Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
allah_akbar_gospoda1_8888 (1).doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
998.91 Кб
Скачать

55. Марксизм и философия практики. Неомарксизм.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса с 1844 г. представля- ет собой диалектический материализм, включающий в себя материалистическое понимание истории, человека, общества. Фундаментальным принципом марксистской философской системы становится принцип практики, которая подразумева- ет всю совокупную деятельность человечества по преобразо- ванию природы и общества и в процессе которой происходит познание мира. Наибольшее влияние на формирование фило- софских взглядов Маркса и Энгельса оказали работы Гегеля и Фейербаха.

История рассматривается Марксом как процесс взаимодей ствия человека и природы. Субстанцией исторических измене- ний выступает способ производства материальных благ, а в ка- честве ведущей тенденции истории выступает поступательное развитие — общественный прогресс. По сути, общественный прогресс — это движение к свободе, которое предполагает на растение духовного и материального богатства жизни, ее мно- гообразия и в то же время целостности, гармоничности, увели- чение возможностей выбора различных способов жизни. Осно- ва этого прогресса, по Марксу, развитие материального производства: осваивая силы природы, человек освобождает время и средства для духовного развития, для более творческо- го характера труда. Развитие потребностей человека идет в со- ответствии с производительными силами общества, в том чис- ле и развитие их духовных запросов. Таким образом, матери- альный фактор оказывается в конечном счете определяющим фактором развития социальной системы.

Важной чертой философии истории Маркса является при- знание закономерного характера развития истории. Исходя из обнаруженного Гегелем факта несовпадения сознательно по- ставленных целей деятельности людей и социальных последст- вий этих действий, Маркс приходит к теоретическому выводу о наличии объективных законов общественного развития, не заложенных в программах субъектов исторического творчества. Это была идея специфически социальной закономерности, су- ществующей в деятельности людей. Ее утверждение предпола- гало преодоление двух коренных недостатков старого материа- лизма — антиисторизма и натуралистического понимания че- ловека и общества.

Специфика общественных законов проявляется, по Марксу, в следующем. Во-первых, в том, что в них с наибольшей силой выражена статистическая природа. Они прослеживаются на бо- льших количествах людей и в больших временных интервалах. Во-вторых, общественные законы складываются на основе со- знательной деятельност и людей (сознательная деятельность лю- дей вкючена в механизм действия этих законов). Условия удов- летворения потребностей определяют мотивы деятельности лю- дей, типизируя их. Столкновение воль порождает независимый от воли результат как равнодействующую всех воль. Необходи- мость возникает из самой деятельности людей и господствует над ними. Поэтому социальные законы выступают как зако- ны-тенденции.

Марксова идея о смене общественно экономических фор- маций как естественно-историческом процессе возникает на основе пересечения двух интеллектуальных традиций XIX в.— гегельянской идеи закономерного характера исторического процесса и позитивизма О. Конла, обосновавшего необходи- мость построения такой науки об обществе, которая исследо- вала бы регулярности общества по образцу естественно-науч- ного знания — изучая эмпирические факты и их соотношения.

Материалистическое понимание истории устанавливает детер- минанионную зависимость между различными типами человече- ской деятельности и различными типами общественных отно- шений. К основным идеям исторического материализма отно- сятся: утверждение примата общественного бытия над общественным сознанием, закона об определяющей роли матери- ального производства в развитии общества, зависимости всех си- стем общества (политической, правовой, идеологической — над- стройки) от конкретно-исторической совокупности производст- венных отношений (базиса), в единстве с которым они образуют органическую целостность (общественно-экономиче- скую формацию) Вследствие действия закона соответствия производственных отношений (связанных с собственностью на средства производства, с присвоением и распределением про- изведенного продукта) уровню и характеру развития производи- тельных сил (в состав которых прежде всего входят средства производства и сами производители с их профессиональными навыками и умением) происходит смена одного способа про- изводства другим. Критерием социальной материальности, по Марксу, является наличие независимой от сознания системы потребностей, в которой определяющую роль играют практи- ческие потребности.

В то же время принцип практики, положенный Марксом в основу своего учения, требовал учета действия субъективного фактора в истории — реальной расстановки и революционной активности больших социальных групп, связанных со старым и идущим ему на смену новым способами производства. По- этому важное место в марксизме отводится учению о классах и классовой борьбе.

