Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Aleksandr_Valentinovich_Pavlov_Logika_i_metodol...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.84 Mб
Скачать

9.4.5. Некоторые задачи гуманитаристики м. Фуко

Такая методологическая позиция удерживает М. Фуко в рамках культурологического психоанализа, пусть и далеко не тривиального. В ней существует множество индивидов, отличающихся друг от друга, являющихся субъектами и руководствующихся подозрением в существовании архива, который обеспечивает некоторую согласованность их действий. Исходя из этих постулатов, М. Фуко предпринял попытку построить концепцию общественной жизни, где главную роль играют власть, сексуальность и безумие.

9.4.5.1.Концепция власти и сексуальности.

Основная посвященная власти работа М. Фуко – шеститомный труд, названный «История сексуальности». Суть идеи видится в том, что власть как социальное насилие является порождением личной сексуальности человека как субъекта. Концепция власти у М.Фуко имеет несколько значений:

• власть науки над человеком;

• власть общества над человеком;

• власть человека над человеком.

Эти три тезиса выступают ориентирами культурографического горизонта М. Фуко, позволяющими ему выстроить в рамках этого горизонта семантическую конструкцию, объясняющую, каким образом сегодня власть функционирует в отношениях между партнерами: людьми, государствами, корпорациями и т. п.

Наука осуществляет свое господство потому, что она представляет собой тело, оформленное социальными институтами, или, иначе говоря, институализированный дискурс, опирающийся на полубессознательный архив. Научное знание достоверно только относительно своей эпохи, своего научного сообщества, картины мира и мировоззрения, а потому, в строгом смысле слова, за этими пределами оно сомнительно. В то же время наука XX века занимает в государстве такое же место, какое некогда занимала религия. Опираясь на авторитет, она идеологически представляет свое знание как нечто неоспоримое и в этом смысле искажает действительность, выдавая его за непреложную истину. Следовательно, обосновывая экономическое или политическое поведение, направляя производство и т. д., наука попросту манипулирует массовым сознанием105.

Наука осуществляет свою власть как научное обоснование организации общественной жизни, закрепленное в социальных институтах. Фактически само общество стремится к диктату над человеком, используя ее как идеологическое средство достижения своих целей. И власть осуществляет человек, воспринявший научное утверждение и социальную роль как непреложный закон своей жизни, не способный подойти к ним критически.

9.4.5.2. «Безумие и неразумие».

Так называется одна из ранних книг М. Фуко, где вся история человечества рассматривается как история безумия, отношение к которому для М. Фуко – основной показатель гуманности.

Разум как противоположность безумию, с точки зрения М. Фуко, представляет собой социально‑нормативное мышление, т. е. это фактическая рациональность. Исходя из представлений о дисконтинуитете, он исследовал все, что исключает рациональность, и пришел к выводу, что неразумие – это не только безумие как болезнь, но и случайность, спонтанность, девиантность, асоциальность и т. д. Неразумие обусловливает, по его мнению, инаковость человека по отношению к себе и другим, т. е. его индивидуальность и субъективность. «Я» не может судить о разумности другого в личной этого другого значимости. Критерием оценки выступает «Мой» разум, а значит, любое отклонение от «Моих» представлений о разумности, с «Моей» точки зрения, является неразумностью или безумием.

Современный взгляд на все виды отклонений, в том числе и психических, сложился после Возрождения в результате развития науки и идеологически навязанного ею представления о норме. На самом же деле любой индивид ненормален уже потому, что он отчасти внекультурен и не исчерпывается господствующей рациональностью. Он не полностью соответствует сложившимся представлениям о нормальности.

Грань между безумием и нормой условна и подвижна, она зависит от социальных стереотипов: то, что выглядит безумием для одной культуры, для другой – вполне нормально. Более того, в безумии Фуко видит проблеск истины, недоступной разуму.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]