоли лежит анаплазия, которая возникает вследствие асимметрии деления клеток.
Сотрудник и ученик Вирхова Конгейм выдвинул теорию происхождения опухолей, согласно которой зачатком опухоли служат оставшиеся неиспользованными при развитии органов островки зародышевых клеток. При ослаблении функций организма эти островки начинают усиленно размножаться, давая начало клиническому развитию опухоли.
Эти работы оказали большое влияние на развитие онкологии в России. Научная мысль русских ученых развивалась во многих теоретических и клинических направлениях весьма оригинально и самобытно. Передовые идеи русских ученых разделяли ученые других стран и способствовали развитию мировой науки. Так, работы П. И. Кубасова (1889), Д. И. Ивановского (1892), В. В. Подвысоцкого (1908), И. И. Мечникова (1910) положили начало вирусной теории возникновения опухолей.
В 1370 г. М. М. Руднев впервые обнаружил амебовидное движение опухолевых клеток. Это открытие позволило предположить, а в дальнейшем и доказать возможность перевивки опухоли. Одновременно с этим он доказал также, что для успешной перевивки опухолей необходимо использовать животных одного вида, а исходным материалом для перевивки должен быть небольшой кусочек живой ткани. Ученик М. М. Руднева ветеринарный врач Медико-хирургической академии М. А. Новинский впервые на собаках осуществил перевивку саркомы. Его диссертация (1877) оказала огромное влияние на развитие экспериментальной онкологии во всем мире. Исследования М. М. Руднева и М. А. Новинского дают полное основание считать их родоначальниками экспериментальной онкологии. Методы М. М. Руднева и М. А. Новинского в настоящее время широко применяют во всех лабораториях мира, а перевивки опухолей осуществляют на млекопитающих, птицах, пресмыкающихся и других видах животных.
И. И. Мечников (1883) и независимо от него В. К. Высокович (1885—1886) открыли явление фагоцитоза и заложили основы учения о ретикулоэндотелиальной системе. Большой вклад в развитие этого учения внесли Н. Н. Аничков (1930), А. А. Заварзин (1953), А. А. Богомолец и ряд других ученых. А. А. Богомолец и его школа детально изучили функции ретикулоэндотелиальной системы при опухолях и других заболеваниях, что послужило основой учения о системе соединительной ткани. На основе этого учения А. А. Богомолец разработал метод стимуляции соединительной ткани при помощи специфической иммуносыворотки — АЦС.
В 1904 г. А. П. Браунштейн создал первую в России лабораторию по исследованию штаммов опухолей. Изучая обменные процессы в клетках организма и в опухолях, Д. В. Ненюков и В. М. Зыков (1911) впервые установили понижение окислительных процессов в опухолевой клетке, которое в 1924 г. подтвердил Варбург.
Огромен вклад в развитие онкологии К. П. Улезко-Строгановой, работы которой посвящены роли соединительной ткани в возникновении опухолей (1907), регенеративных и пролиферативиых процессов в генезе опухолей (1911), изучению предраковых состояний (1914—1916 ) и т. д.
Развитию отечественной экспериментальной и клинической онкологии во многом способствовали работы Н. Н. Петрова, который уточнил представления о предраке, о единстве природы доброкачественных и злокачественных опухолей. Еще в 1910г. Н. Н. Петров занимался перевивкой опухолей мышам, что и теперь является одной из важнейших моделей изучения опухолевого роста. Перевивки опухолей дают возможность изучать их распространение, автономность роста, а также разрабатывать вопросы экспериментальной терапии новообразований. Кроме того, Н. Н. Петров в 1910 г. занимался вопросами индукции (воспроизведения) опухолей с тем, чтобы «вызвать у животных истинные опухоли безошибочно и по произволу». Результаты экспериментальных исследований по индукции новообразований различными агентами обосновали полиэтиологическую концепцию возникновения опухолей, которую Н. П. Петров развил в ряде обобщающих работ.
В двадцатых годах нашего столетия началось успешное изучение влияния желез внутренней секреции на развитие злокачественных новообразований (В. А. Оппель, П. А. Кучеренко и др.) В это же время интенсивно изучаются цитологические методы диагностики опухолей, основанные на обнаружении клеточных элементов в пунктатах опухолей.
Развитие клинической онкологии в России вначале шло по пути медленного накопления фактов и описания клинических наблюдений. Первые публикации о злокачественных новообразованиях новообразованиях относятся к XVIII в. и сводятся в основном к описанию отдельных клинических наблюдений рака. Первая докторская диссертация по онкологии была написана М. Л. Кнобхом в 1740 г. из тему: «Рак левой груди, наблюдение и лечение».
М. Л. Кнобх, согласно учению Гиппократа, различал рак скрытый и изъязвляющийся. Он отстаивал право хирургии быть равной другим отраслям медицины, что было созвучно передовым идеям XVIII в., поскольку в феодальную эпоху хирургия рассматривалась как ремесло, а не как наука.
В 1773 г. была опубликована работа хирурга Т. Эме, который произвел удаление левой груди по поводу рака. «Опухоль весила 10 полных аптекарских фунтов» (730 г). Т. Эме подробно описал микроскопическое строение опухоли, и на основании этого описания можно предположить, что удаленная опухоль представляла собой листовидную аденому.
