Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Милграм.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
624.13 Кб
Скачать

Предполагаемое согласие

Напомню, что основное техническое требование для проведения социально-пси­хологического исследования состоит в том, что испытуемые не должны знать о це­лях и процедуре эксперимента, — осведомленность о его характере и целях зача­стую служит основанием для исключения человека из числа участников экспери­мента. Таким образом, принцип информированного согласия остается пока что недо­стижимым идеалом. В качестве альтернативы этому принципу некоторые психологи предлагают взять на вооружение разработанную ими концепцию предполагаемого согласия. Исследователь, задумав провести тот или иной эксперимент, проводит опрос на большой выборке, чтобы выяснить, какое отношение вызывает у людей предполагаемая экспериментальная процедура. Сами респонденты не будут уча­ствовать в эксперименте, поскольку они уже «испорчены» знанием его деталей и целей. Но на основании заявленного ими отношения к участию в эксперименте мы можем сделать вывод о том, какую реакцию он вызовет у большинства людей. Если в целом она окажется одобрительной, исследователь займется набором доброволь­цев из числа людей, не участвовавших в опросе. Разумеется, с этической точки зре­ния эта концепция не столь безупречна, как принцип информированного согласия. Даже если сто человек скажут, что они с удовольствием приняли бы участие в та­ком-то эксперименте, среди реальных испытуемых всегда может найтись один, ко­торый сочтет его нечестным. Но все же мне кажется, что лучше «заручиться» согла­сием здравомыслящего человека, чем не иметь вовсе никакого согласия. Если по вполне понятным причинам исследователь не может сообщить испытуемому о ха­рактере исследования, он имеет возможность заранее выяснить, согласился ли бы здравомыслящий человек участвовать в качестве испытуемого в такого рода экспе­рименте. Положительный ответ стал бы своего рода мандатом на проведение экспе­римента, отрицательный — заставил бы исследователя пересмотреть концепцию исследования.

Наверное, более перспективный путь решения проблемы — это получение от испытуемого предварительного общего согласия на его участие в эксперименте.

Испытуемый дает такое согласие, имея лишь общее представление о методах, ис­пользуемых в психологических исследованиях, но еще не зная, какова будет проце­дура того эксперимента, в котором он будет участвовать. Для реализации этой кон­цепции следует прежде всего создать банк данных, в который были бы внесены име­на людей, изъявивших желание участвовать в психологических экспериментах. Но прежде чем человек даст такое согласие, его предупредят, что иногда испытуемых вводят в заблуждение относительно целей исследования, что в ходе эксперимента испытуемые нередко переживают эмоциональный стресс. Таким образом, у челове­ка появится возможность отказаться от участия в экспериментах, требующих де­зинформации или способных породить сильные негативные эмоции, если он того пожелает. Волонтеры, заявившие о своей готовности участвовать в такого рода экспериментах, получат приглашение в течение года. Мне кажется, такая процеду­ра набора испытуемых может примирить техническую необходимость в дезинфор­мации с этическим принципом информированного согласия.

И последнее. Я уже говорил о том, что решающим основанием для оценки степе­ни приемлемости эксперимента и заключения о возможности его продолжения яв­ляется мнение людей, непосредственно прошедших через экспериментальную про­цедуру. В связи с этим предлагаю при проведении спорных с этической точки зре­ния исследований воспользоваться формализованной процедурой мониторинга, позволяющей выяснить мнение испытуемых о проводимом исследовании еще до его завершения. После участия в эксперименте испытуемый заполняет анкету, отве­чая на поставленные в ней вопросы, и она сразу же передается в независимую ко­миссию. Комиссия может состоять как из профессионалов, так и из бывших испы­туемых, то есть людей, ранее уже участвовавших в экспериментах, проводимых в данном учреждении. Предлагаемая процедура хороша тем, что позволяет испытуе­мому выразить свое отношение к эксперименту, в котором он только что принял участие; его комментарии помогут определить, насколько приемлем этот экспери­мент. В конце концов, реакция испытуемого и его переживания должны занять по­добающее место в дискуссии об этических аспектах экспериментальной деятельно­сти, и мне думается, что предлагаемый механизм приблизит нас к этой цели.