Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кавказ.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
564.22 Кб
Скачать

Чеченская республика

1.МЕСТО ПЕРВОЙ СКВАЖИНЫ, ПРОБУРЕННОЙ В ГРОЗНЕНСКОМ НЕФТЕНОСНОМ РАЙОНЕ

Утверждено в качестве историко - геологического памятника федерального ранга. В районе Старых промыслов 7 июня 1 893 г. была заложена первая в Восточном Предкавказье нефтяная скважина. Руководил бурением Л. И. Баскаков при участии известного геолога A.M. Коншина. В октябре того же года с глубины 134 м получен первый фонтан нефти. На этом месте был установлен обелиск.

2. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА "СЕРНОВОДСК КАВКАЗСКИЙ"

Место выхода вод утверждено в качестве гидрогеологического памятника природы федерального уровня. К песчаникам чокракского горизонта (средний миоцен) приурочены выходы минеральных сульфидных вод. По генезису воды - инфильтрационные, образующиеся в загипсованных песчаниках и метаморфизованные в процессе сульфатредукции в воды хлоридно-гидрокарбонатного натриевого состава с минерализацией до 15 г/л и с содержанием двуокиси кремния более 50 мг/л. В 1848 г. здесь был открыт военный госпиталь по инициативе генерала Слепцова. С конца XIX в. начал действовать курорт. Дебит воды - 305 куб. м в сутки.

3. ОЗЕРО КАЗЕНОЙАМ (БОЛЬШОЕ ФОРЕЛЬНОЕ) На северном склоне Большого Кавказа, в бассейне р. Сулак, на высоте 1870 м над I уровнем моря расположено третье по величине озеро этого региона (ГПП гидрогеологического типа федераль- 1 1

ного ранга). Происхождение его - обвально-запрудное. Площадь озера - 1,7 кв. км, максимальная глубина - 72 м. Содержит 62 млн. куб. м высококачественной пресной воды. Питается озеро водами впадающих в него небольших рек и ручьев, поверхностного стока не имеет.

Республика дагестан

1. БАРХАН САРЫ-КУМ Расположен в 20 км от города Махачкалы,

у железнодорожной станции Кумторкала, является частью Кумторкалинских песков. Предложен в качестве ГПП геоморфологического типа федерального значения. Кумторкалинские пески представляют собой песчаный массив, который занимает площадь примерно 300 кв. км. Это целая система грядовых песков, бугров и барханов. Самый крупный бархан - Сары-Кум - имеет абсолютную высоту 262 м при относительном превышении над местностью 213 м. Все барханы этой гряды имеют эолово-аккумулятивный генезис. Их основание неподвижно, а гребень перемещается в сторону преобладающего направления ветров. Зимой - на восток и юго-восток, а летом - в противоположном направлении. Песчаный материал, из которого сложен Сары-Кум, образуется в результате выветривания песчаных пород, слагающих близлежащие горы, и разноса песчаного материала древних каспийских террас. Возникновение и сохранность такого гигантского уникального песчаного сооружения связано с особым ветровым режимом данной области, рельефом местности, составом пород, слагающих ближайшие горные сооружения.

===========================================================

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТУРСИСТКИЕ РЕСУРСЫ

1. Археологические ресурсы Ставропольский край:

В районе села Шпаковское ( 12 км к северо-востоку от Ставрополя) располагаются близ археологические памятники: древние поселения от 1-го тыс. до н.э. до VIII-X вв. н.э., курганы 3-1-е тыс. до н.э. и могильники 1-е тыс. до н.э.

В районе города Новопавловска (230 км к юго-востоку от Ставрополя) интерес представляют археологические памятники - городища Новопавловское и Куранное - 1-е тыс. до н. э., могильник XVI в (Золотая Орда) и др.