В 1798 г. русский врач И. Филиппович впервые описал клинику перфорации рака желудка у больного 28 лет, а также дал подробное описание секции умершего и патологоанатомическую картину опухоли желудка. Будучи высокообразованным врачом, И. Филиппович, разделяя взгляды М. В. Ломоносова, видел задачи науки в том, чтобы сохранить здоровье человека и продлить его жизнь. Автор в своей работе выступает против знахарей, рассматривая их способы лечения как «убийство».
Так, еще в 1806 г. Я. В. Виллис рекомендовал при раке молочной железы удалять всю железу с частью большой грудной мышцы. И. Ф. Буш (1807) считал, что удалять молочную железу необходимо заблаговременно, когда железа еще подвижна и когда еще нет распространения рака на регионарные лимфатические узлы. Ю. Шимановский (1865) рекомендовал одновременно с удалением молочной железы проводить экстирпацию лимфатических узлов, В 1878 г. Н. И. Студийский {значительно раньше Холстеда) разработал метод радикального удаления молочной железы и предложил проводить операции в ранних стадиях, пока опухоль маленькая и лимфатические узлы мало инфильтрированы. Он считал, что операция должна быть произведена с наибольшим удалением жировой клетчатки я кожи, с удалением фасций и мышц, подкрыльцовых и надключичных лимфатических узлов, а при необходимости — с резекцией подключичной вены.
Таким образом, необходимо отметить приоритет отечественных ученых в разработке радикальных операций при раке молочной железы.
При раке нижней губы отечественные ученые разрабатывали вопросы лечения и изучали метастазирование опухолей. Еще в 1856 г. П. Заблоцкий впервые сообщил, что при раке нижней губы поражаются шейные лимфатические узлы. В 1894 г. М. Ратульский в работе «Статистика и клиника рака губ» рекомендовал удалять регионарные лимфатические узлы даже в тех случаях, когда они клинически не поражены метастазами.
С. А. Любинов (1907) и В. П. Вознесенский (1908) провели детальное исследование лимфатической системы этой области, что способствовало разработке более совершенных методов оперативного лечения рака данной локализации. На основании этих исследований Р. X. Ванах (1911) разработал и предложил новый вид операции для удаления лимфатических узлов под нижнечелюстной области. Операция Р. X. Банаха прочно вошла в клиники всего мира и широко выполняется в наши дни.
В 1902—1905 гг. А.1 Г. Радзиевский в эксперименте на собаках впервые изучил проблему восходящей инфекции после холецистэктомии и пришел к выводу, что наложение холецистоеюноанастомоза не представляет опасности.
В годы Советской власти началось успешное сравнительно-патологоанатомическое изучение опухолей, спонтанно развивающихся у различного вида животных. Эти исследования углубляют наши знания о развитии опухолевой болезни. Особенно быстро начали развиваться учение о трансплантации опухолей и работа по выведению ряда новых штаммов опухолей воздействием на животных канцерогенными веществами либо перевивкой спонтанных новообразований. Так, уже в 1927 г. А. М. Кричевский и 3. И. Сительников описали полиморфноклеточную саркому крыс, полученную путем перевивки им меланосаркомы человека, в 1934г. Н. А. Кроткина получила штамм перевивного ороговевающего рака крыс, В. А. Чепурин (1937) получил новую перевивную адевдкарциному. В 1946 г. С. А. Бувайло и соавторы описали штамм опухолей у мышей — МАП, а Ф. 3. Таращанская (1951) — перевивную полиморфноклеточлую саркому крыс. Л. Л. Малюгина (1954) получила штамм перевивного лимфолейкоза — ЛИО-1. В дальнейшем описывается опухоль крыс —МОП (Л. Л. Малюгина и Э. Я. Смойловская, 1954), остеогенная саркома кролика (А. Ф. Кондратьева, 1956) и др. Многие из этих штаммовых опухолей прочно вошли в лаборатории Советского Союза и зарубежных стран.
Большое значение для экспериментальной онкологии в изучении опухолевого роста имели исследования развития опухолей in vitro. Значительный вклад в развитие этой части онкологии внесли исследования А. А. Кронтовского (1927), А. Д. Тимофеевского и его учеников (1938—1948). Эти исследования показали возможность дифференциации и деефференциации тканей, т. е. была доказана изменчивость опухоли в зависимости от условий ее существования. Это внесло много нового в понимание биологии опухолевой клетки.
Вскоре после Великой Отечественной войны начались серьезные работы по изучению влияния ионизирующей радиации на опухолевые клетки и ткани. Наиболее ценные исследования проведены А. Д. Тимофеевским и А. А. Городецким (1949—1950), которые показали, что под влиянием облучения происходит задержка развития опухолей, последние имеют различную чувствительность к облучению в зависимости от гистологической структуры.
Большие заслуги в разработке методов диагностики заболеваний органов посредством радиоактивных изотопов принадлежат А. П. Виноградову (1947), Н. Н. Зайко (1950), А. А. Городецкому (1953, 1955), Т.П.Сиваченко (1968), В. А. Петрову (1970) и ряду других ученых.