1.1.Легитимация теневых групп
С ростом масштабов теневых составляющих экономики и политики усиливались их взаимозависимость, их возможности и ресурсы, но в то же время росла необходимость легитимации.
Наибольших успехов легитимация теневизации достигла все же не в сфере государственного права, а в сфере публицистики, что естественно: теневая власть особенно нуждается в поддержке общественного мнения.
В сфере законодательства усилия теневиков были направлены не столько на обеспечение собственной легитимности как таковой, сколько на противодействие принятию законов, препятствующих криминальной и криминогенной теневизации.
Более успешными были лоббистские усилия в структурах президентской и исполнительной власти. Ряд указов и правительственных постановлений откровенно способствовали выведению из сферы юридической ответственности лиц и структур, активно участвующих в процессах приватизации, в финансовых махинациях и выводе капиталов за рубеж. Были разработаны сложные многоходовые схемы, опирающиеся на предоставляемые льготы.
Стратегическая задача этапа - закрепить и юридически узаконить свое новое положение, достигнутое незаконными способами.
Однако в федеральных структурах представительной и законодательной власти ставленники и идеологи теневиков всегда оставались в меньшинстве.
И никакое давление, исходящее от президента и правительства или непосредственно от теневого бизнеса, широкая практика подкупа и др., так и не привели к появлению законов, правовых норм и правил, легализующих криминальную теневую практику (это не относится к ряду ведомственных документов).
Таким образом, в государстве отсутствовало официальное право, легализующее теневую деятельность, но в то же время эта деятельность, включая криминальную, на практике не только не преследовалась, но и поощрялась. Попытки правоохранительных органов требовать соблюдения действовавших законов и карать за их нарушение все чаще заканчивались "зачистками" органов, приходом туда новых людей, "разбирающихся в ситуации", и беспримерной коррумпированностью именно тех сфер, которые призваны обеспечивать в стране правопорядок.
Так возникла теневая юстиция, заявившая о себе столь громко, что президент В.Путин в Послании Федеральному Собранию на 2001 г. особо подчеркнул ее опасность.
Сложившийся в современной России порядок общественных отношений между субъектами, поставленными в неравное положение (одним разрешено приватизировать собственную квартиру, другим - целые отрасли промышленности), никак не мог претендовать на то, что он будет освящен официальным, государственным правом. Однако когда "за" выступают "сильные мира сего", а "против" - рядовые граждане, такое не признаваемое большинством "право" в принципе может быть учреждено.
Этому мешает лишь то, что коррумпированной, криминализированной власти было чрезвычайно важно, чтобы Россию считали на Западе демократическим государством. Поэтому у нее так и не появилась возможность учредить это право единственным достижимым способом - через диктатуру. Эта патовая ситуация нашла выход в повсеместном распространении теневого права, реализуемого через теневую юстицию. В этой роли часто выступают вполне официальные структуры - органы внутренних дел, прокуратура, суды. Но, исповедуя теневое право, они фактически перестают быть государственными органами, формально оставаясь ими.
Таким образом, прерогатива государства - карать и миловать, которая в теории никому не может быть передана, в нашей практике оказалась переданной созданному государством, прежде всего, в корыстных целях "квази- или парагосударству".
Его представителями могут выступать коррумпированные правоохранители и судьи, но чаще это мафиозные, оргпреступные группировки, поддерживающие на контролируемом ими пространстве тот уровень порядка, который сначала не хотело, а потом уже и не смогло поддерживать государство, предоставившее своим гражданам выбор: жить по законам, "по понятиям" или "по справедливости". Иными словами, правовой нигилизм был возведен в ранг одной из "свобод" российской демократии.
Правовой нигилизм - это определенная форма общественного состояния; это не только правовая категория, но и социально-психологическое явление, возникающее в результате оценки права (отдельных его норм) социальными субъектами или даже всем обществом. Чаще всего утверждается, что в качестве основы правового нигилизма выступают невежество управленческого аппарата и народа, слабая информированность в законах, порой умышленное, а чаще всего неосознанное интуитивное желание проигнорировать, обойти и даже нарушить законодательные акты при условии, что санкция мала, а выгода при этом существенна.
