Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
voprosy_17-18_vek_DO.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
923.14 Кб
Скачать
  1. Художественный мир испанского плутовского романа. Особенности композиции. Своеобразие персонажей. Проблема отражения реальности.

Изображает испанскую реальность условно из-за карнавальных традиций. Сложился на рубеже 16-17вв. в Испании в чистом виде просуществовал век. Анонимный роман 1554 года «Ласарима» - считается первым плутовским романом. Плутовской роман возник в Испании как своеобразная антитеза романам рыцарским и пасторальным, получившим широкое распространение в литературе испанского Возрождения. В противовес этим произведениям, в которых изображается некая сказочная реальность, вневременная и вненациональная, плутовской роман впервые вводит в литературу историческое время и пространство, описывает современную испанскую действительность. Уже в первых его образцах отчетливо выявились многие жанровые особенности, которые затем, с большим или меньшим постоянством, воспроизводились авторами пикаресок. Таковы автобиографическая форма повествования, открытая эпизодическая его композиция, широкая социальная панорама жизни различных слоев общества и т. д.

Объективно-историческая предпосылка: переход от одной экономической формации к другой. Продажа земли, крестьяне уходят в город или становятся бродягами, пИкаро – класс нищих. То есть пикарескный роман, пикареска = плутовской.

Литературная предпосылка: литературная полемика с рыцарским романом. Плутовской его сменяет. 16 век – институт рыцарства уходит. Герой-рыцарь больше не интересует читателя. Плутовской роман пародирует рыцарский. Оба названы по типу героя (плут и рыцарь – контрастные образы). Рыцарь и плут – это социальный тип + идеология. Но рыцарь все проявляет в подвиге, а плут в мошенничестве. У плутовского романа не социальная функция, а философская.

Время в романе. Можно найти указания на определенные исторические события, но это не исторический роман. Постоянные перемещения. Герой движется по кругу. Образы родителей – отсылка к ним на протяжении всего романа для показа цикличности и понимания, что жизнь – круг.

Персонажи. Специфичны. Вроде бы это социальные типы: скупой монах, разоренный дворянин, монах-мошенник, но с другой стороны, это карнавальный коллектив. Каждый из персонажей двойственен: есть лицо, а есть маска. Безумцы – нет ни одного адекватного персонажа. Если не сумасшедшие, то маргиналы, причем не только морально, но и физически. Попадание в карнавальные ситуации: увенчание – развенчание – увенчание.

Язык. Карнавальный, фамильярный, ругательства, насмешки, слог создает нужное настроение.

Целостность за счет сквозных мотивов. Тема еды и голода, мотив смерти и разрушения, жизни и воскрешения. Пиршественные образы: еде приписываются черты человека и наоборот. Не пир, а бедность и нехватка.

Характерна форма повествования от первого лица.

  1. Особенности исторического развития Германии в XVII веке. Немецкая поэзия Тридцатилетней войны. «Слово скорби и утешения». Имена, мотивы, лейтмотивные образы.

Немецкая литература XVII в. развивается в условиях, коренным образом отличных от условий, существовавших в других европейских странах. К началу века Германия еще не преодолела наследия средневековья — феодальную раздробленность и политическую децентрализацию, с которой уже давно покончили Англия, Франция и Испания. Так называемая Священная Римская империя германской нации представляла собой искусственное государственное образование, состоявшее из 296 феодальных княжеств, полутора десятков вольных имперских городов и бесчисленного множества мелких феодальных владений, формально независимых, но экономически и политически нежизнеспособных. Имперская власть и ее учреждения не оказывали никакого реального влияния на внутреннюю и внешнюю политику крупных князей. Политическая раздробленность пагубно сказывалась на экономике: бесчисленные таможенные границы, пересекавшие страну, препятствовали созданию единого внутреннего рынка. С внешних торговых путей Германия была вытеснена еще в XVI в., в эпоху великих географических открытий, выдвинувших на первый план крупные морские и колониальные державы — сначала Испанию и Португалию, потом Англию и Голландию. Когда-то могущественный и богатый союз ганзейских городов фактически распался и утратил свою роль в европейской торговле. Следствием этих обстоятельств были общая отсталость социального развития Германии, слабость немецкого бюргерства, не игравшего сколько-нибудь значительной роли в общественной и политической жизни страны.

Отсутствие единого политического центра, какими были Париж и Лондон для Франции и Англии, отразилось и на культурной жизни Германии, которая формировалась вокруг отдельных, порою незначительных, княжеских дворов и в университетских городах, носила провинциальный характер. В еще большей степени раздробленность страны сказывалась на языке. Образование единой нормы общенационального литературного языка, получившее могучий толчок в период Реформации, затормозилось на целых полтора столетия по сравнению с другими европейскими странами.

Ко всем этим отрицательным факторам исторического развития Германии прибавилась опустошительная Тридцатилетняя война (1618—1648), ставшая подлинной национальной катастрофой. Она истребила большую часть населения, разрушила города, уничтожила культурные ценности, привела к экономической разрухе, а долгожданный мир только закрепил феодальную раздробленность страны.

Официальной причиной войны была религиозная вражда между протестантскими и католическими князьями Германии, но истинные мотивы конфликта носили политический и экономический характер. Постепенно в войну оказались втянутыми почти все европейские страны. К протестантскому Союзу (созданному еще в 1608 г.) примкнули Швеция и Дания, преследовавшие в этой войне свои политические интересы. Католическую Лигу (созданную в 1609 г.) возглавил курфюрст Баварский, получивший поддержку австрийских, а затем и испанских Габсбургов. Что касается Франции, то эта католическая страна выступила на стороне протестантских князей, ибо рассчитывала таким путем ослабить своего главного политического соперника — Испанию.

Реальным театром военных действий стали германские земли, в том числе Богемия и Силезия, подчиненные Австрии и особенно ощутимо пострадавшие от войны и контрреформации. Война и ее страшные спутники — голод, эпидемии, пожары — определили и общее трагическое мироощущение, и темы, и образную систему немецкой литературы XVII столетия.

Среди идеологических факторов, сформировавших духовную атмосферу эпохи, следует выделить прежде всего резко выступившее к этому времени противоречие между успехами естественных наук и религиозным мировоззрением. Большинство немецких писателей XVII в. были людьми широко образованными и начитанными. Наряду с традиционным знанием древних языков, истории и литературы, они изучали философию, юриспруденцию, астрономию, физику, математику, владели многими европейскими языками. Вместе с тем не следует забывать, что в университетском преподавании того времени не проводилась четкая грань между астрономией и астрологией, алхимией и химией, наряду с подлинными науками преподавалась хиромантия. В сознании многих писателей и мыслителей той эпохи научные теории уживались с суевериями, а религиозные догмы с такими «еретическими» взглядами, как учение Коперника и Галилея. Попытки примирить эти полярные позиции обычно оказывались несостоятельными, отсюда — ощущение кризиса и растерянности перед непостижимой сложностью мироздания и бессилием человеческого разума объяснить ее. Все это еще более усугубляло трагическое мироощущение, порожденное разрушительной и затяжной войной. Проповедуемая религией идея бренности человеческой жизни, суетности и мимолетности земных благ и радостей получала подтверждение в жестокой действительности Тридцатилетней войны. В поисках устойчивых нравственных ценностей мыслители и поэты той поры обращались к философии неостоицизма, к идее самопознания, самосовершенствования, стойкости и мужества перед страданиями и ударами судьбы, постоянства и верности своему нравственному идеалу. Эти идеи неостоической философии были свойственны как писателям-протестантам, так и католикам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]