В учении К. Маркса о классах принципиально новыми были положения об исторически преходящем существовании классов и о том, что путь к уничтожению классов лежит через установление диктатуры пролетариата, которая сама является лишь переходом к бесклассовому обществу1. Важным для со- циально-философской теории Маркса является учение о пре- вращении пролетариата из пассивного объекта эксплуатации, разрозненного и не понимающего причин своего бедственного положения (класс-в-себе), в социальную силу, объединенную обшей идеологией, организованную в политическую партию, активно выступающую за завоевание государственной власти (класс-для-себя).

По определению В. И. Ленина, «классами называются боль- шие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их от- ношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получе- ния и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают"'. В соответствии с местом, занимаемым в общественной системе хозяйства, одни группы людей могут присваивать труд других групп людей, которые в свою очередь пытаются этому сопротивляться, становясь участниками клас- совой борьбы.

До сер. XX в. большинство исследователей марксизма счи- тало, что марксизм задал новую парадигму социальных иссле- дований, весьма эиристичную для наук, изучающих общество, но ничего не даюигую для философского познания человека. Публикация в 30-х годах XX в. ранее неизвестных сочинений К. Маркса, таких как «Немецкая идеология», «Экономиче- ско-философские рукописи 1844 г.» и др., сыграла важную роль в актуализации тех граней в философском наследии К. Маркса, которые раньше оставались в тени,— гуманизм и критика отчуждения.

В марксистской философской традиции отчуждение пони- мается как объективное превращение человеческой деятельно- сти и ее результатов в самостоятельную силу, враждебную че- ловеку и подчиняющую его. Маркс связывал отчуждение с раз делением труда и частной собственностью. В буржуазном обществе отчуждение становится тотальным: это отчуждение человека от своей собственной «родовой» сущности, от приро- ды, от общества, от самого себя, отчуждение человека от чело- лека. Обратный отчуждению процесс Маркс называет процес- сом присвоения человеком своей подлинной сущности

Марксизм признает человека высшей социальной ценно- стью — «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Но эта идея, общая для мноигх философских направлений, в том числе для индивидуализма, неразделимо связана в марксизме с концепцией социальной сущности чело- века, его деятельной природы. Человек, по Марксу, удваивает | себя не только интеллектуально, как это имеет место в созна- нии, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в со- зданном им мире?. Поэтому отношение человека к самому себе становится для него предметным, действительным только через его отношение к другому.

Существенная черта марксистской концепции челове- ка — историзм. Лишь в ходе исторического развития появляет- ся различие между жизнью каждого отдельного индивида, по- скольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанным с ней условиям1.

Смысл истории состоит, по Марксу, в практическом осуще- ствлении потенциальной человечности, скрытой в каждом ин- дивиде, и растрачиваемой впустую при неблагоприятных исто- рических условиях. Но понятие потенциального человеческого существа у Маркса нормативное, а не дескриптивное. Дескрип- тивное описание человека Маркс дает в своей работе «Тезисы о Фейербахе»: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей совокупности она есть ансамбль общественных отношений»2. А поскольку модель трудовых от- ношений выступает как базовая антропологическая модель у Маркса, он выделяет следующие свойства потенциальной че- ловечности: свобода, творчество по законам красоты, совмест- ный труд, общительность, но не воля к господству, агрессив- ность, защита статуса, власти, эгоцентризм, которые тоже вы ступают как инварианты человеческого поведения.

Но по какому критерию можно определить истинно чело- веческие черты? Маркс эту проблему не обсуждает и либо по- стулирует положительные человеческие качества, либо превра- щает человеческую сущность в дескриптивное понятие как ан- самбля общественных отношений. И тогда это чисто научная, а не философская проблема. Фактически же в его сочинениях неявно подразумеваются два критерия. Один из них проявля ется при сопоставлении человека с природой, поскольку чело- век — часть природы. Второй отражает специфику человече- ской истории, проявляющуюся в убыстряющемся развитии, в освобождении огромных масс людей от внешнего принужде ния. Каковы условия возможности этого развития? Агрессив- ность и групповой эгоизм затрудняют этот процесс. Символи- ческая коммуникация, культурное воспитание чувств, рациона льное мышление, творческое производство, солидарность способствуют ему

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]