Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Образование Яицкого (Уральского) казачьего войс...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
417.79 Кб
Скачать

Глава II. Особенности культурного развития яицкого (уральского) казачьего войска

2.1. Традиции, обычаи и обряды уральских казаков

В среде уральского казачество очень ценились и соблюдались военные и бытовые традиции, обряды, которые возникали на протяжение всей истории существования войска. Для казаков − традиции являлись своеобразными неписанными законами. С развитием войска традиции менялись, некоторые утрачивая свою актуальность вовсе исчезали, но те, которые наиболее ярко отражали бытовые, культурные и военные особенности казаков Урала сохранились.

В нашем исследовании, мы рассмотрим традиции, обычаи, обряды казаков и традиции, которые характерны по ряду причин, именно для Уральского казачества, так как именно они заключают в себе особенность культуры этого военного объединения.

Казаки, безжалостно относившиеся к своим врагам, в домашних условиях были гостеприимны и щедры. Основу морально-нравственных обычаев общества уральских казаков, составили десять православных заповедей. При этом, приучая детей к их соблюдению, казаки формулировали заповеди следующим образом: «не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другим людям, давай прощения тем, кто тебя обидел, заботься о детях своих и родителях, дорожи целомудрием девичьем и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай Отечество. И ходи в церковь, соблюдай посты, очищай душу свою − через молитвы единому Богу. Другим что-то можно. Нам нельзя, потому что мы − казаки».83

Также, у уральских казаков, авторитет «стариков» (более старшего поколения) был непререкаем, этому способствовало мнение большинства казачьего общества. Почитание родителей, а также крестного и крестной, был для казаков очень важной традицией. Долг сына или дочери перед родителями, считался выполненным, только после поминок сорокового дня смерти отца и матери. Крестная в свою очередь помогала родителям маленькой казачки, готовить ее к будущей замужней жизни, учила домашнему хозяйству, бережливости, труду.

Крестный должен был подготавливать, маленького казака к службе и ответственность за это на него накладывалась больше, чем на отца ребенка.

Авторитет отца и матери был бесспорен, без их благословения не начинали ни какую работу, всегда просили их совета по важным делам. Данный обычай сохраняется в некоторых казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Казак, проявивший непочтение к родителям, сурово осуждался другими казаками, а иногда, даже подлежал наказанию.

Традиция почитания старшего по возрасту, обязывала казаков младшего поколения к соблюдению ряда правил, в знак уважения мудрости, опыта старшего поколения. При появлении пожилого человека, все должны были встать, а военные казаки отдать честь. Вступать, в присутствии более старшего по возрасту, в разговор без его разрешения и сквернословить.

Запрещалось курить в присутствие стариков. Следует отметить, что у уральцев курение было редкостью, так как большинство старообрядцев из уральского казачества, были против данной привычки и младшее поколение строго наказывалось.84

У уральцев сильно была развита традиция гостеприимства, самым дорогим гостем, считался незнакомый человек, пришедший издалека, нуждающийся в приюте. Такого человека считали Божьим посланцем.

Сами казаки, также пользовались данной традицией, и уезжая из станицы, зачастую не брали с собой продукты, так как в каждой станицы на территории войска у казаков имелся дальний родственник (кум, сват) или даже просто посторонний житель странице, который мог дать ему ночлег, накормить казака и его коня.

Характерными только для Уральского казачества являются те традициями, которые связанны таким промыслом как − рыболовство.

На протяжение всего времени обоснования казаков на реке Урал (Яик), рыболовство считалось одним из главенствующих занятий в домашнем быте казаков, приносившим им доход.

Царский кус или презент к Высочайшему двору рыбы и икры от Уральского (Яицкого) войска. — под таким названием известна традиция уральских казаков отправлять к Высочайшему двору главные произведения страны — икру и рыбу. Раньше этот обычай известен был под именем Царского куса, первого куса (куска); теперь он называется презентом.

Перечисленные продукты являются результатом назначаемого специально для того рыболовства, известного под именем Царского, или презентного, багренного рыболовства, производимого зимой, обыкновенно в нескольких верстах от города Уральска. На следующий день икра и рыба в сопровождении офицера отправлялась по железной дороге в Петербург (пудов 70—80 икры и несколько сотен осетров).