Краснодарский край:

Историко-археологический музей создан в город Темрюк (193 км к западу от Краснодара) на северном берегу Таманского полуострова. В Анапе (160 к западу от Краснодара) археологические исследования проводятся по изучению кварталов древнего города Горгиппии (главным образом I-II вв.).

В районе города Геленджик (43 км от Новороссийска) известны средневековые адыгейские курганные могильники.

Близ Туапсе (439 км к западу от Краснодара) известны дольмены 3-2 тыс. до н. э. В районе археологические памятники: дольмены эпохи бронзы, культово-погребальное сооружение Псенако I (3-е тыс. до н. э.). Город Абинск (75 км к юго-западу от Краснодара) известны дольмены, городище с богатыми захоронениями (украшение, гончарные изделия, оружие и др.).

В 60 км к югу от Лабинска (280 км восточнее Краснодара) в селе Горное обнаружены остатки аланского

города IX-XIII вв.

В районе станицы Отрадная (318 км на восток от Краснодара) известен археологический памятник средневековья - Ильичевское городище. В районе станицы Северская (34 км к югу от Краснодара) археологический памятник - Ильская стоянка первобытного человека.

Адыгея:

В 1897 г. в Майкопе археологом Н. И. Веселовским в кургане Вошада обнаружено богатейшее погребение родового вождя, относящееся к культуре второй половины 3-го тыс. до н. э., получившей название майкопской культуры.

В паредместьи Майкопа (12 км к югу, в районе поселка Тульский) - места древних стоянок человека, курганы, могильники (с 3-го тыс. до н. э.).

Карачаево-Черкессия:

К югу от Черкесска близ города Усть-Джегута - курганы эпохи бронзы (3-2 тыс. до н. э., в которых найдены бронзовые украшения, керамика с разным орнаментом.

На территории Крарчаево-Черкессии у села Нижний Архыз находится археологический памятник Х-XII вв: Архызское городище (остатки крупного аланского города - развалины каменных стен и построек, три христианских храма Х-XI вв. и др.).

В Кабардино-Балкарии:

На территории Нальчика - археологические памятники: Нальчинский могильник - вторая половина 2-го тысячелетия до н. э., Агубековская стоянка начала 3-го тыс. до н. э., Долинское поселение 2 тыс. н. э.

Северная Осетия:

Архитектурные памятники известны в районе горного селения Даргавс на реке Гизельдон (район Владикавказа). Здесь сохранились, средневековые оборонительные сооружения, в том числе многоэтажные боевые башни, уникальное древнее кладбище («город мертвых») - комплекс из 99 наземных ( XIV-XVIII вв.) и полуподземных ( 9-XVII вв.) каменных склепов, напоминающих башни, служивших фамильными усыпальницами. В окрестностях - археологические памятники от эпохи бронзы до позднего средневековья. Сторожевая фамильная башня Мамсуровых (высотой более 15 м, самая высокая в Северной Осетии).

В районе горного селения Кобан Пригородного районв, расположеном в Кобанском ущелье на левом берегу реки Гизельдон в 1869 г. были обнаружены могильники с предметами культуры (получившей название кобанской), относящиеся к переходному периоду от бронзы к железу: посуда, булавки, браслеты, топорики (ныне в музеях Тбилиси, Москвы, Петербурга и др. городов). Здесь сохранились сторожевая башня Х в., средневековые башенные и полуподземные склепы.

В районе селения Зарамаг находятся- могильники I в, средневековые застава «Зылын дуар» («Кривые ворота») и башни.

Много археологических памятников находится на территории республики Дагестан.

В окрестностях города Буйнакска, по преданию основанным в 1396 г. по воле Тамерлана (41 км к юго-западу от Махачкалы) сохранились наскальные изображения конца II - начала I тыс. до н.э.

Археологический памятник - «Некрасовское городище» II-III вв. в 5 км к юго-востоку

от села Некрасовка в районе города Кизляр (170 км к северо-западу от Махачкалы). Здесь Сохранились остатки «Трехстенного городка» XVI в. (в востоку от Кизляра, между станциями Александрийская и Крайновка).

