Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мой диплом.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
841.73 Кб
Скачать

2.2 Особенности проведения опросов общественного мнения как условия повышения эффективности социальной политики по заказу муниципалитета с позиции иркутян

При написании дипломной работы нами было проведено социологическое исследование, посвященное изучению общественного мнения как фактора повышения эффективности социальной политики в г.Иркутске. В ходе опроса, в котором приняли участие 700 жителей города Иркутска, вне зависимости от пола, но были возрастные рамки от 18 до 55 лет, которым предлагалось ответить на 17 вопросов.

Участникам необходимо было ответить на вопросы об их осведомленности в сфере опросов общественного мнения, отношении властей к общественному мнению и о том, что, по их мнению, необходимо изменить в этом направлении.

Не смотря на то, что в опросе мог участвовать любой желающий вне зависимости от пола и возраста, число опрошенных мужчин и женщин оказалось примерно равным. По возрастному признаку наибольшую активность проявили люди в возрасте старше 55 лет, треть опрошенных составили представители средних лет (35-55 лет) и всего лишь четверть – молодое поколение от 18 до 35 лет. Объяснить такое распределение можно более сознательным отношением пожилых людей к состоянию и развитию обстановки в регионе, а низкий процент молодежи - постоянной спешкой, непониманием или скептицизмом в отношении эффективности подобных мероприятий.

Среди механизмов формирования общественного мнения органами государственной власти наиболее популярным стал ответ «выборы», его отметила почти половина опрошенных, на втором месте по популярности (26,1%) находится «агитация, пропаганда, PR-акции» и только по 14% получили «опросы общественного мнения» и «деятельность СМИ». «Выборы», по моему мнению, набрали больше всех голосов потому, что это процесс, результаты которого власти обязаны учитывать, и это подтверждено законом.

Немаловажным фактором является и то, что за ходом проведения и подсчетом голосов на выборах ведется наблюдение, дающее хоть какую-то уверенность в достоверности их результатов. Возможно поэтому, из 100% участников опроса только 42,5% принимают участие в общественной жизни города, а 36,3% пытаются не вмешиваться. Они надеются только на свои силы и не видят пользы от такого участия, но такое мнение зачастую ошибочно, из-за простого незнания механизмов и методов изучения общественного мнения.

По результатам анкетирования подавляющее большинство опрошенных (88,4%) считает, что органы региональной власти должны обращаться к результатам опросов общественного мнения при решении проблем региона. И это правильно, ведь правительство призвано служить всему обществу. А для исполнения потребностей граждан, власти должны точно знать их мнение. На самом деле, принятие во внимание властями общественного мнения в полной мере наблюдают лишь 28,6% опрошенных, чуть больше половины согласны, что их мнение учитывается властями только в отдельных вопросах.

Для более точного представления, насколько существующая в регионе система изучения общественного мнения способна объективно отражать мнение жителей региона, всем принявшим участие в исследовании было предложено оценить объективность этой системы по 10-ти бальной шкале. Наиболее популярным ответом оказался 7 баллов, его выбрали около 30% респондентов, что является довольно высокой оценкой, но отметили ее слишком малое количество опрашиваемых.

Ответы по поводу влияния на общественное мнение публикаций результатов опросов общественного мнения разделились примерно поровну с небольшим перевесом (56%) за то, что публикации не влияют на результаты опросов, а 44% думают наоборот. Я считаю, что публикация результатов опросов общественного мнения, в любом случае, имеет на общество влияние. Выражаться это влияние может косвенно, а также оно может, как побуждать к какому-то действию, так и наоборот – заставлять бездействовать.

Я считаю, что публикации нужны, хотя бы для повышения информированности общества о существовании организаций и процессов изучения общественного мнения. Подтверждением предположения о недостаточном количестве информации у населения о формирования общественного мнения органами государственной власти служит процент респондентов, не знающих о существовании ни одной социологической службы или центра, занимающихся изучением общественного мнения – 94,1%.

На самом деле, в нашей стране насчитывается около десятка различных организаций подобного профиля, вот некоторые крупные из них: Всероссийский центр изучения общественного мнения, Институт социологии РАН, Фонд «Общественное мнение», Фонд социальных исследований. Все эти службы проводят огромную работу, как на региональном, так и на общефедеральном уровне, а также за рубежом. В Иркутске работает только одно социологическое агенство, занимающееся опросами общественного мнения – SMP Research.

Почти 80% опрошенных поставили в тупик вопросы о ТОСе (Территориальном Общественном Самоуправлении), наличии в их доме домового комитета и его способности улучшить жизнь в доме. Те же, кто принимал участие в ТОСе, сообщили, что их участие практически никак не проявлялось. То есть, никакого результата от их участия в ТОСе не последовало. Это можно объяснить низкой вовлеченностью жителей в процесс управления домом и отсутствие ярких примеров положительного воздействия таких мероприятий.

