Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
OTVETY_NA_GOSY.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.84 Mб
Скачать

16. Механизмы возникновения эмоциональных явлений (теории Джеймса-Ланге, Кеннона-Барда, Шехтера-Сингера). Теории когнитивной оценки.

1890 г. – Уильям Джеймс создал теорию. Аналогичная теория у Ланге (врач, физиолог). Теория Джеймса-Ланге. Джеймс – речь идет не обо всех эмоциях, а только о тех, которые имеют четкое телесное выражение. Тезис: эмоции – результат восприятия телесных процессов (периферических, вегетативных). Человеку грустно – он плачет, по Джеймсу – наоборот. Телесный процесс – восприятие телесного процесса – эмоция. Аргументы в пользу теории: 1) вычесть из нашего сознания все те ощущения, которые возникают по поводу телесных процессов (по Джеймсу ничего не останется); 2) если мы спровоцируем те или иные телесные процессы, то тогда эмоция возникнет сама собой.

Теория Джемса – Ланге отождествляет эмоции с соматическими (телесными) изменениями, которые сопровождают восприятие стимулов. Мы чувствуем испуг, потому что дрожим, мы печальны, потому что плачем. Сначала под действием внешних стиму­лов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция. Хотя теория Джемса – Ланге подвергалась серьезной критике (если не страх и печаль вынуждают нас дрожать и плакать, то что?), она все же осталась актуальной. Так, психотерапевты используют «десензитизирующую терапию», поддерживая пациента в расслабленном состоянии, когда тот возвращается к своим страшным мыслям. Страх явно уменьшается, если тело полностью расслаблено, тогда как сильное беспокойство активирует внутренние (висцеральные) органы.

Согласно теории Джеймса-Ланге, переживание эмоций – это осознание физиологических реакций на стимул, возбуждающий эмоцию. Например, уклонившись от несущегося на нас автомобиля, вы заметите, как учащенно начало биться ваше сердце, и лишь затем почувствуете дрожь от испуга. Чувство страха последовало за реакцией вашего тела.

Кеннон и Бард. Экспериментальная проверка предположений Джеймса-Ланге. С помощью химических препаратов провоцировали у испытуемых физиологические реакции. «У меня такое чувство, как будто у меня радость» - говорили испытуемые. Эмоции они не переживали.

Теория Кеннона – Барда. Неудовлетворенный теорией Джемса – Ланге, физиолог Вальтер Кеннон (1871-1943) предложил свою собственную «нейтральную» теорию эмоций. Критикуя теорию Джемса – Ланге, Кеннон отметил, прежде всего, тот факт, что изменения во внутренних органах возникают не до, а после возникновения эмоциональных переживаний. Кроме того, эмоции не исчезают при прерывании корковых или других нервных связей с внутренними органами; висцеральные изменения, сопровождающие эмоции, могут иметь место и в неэмоциональных состояниях; наконец, внутренние органы относительно нечувствительны. Теория Кеннона – Барда прослеживает связь эмоций с функцией гипоталамуса, активирующего автономную нервную систему. Признавая, что эмоции сопровождаются висцеральными изменениями, Кеннон отверг их обратную связь с телесными ощущениями, которая составляет суть теории Джемса – Ланге. Более того, эта теория связывает каждую эмоцию с особым физиологическим сигналом, но Кеннон обнаружил, что одни и те же висцеральные реакции возникают независимо от специфики эмоциональных переживаний. Например, для гнева и страха характерны одинаковые висцеральные реакции. Эмоция – не факт сознания, а факт поведения целостного организма по отношению к среде, компонент общего комплекса активности организма, необходимой для его выживания, это некоторая готовность к событиям, которые еще не произошли, преднастройка на будущее. Кеннон, а позднее и другой психолог Филипп Бард, заключили, что физиологическое возбуждение и эмоциональный опыт протекают одновременно. Однако им не удалось объяснить качественную специфику эмоциональных состояний.

Кеннон считал, что реакции тела недостаточно различимы, чтобы вызвать определенные эмоции. Согласно теории Кеннона-Барда, вызывающий эмоцию стимул одновременно вызывает: 1) физиологическую реакцию и 2) субъективное переживание эмоции. Т.е. сердце начинает учащенно биться, когда мы переживаем страх, однако одно из другого не вытекает.