Многочисленные археологические памятники (древние поселения, могильники) известны в районе села Советское (201 км к юго-западу от Махачкалы).

========================

Этнологические особенности

В культурно-бытовом отношении также выделялись однодворцы — потомки служилых людей, поселенных на южных границах Московского государ­ства в XVI в., и особенно казаки — полувоенные сословные группы, охра­нявшие границы расширявшегося госу­дарства. В южных районах возникло донское (XV в.) и терское казачество (XVI в.); отдельные группы русских вли­лись в кубанское казачество, состоящее в основном из украинцев. Своеобразный быт донских казаков описан М. Шолохо­вым, терских — еще Л. Толстым; по­следние сильно отличались и своей одеж­дой, многие элементы которой (в част­ности, черкеска) были заимствованы у соседних народов Северного Кавказа.

Сравнительно не­большой по своей территории Кавказ имеет очень пестрый в этническом отно­шении состав населения. Особенно выде­ляется Дагестан, получивший в древних источниках название «горы языков», — в его пределах живет свыше 20 различных народов.

В лингвистическом отношении большинство народов Северного Кавказа принадлежат к кавказской языковой семье. В западной его части, в значитель­ном смешении сейчас с русскими, живут народы абхазо-адыгской группы — близ­кородственные адыгейцы, черкесы и ка­бардинцы, а также абазины; в восточной части — народы нахско-дагестанской группы. В нахскую подгруппу ее входят чеченцы (нахчи) и ингуши (галга), в дагестанскую — аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасараны и ряд мелких этносов, нередко исчисляемых лишь сот­нями человек. К югу от адыгских наро­дов, на склонах Большого Кавказского хребта, живут народы, сформировавшие­ся в результате смешения местного насе­ления со сравнительно позже переселив­шимися сюда тюркоязычными группами; на языках тюркской группы алтайской семьи говорят карачаевцы и балкарцы; два других тюркоязычных народа жи­вут восточнее: кумыки — в прикаспий­ских районах и ногайцы — в сухих сте­пях южнее Кумы. Самый центр Северно­го Кавказа занимают осетины — остат­ки большого ираноязычного народа, от­тесненного в горы тюркоязычными ко­чевниками. Часть осетин находится за Кавказским хребтом, в пределах Грузии (республика Южная Осетия).

Несмотря на этноязыковую пестроту Северного Кавказа, живущие здесь на­роды близки в антропологическом отно­шении — они принадлежат к кавказионскому типу европеоидной расы, харак­теризующемуся темными волосами и глазами, развитым волосяным покровом (у мужчин), крупным, обычно с горбин­кой носом. Исключением по существу являются лишь ногайцы, у которых пре­обладают монголоидные признаки, уна­следованные от кочевых предков. Много общего у этих народов и в культурно-бытовом отношении, что обусловлено давними связями между ними, сходством типов хозяйства и т. п. Кроме того, почти все эти народы (кроме половины осетин) приняли ислам, сохранив многие эле­менты прежних верований, особенно в погребальных и поминальных обрядах.

Традиционные занятия местных жите­лей Северного Кавказа в прошлом во многом определялись природными усло­виями, прежде всего вертикальной зо­нальностью и формами рельефа. Люди, жившие в сравнительно малопересеченных предгорных районах и невысоких нагорьях, например часть адыгских народов, занимались зе­мледелием — сеяли пшеницу, кукурузу и другие злаковые, разводили фруктовые сады. Очень большую роль у этих наро­дов играло животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, лошади) с отгонным содержанием скота на летнее вре­мя. Повсеместно были развиты различ­ные ремесла. Жители горных районов страдали от недостатка пахотной земли, обрабатывали крохотные поля, располо­женные по склонам гор и нередко соору­женные из принесенной земли; сильный ливень мог не только погубить урожай, но и смыть все поле. Среди зерновых преобладали неприхотливые злаки, осо­бенно ячмень. Основным занятием у мно­гих групп горцев было животноводство; разводили главным образом мелкий рога­тый скот, которому легче добывать корм на горных пастбищах. Значительную роль играло птицеводство.