Можно предположить, что если бы больше жильцов имело информацию о возможности подобной самоорганизации как ТОС или домовой комитет, то в нашем регионе, да и в стране в целом, стало бы комфортнее жить. Люди могли бы на примере своего отдельно взятого дома оценить эффективность влияния общественного мнения на результаты действий властей. Публичное слушание – еще один способ повлиять на жизнь региона.

Участие в них дает возможность горожанам не только быть в курсе, но участвовать в принятии важных проектов, таких как: принятие проекта бюджета муниципального образования и отчета о его исполнении, планов и программ развития муниципального образования, правил землепользования и застройки, и т.д. Лишь четверть респондентов знает о возможности участия их в публичных слушаниях, и только 22,7% хотели бы это сделать.

В результате анкетирования выяснилось, что большинство опрошенных(60,4%) считает фактором, в наибольшей степени препятствующим продуктивному диалогу между властью и общественным мнением в нашем регионе, нежелание представителей власти считаться с общественным мнением. Нежелание населения участвовать в процессе управления регионом посчитали наиболее мешающим фактором 27,1% участников опроса. Варианты «непрозрачность» каналов взаимодействия власти и общественного мнения» и «отсутствие закона (комплекса законов) регулирующего взаимоотношения власти и общественного мнения» набрали менее 10% ответов.

Тем не менее, практически 90% респондентов уверены в необходимости принятия закона (комплекса законов), устанавливающего перечень вопросов, по которым регулярно должно проводиться изучение общественного мнения и оглашение его результатов. По результатам моего исследования в список этих вопросов должны входить: проблемы ЖКХ, повышение пенсий, субсидий и других социальных выплат, работа транспорта, нарушение прав потребителей, развитие малого бизнеса, экология, проведение различных мероприятий, проблема трудоустройства, работа правоохранительных органов.

Можно сделать вывод, что для повышения эффективности изучения формирования общественного мнения органами власти в регионе, необходимо провести ряд мероприятий. К ним относятся: различная пропаганда и агитация результативности учета общественного мнения на примере участия населения в ТОСе и другой самоорганизации граждан, публичное размещение результатов опросов и законодательное закрепление статуса опросов общественного мнения как элемента властных структур. Эти действия должны изменить, а точнее – повысить желание власти считаться с общественным мнением.

Подведя итоги можно сказать следующее: в общественной жизни города принимают участие только половина респондентов, что говорит о том, что большая часть населения пассивна к происходящим в городе событиям, при этом существующая активность зачастую сводится к участию в выборах (федеральных или региональных) и присутствия на праздниках (день города, 9 мая и т.д.). Большинство жителей Иркутска уверены, что региональные власти не учитывают в полном объеме мнение населения.

Знание опрашиваемых о социологических центрах города практически отсутствует, названия никто вспомнить не может, что говорит о непопулярности данных организаций, что связано, возможно, с недостаточной рекламой. Довольно высоко респонденты оценили систему изучения общественного мнения в регионе, поставив 7 из 10 баллов, что говорит о доверии людей к этой системе, общему положительному отношению к ней.

Практически все респонденты уверены, что органы региональных властей обязаны учитывать результаты опросов общественного мнения при решении проблем региона, следовательно они готовы взаимодействовать с властными структурами. Чуть больше половины жителей уверены, что публикации результатов опросов никак не повлияют на изменения их личного мнения. Выборы, как и часто это бывает, заняли первое место, как главный механизм формирования общественного мнения органами власти, используемый в регионе и стране.

Исследование показало, что продуктивному диалогу между властью и простым гражданами, по мнению иркутян, препятствует то, что власть не желает считаться с мнением общественности. Но мы предполагаем, что причина этого в недостатке инициативы самих граждан, которые имеют право предъявлять конкретные требования к правительству, как минимум участвовать в опросах общественного мнения.

Почти все респонденты думают, что Иркутская область нуждается в законе со списком вопросов, по которым регулярно должны проводить опросы. Как оказалось проблем достаточно: основные из них прописаны в результатах исследования. Практически отсутствуют люди, знающие что-либо о формах волеизъявлении граждан, как ТОС (Территориальное общественное самоуправление), публичные слушания и домовой комитет и даже те, кто наслышан о них – никак не принимали участие в них (максимум что они делали это – пришли, послушали, поставили подписи и ушли).

Со стороны опрошенных не наблюдается стремления проявлять какую бы то ни было инициативу, желания сделать что-то самим, а не ждать «чуда» от правительства. Бытует мнение, что властным структурам безразлична жизнь города. Но может быть, именно здесь наступает очередь общественной активности граждан, которым нужно организовать совместную с властью работу на благо родного города.