Осетров доставляли в особых ваннах живыми и икру приготовляли в Петербурге. Обычай доставки презента связан, вероятно, с пожалованием яицких (теперь уральских) казаков рекою Уралом. Указом 14 дек. 1753 г. яицкое войско обязывалось доставлять ежегодно в дворцовую канцелярию до 800 осетров и белуг и известное количество свежей и просольной икры.85

Уважительное отношение казака к женщине: матери, жене, сестре, дочери, служило определением его добропорядочности.86

В семейной жизни обязанности мужа и жены были четко разделены, супруги не должны были вмешиваться в домашние дела друг друга.

К примеру, считалось позором, если мужчина занимался женскими делами (стирка, уборка и т д.).

Главным в семье, был мужчина − его основной обязанностью, было материальное обеспечения семьи и строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи обсуждению не подлежало. Также муж и жена старались не выяснять отношения при детях. На людях семейные пары часто держались немного отчужденно, а также казаки не носили своих детей на руках. Это было напрямую связанно с тем, что часто в военных компаниях казаки несли значительные потери, и для ребенка потерявшего отца, а также для вдовы, было достаточно тяжело видеть полные, счастливые казачьи семьи.87

Заботу о воспитании детей, оказывали не только их родители, но и все взрослое население станицы, то есть соседи могли заступиться за ребенка, если его обижают старшие по возрасту дети, или наоборот сделать выговор за провинностью.

Традиционное обращение женщины-казачки к казаку было − мужчина, слово мужик для них считалось оскорбительным. Уральцы же всех своих женщин в не зависимости от возраста называли родительницами.

Также женщины казачки было грешно и позорно появление на людях с непокрытой головой, еще более позорным и странным считалось ношение женщиной мужской одежды и короткая стрижка волос.

При исполнении гимна России, казаки всегда снимали шапки в знак уважения царю.

У уральцев непринято было иметь боевого (строевого) коня − кобылицу. Также были и другие традиции связанные с боевым конем казаков. Например, перед отъездом казака на войну, его жена сначала, кланялась в ноги коню, чтобы тот уберег своего всадника от смерти, а потом его родителям, чтобы те читали молитвы о здравии воина. А при проводах казака в последний путь, нередко за гробом шел его боевой конь, к седлу которого прикрепляли оружие покойника, а уже за конем его близкие.

Проводы казака на службу были торжественными. Перед отправлением на пункт сбора новобранец обходил своих родных и приглашал в дом на застолье. В день отправки казака на службу, все кто захотел, приходят к нему в дом на проводы и угощаются. После этого новобранец выходил из-за стола, кланялся в ноги родителям и просил благословение. Отец читал сыну наставления, о том что тот должен служить Царю и Отечеству не щадя живота своего, после этого казак получал родительское благословение и все выходили во двор. Отец или брат подводили казаку его коня в полном снаряжении. Казак кланялся коню в ноги, прося вернуть его обратно домой, потом прощался с родителями и выпив прощальную рюмку водки, садился на коня и уезжал на службу.

Когда казаки возвращались со службы или военных компаний домой, встречать их выходила вся станица. Если в войске за это время, были боевые потери, то по обычаю, женам погибшего, на вопрос: «где же мой муж?», казаки отвечали: «Сзади матушка, сзади». И так до тех пор, пока замыкающий строй казак, молча отдавал папаху погибшего. Смысл этого обычая был в том, что погибшие казаки, продолжали числиться в рядах войска и на поминках за них пили словно за живых чокаясь.

Традиционно считалось, что оскорбление одного казака, это оскорбление для всего войска. Казак в случаи обиды соплеменника, обязан был немедленно придти на помощь, без просьбы со стороны нуждающегося.88

Уральские казаки еще со времени образования войска, соблюдали традицию «отчевого» колокола и «отчевого» круга, по которой, все важные дела решались, по зову колокола или по словесному распоряжению начальников, кругом − в который входили все казаки. Руководил кругом атаман, а каждый казак имел право высказывать свое мнение. Также на войсковом круге в XVII и начале XIX веков выбирали войсковых и станичных атаманов. Следует отметить, что присутствие женщин на данном войсковом собрание не допускалось, если у женщины возникала какая - то проблема, решить которую могли только на кругу, то за нее просил отец, брат или муж.89

Традиционно казаков состоящих в ссоре мирил атаман, в некоторых случаях вставая на колени со словами: «Простите друг друга ради Христа» и чаще всего добивался успеха. По случаю прекращения ссоры, распивали «мировую».

Обряды уральских казаков затрагивали практически все моменты жизни казаков от рождения до смерти.