На равнинных участках селения обыч­но были более крупными, чаще всего с беспорядочно размещенными домами, в горах — мельче и более скученные. Здесь были распространены большие жилища с глинобитными или саманны­ми стенами, без потолка, с высокой, слабонаклонной двускатной или плоской крышей, покрытой соломой, дранкой, иногда просто землей. В больших семьях каждая супружеская пара имела комнату с отдельным выходом во двор, где поме­щалась кухня и другие хозяйственные постройки. Земляной или глинобитный пол в местах жилища, отведенных для сна, был покрыт войлоком или циновками. Для приема гостей имелось особое помещение — «кунацкая». Мебель огра­ничивалась низкими нарами, низкими трехножными столиками и низкими табу­ретками; спали на деревянных нарах. Каж­дый двор был обнесен высоким забором.

Основное жилище горцев — сакля — строение с каменными стенами и плос­кой крышей; нередко такая крыша ис­пользовалась в качестве своего рода дворика. Сакля обогревалась камином или открытым очагом. Бедные жители зимой использовали часть сакли в каче­стве загона для скота. Нередко в селениях имелись четырехугольные 4—6-этажные оборонительные каменные башни, в ко­торых укрывались в случае опасности. На Западном Кавказе — у горных адыгов и карачаевцев — были и деревянные срубные дома с пологой двускатной крышей.

Традиционная одежда народов Север­ного Кавказа до революции имела мно­го сходных черт. Мужскую одежду со­ставляли бешмет из легкой, чаще покуп­ной ткани, приталенная суконная чер­кеска с газырями, узкий пояс с серебря­ными бляхами, барашковая шапка-папа­ха, мягкие кожаные сапоги. В холод­ную погоду надевалась длинная, ворсистая, с широкими плечами бурка или (для работ по хозяйству) овчинная шу­ба. Женский костюм состоял из длин­ной нательной рубахи туникообразного покроя, длинного, украшенного вышив­кой распашного платья в талию с выре­зом на груди, расшитого нагрудника и пояса. Девушки обычно носили корсет. Головным женским убором была ша­почка на твердой основе, чаще бархат­ная, а поверх нее — головной платок. У большинства горцев теплой зимней одежды женщинам иметь не полагалось. Некоторым своеобразием отличалась одежда народов Дагестана: чабаны носили короткую, узкую в плечах бурку и широкие войлочные куртки, а на но­гах — грубую сыромятную обувь. Бы­ли распространены мужские и женские овчинные шубы-накидки с ложными рукавами или без рукавов. В настоящее время обычной стала одежда городского типа. Однако она, особенно у старшего поколения, сочетается с некоторыми элементами традиционного костюма. Мужчины часто носят папаху, мягкую сафьяновую обувь, реже — бешмет и бурку; женщины — длинное платье в талию традиционного покроя, платки особой вязки из шерсти или шелка, мяг­кую сафьяновую обувь.

Традиционная кухня народов Северно­го Кавказа отличается значительным ко­личеством молочных блюд и сыра. Мяс­ные блюда обычно готовились для празд­ничного стола. Хлебные изделия пред­ставлены главным образом лепешками из пресного теста и лепешками с запечен­ным сыром. У земледельческих групп За­падного Кавказа видную роль в буднич­ном питании играла каша из кукурузной или пшеничной крупы. Соли употребля­ли сравнительно мало, она заменялась острыми приправами.