Когнитивная теория эмоций (теория Шехтера-Сингера). Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Шехтер и его соавторы (60-е гг.) предположил, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка («узнавание или определение») ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или как любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации. В одном хорошо известном эксперименте Стэнли Шехтер и Джером Сингер проверяли свою теорию следующим образом. В одной группе испытуемым вводили эпинефрин, вызывающий возбуждение, другой — плацебо (затормаживает реакции). Затем часть испытуемых получила «объяснение» о действии введенного препарата — либо истинное, либо ложное. Части испытуемых информации относительно влияния препарата не давали. Непосредственно после этого половина испытуемых попадала в общество человека, демонстрировавшего эйфорическое поведение, а другая половина — в общество человека, находившегося в ярости. Оказалось, что дезинформированные или не получившие вообще никакой информации индивиды были более склонны имитировать настроение и поведение, а субъекты, точно знавшие действие эпинефрина, были относительно устойчивы. Среди испытуемых, следовавших эйфорической модели, дезинформированные или лишенные информации группы давали более высокие оценки хорошего настроения, чем верно информированная группа, но в группе, принимавшей плацебо, дезинформация к имитации эмоционального поведения не привела.

Испытуемым вводили гормон эпинефрин, вызывающий возбуждение. Затем часть испытуемых получила объяснение о действии введенного препарата. Части испытуемых информации относительно влияния препарата не давали. Непосредственно после этого половина испытуемых попадала в общество человека (сообщника экспериментаторов), демонстрировавшего эйфорическое поведение, а другая половина — в общество человека, находившегося в ярости. Та группа испытуемых, которая знала о действии препарата, не переживала значительных эмоций, так как испытуемые связывали свое возбуждение с лекарством. Другая группа испытуемых, которая не знала о влиянии препарата (им говорили, что инъекция не даст никакого эффекта), «заражалась» очевидными эмоциями другого человека: участники эксперимента чувствовали себя счастливыми, если он вел себя эйфорически, или раздраженными, если сообщник экспериментаторов был резок и напряжен. Если же испытуемым вводили вещество, затормаживающее реакции, эмоций не возникало.

Главный вклад разработок когнитивного направления состоит в попытке описания эмоционально-специфичных когнитивных процессов - своего рода умозаключений, вызывающих специфическую эмоцию.

Согласно двухфакторной теории Шехтера-Сингера, чтобы пережить эмоцию, человек должен: 1) быть физически возбужденным и 2) дать когнитивную оценку своему возбуждению. Возбужденное состояние мы можем переживать как одну или совсем другую эмоцию в зависимости от ее интерпретации. Возбуждение подпитывает эмоции, а знание направляет их.

Эмоции – это результат восприятия телесных процессов на основе интерпретации ситуации.

Теории Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда, в отличие от теорий когнитивной оценки, не объясняют, почему возникают телесные изменения.

Теории когнитивной оценки: Лазарус, Ник Фрейда.

В этих теориях выделяется 3 компонента возникновения эмоционального процесса: первичная когнитивная оценка, вторичная когнитивная оценка, готовность к действию.

Первичная когнитивная оценка автоматическая, мгновенная, неосознаваемая.

Лазарус. Сначала оценивается релевантность стимула-цели (имеет ли стимул значение для достижения цели). Если стимул не важен, эмоции не возникает. Следующий параметр – конгруэнтность стимула-цели: способствует или препятствует достижению цели (положительные или отрицательные эмоции). Третий параметр – вовлеченность эго (какое значение имеет для эго).

Вторичная когнитивная оценка связана с анализом контекста. Начинает разворачиваться процесс коупинга (совладания) – планы, как справиться с ситуацией.

Ричард Лазарус считает, что даже мгновенно возникающие эмоции требуют определенной быстрой когнитивной оценки ситуации. Иначе мы бы не знали, на что реагируем. Такая оценка может быть произвольной, но даже без осознания она остается умственной. Эмоции возникают, когда мы оцениваем событие как благоприятное или губительное для нашего благополучия.

Знание имеет существенное значение: многие важные эмоции возникают из наших интерпретаций и выводов. Комплексные эмоции, такие как вина, счастье и любовь, наиболее контрастно возникают из наших интерпретаций и ожиданий. Например, то, к чему мы относим низкую оценку – к несправедливому экзамену, неудаче или нашей неспособности или лености, - определяет наше самочувствие – раздраженное или подавленное.

Но некоторые эмоциональные реакции – особенно простые симпатии, антипатии и страхи – не включают в себя сознательного обдумывания (можно бояться паука, даже зная, что он безвреден).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]