Когда в семье казака рождался мальчик, то есть воин, то его рождение отмечалось у казаков следующим образом. Новорожденному ребенку в дар − на зубок, сослуживцы отца ребенка, приносили лук и стрелы, патроны, порох. Данные подарки вешали на стену, у которой лежала родительница с ребенком. После сорока дней с момента рождения, отец одевал на сына перевязь от шашки, сажал на коня, а потом возвращая сына матери, поздравляЛ ее с казаком. Когда же у ребенка прорезывались зубы, то родители сажали сына на лошадь и везли в церковь, для служения молебна Ивану-войну.

В шесть лет мальчика посвящали в казаки. Для прохождения обряда, мальчиков сажали на лошадь и они должны были проехать по кругу. Те, кто не удерживались в седле, проходили посвящение через год. А для детей, которые удачно проехали по кругу (без падения) посвящали в казаки. Обряд проходил торжественно, мальчиков сажали на лошадей старшие казаки из их рода и атаман надевал на каждого мальчика красную ленту, с надписью: «казачек рода...». После этого, мальчики получали поздравления от атамана и казаков их рода. Мальчиков с раннего возраста учили езде на лошадей, занимались их физической подготовкой, так как в будущем они должны были вырасти военными людьми.

Подростковая инициация мальчиков-казаков происходила в 13-15 лет. Ее финалом были, так называемые «потешные сражения» между группами подростков.

Юношеская инициация, была предназначена для 17-19 летних парней, так называемых «малолеток» допризывников. Она проходила в два этапа: 1. Обучение в летних военных лагерях; 2. Публичное состязание молодых казаков.

Рождение девочке не отмечали, так широко, как рождение мальчика. Но это тоже была радость − домашняя, оплетенная легендами и молитвами. Обрядовым действием считалось первое купание девочки «смывание с дочушки заботы», оно проходило с песнями и добрыми пожеланиями новорожденной. Отец, единственный мужчина на данном событии (ребенка у уральских казаков до трех месяцев никому не показывали, чтобы не сглазили) ел специально приготовленную кашу. Каша была горелой, пересоленной, переперченной и политой горчицей. Отец должен был съесть эту кашу, не разу не поморщившись, чтобы у девочке мало горестей в жизни было.90

Все остальные девичьи праздники, отмечались дома, на женской половине, в узком кругу. Праздновали первый шаг, дарили ленточки на бант, гребешок на косу, платочек, чтобы в церковь ходить.

С раннего возраста девочек приучали к домашнему труду. С пяти лет их учили шить, вышивать, вязать, нянчить младших детей. Также их учили готовить, стирать, то есть девочке с раннего возраста вкладывали мысль о том, что она будущая хозяйка, жена и мать.

Когда девочка становилась девушкой, об этом домашние по секрету, рассказывали деду. Дед, в свою очередь, покупал серебряное колечко и дарил его внучке, сопровождая подарок песней про колечко и словами, о том, что внучка теперь не ребенок, а барышня и вести, должна себя иначе, так как на нее женихи смотрят. Колечка, на правой руке девушки, означало, что теперь она «хваленка» еще не на выданье, но теперь ее можно присматривать в качестве невесты.91

Одним из самых жизнеутверждающих обрядов у Уральских казаков был обряд крещения, который проходил как большой праздник. Обряд проводился в церкви, в это время родители и друзья, собирались в доме новокрещенного. По окончании обряда, хозяин дома усаживал гостей для застолья. На почетные места садились кум и кума, на другие все остальные гости. Потом, начиналось само застолье с поздравлениями. На поднос клали деньги, кто сколько может, на зубок новорожденному.92

Особенностью обряда казачьих похорон был их подчеркнутый трагизм с непрерывным плачем и причитаниями об умершим, в которых изливается скорбь плачущего и перечисляются все заслуги и достоинства покойного. После окончания похорон, которые совершаются в соответствии с верой покойного, все присутствующие на похоронах, идут на поминальный обед.

Первое блюдо поминального обеда традиционно блины и кутья. Перед началом обеда и перед каждым поданным блюдом, все присутствующие встают и молятся о покаянии души усопшего. Водке на поминках было мало, а у староверов этого напитка вообще не было на столе. После обеда все расходились по домам.

Умершую в девичестве девушку-казачку, несли на кладбище только девушки, а не женщины и не мужчины. Этим отдавалась дань уважения целомудрия и непорочности. Гроб покойницы накрывали белым покрывалом.93

Уральское казачество, за периоды образования и развития своего сообщества, впитало культурные черты, характерные для разных народностей и национальностей, многообразие преданий и культурных традиций, повлиявших на их мировоззрение и способствующих возникновению, собственной уникальной культуры.