В общественной жизни народов Се­верного Кавказа до вхождения их в со­став России патриархально-родовые от­ношения сочетались с феодальными. Если у адыгских народов и осетин феодаль­ные отношения выражались уже доволь­но четко, то у горных чеченцев и ингу­шей — слабо. Горцы жили «вольными обществами» во главе со старейшина­ми. Почти повсеместно сохранялись очень крепкие общинные и семейно-родовые связи, четко проявлявшиеся, на­пример, в обычаях взаимопомощи, кров­ной мести и т. п. Прослеживаемые по мужской линии фамильно-родовые груп­пы сохраняли экзогамию (с запрещением браков внутри группы), а этнические общности — эндогамию (т. е. вступали в брак только с соплеменниками). Бытовали калым и умыкание девушек. Жизнь этих народов была подчинена стро­гим правилам горского этикета, прояв­лявшимся, в частности, в традиционном гостеприимстве: гостю оказывались по­чет и уважение в принимавшей его се­мье, его жизнь охранялась и т. п. Прак­тиковались тесные связи между отдель­ными мужчинами — кунаками; нередко они закреплялись обрядами побратимости. Очень интересен у некоторых наро­дов обычай аталычества, когда сын до совершеннолетия отдавался на воспита­ние в другую семью (часто более бед­ную); это приводило к установлению по существу родственных отношений ме­жду семьями, и особенно между воспитан­ником и его временными родителями.

В духовной культуре народов Север­ного Кавказа также было много общего. Для всех народов Центрального и Запад­ного Кавказа характерен героический, так называемый нартовский эпос; по существу у всех народов были такие худо­жественные промыслы, как резьба по камню и дереву, выделка металлических изделий, обработка кожи, ковроткаче­ство, вышивание. Однако в этой сфере имелись и существенные локальные отличия. Так, адыгские народы славились золотошвейными изделиями, а народы Дагестана — ковроткачеством. Следует сказать о развитом в Дагестане (особенно в селе Кубачи) ремесле по изготовлению богато орнаментированных изделий из серебра с чернью и позолотой, а также из других металлов, инкрустированных из­делий из кости и т. д.

Преобразование культуры и быта, связанное с прогрессивными экономическими и социальными процессами, столкнулось с немалыми трудностями, обусловленными малодоступностью не­которых горных районов, а главное — консервативностью взглядов местного населения. В некоторых районах до сих пор равноправие полов утверждено лишь законом, но до сих пор соблюдаются обычаи, связанные унижением женщины. Некоторые народы (адыгейцы, кабардинцы, че­ченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы и ряд других народов) создали письменность на родном языке лишь после революции 1917 г.

В сухих степях Северного Дагестана живут тюркоязычные ногайцы, отличавшиеся от других народов Северного Кавказа традицион­ным типом хозяйства — кочевым ското­водством. Лишь ногайцы Ставрополья уже к середине XIX в. перешли на осед­лость. В прошлом ногайцы в основном занимались кочевым скотоводством — разводили овец, лошадей, коров и вер­блюдов. Большинство ногайцев приверженцы мусульманской религии.

Основным жилищем ногайцев в прошлом служила вой­лочная, на каркасе, цилиндрическая ки­битка с куполообразным коническим верхом. Небольшие кибитки при перекочевках не разбирались, а перевозились на двухколесной повозке, в которую впрягались верблюды или быки. С развитием земледелия, у них появляют­ся жилища южнорусского типа.

Традиционная мужская одежда ногайцев — шерстяной бешмет, подпоясанный узким ремнем, часто с се­ребряными украшениями; на бешмет не­редко надевались цветные хала­ты. Зимой предпочтение отдавалось овчинным шубам. Головным убором ногайцев слу­жила баранья шапка. Жен­ская одежда ногаек состояла из длинной рубахи, шаровар из пестрой тка­ни, бешмета с широким поясом; замужние женщины носили платок и покрывало, девушки — меховые шапочки. В пище ногайцев преобла­дали мясные и молочные продукты.

Объекты религиозного паломничесвта

2. Памятники военно-оборонительного профиля