
- •Введение
- •I. Теоретическая часть
- •1. Тугоухость. Причины возникновения. Сопутствующие симптомы
- •В исследовании психологии глухих (сурдопсихологии) аномальное развитие характеризуется 2-я группами симптомов:
- •– Медицинском – диагностика, медикаментозное лечение;
- •2. Специфика личностных особенностей слабослышащих
- •Уровень притязаний
- •Общение
- •3. Особенности эмоциональной сферы
- •Краткие выводы из теоретической части
- •II. Некоторые итоги проведеНного исследования
- •Применение ммрi
- •Анализ шкал достоверности
- •Применение пдо
- •Типы акцентуации характера и психопатии:
- •Каковы же основные направления коррекционной работы? Исходя из теоретического материала и проведенного исследования, можно выделить следующие направления:
- •Литература
- •Содержание
- •630092, Г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20
3. Особенности эмоциональной сферы
В. Петшак исследовал эмоциональную сферу глухих детей. Цель его исследования – выяснить понимание глухими детьми причинной обусловленности эмоциональных состояний. Младшие подростки далеко не полностью владеют понятиями, относящимися к миру эмоциональных переживаний. Они испытывают затруднения в установлении связей между жизненной ситуацией и эмоцией, которую может пережить человек.
Они используют в неподходящих местах эмоции, которые в другой ситуации были названы правильно, неправильно использовали названия интеллектуальных чувств (интересно, удивился) и социально-нравственных (любовь, дружба, зависть, обида). Значительное совершенствование понимания эмоциональных состояний происходит у глухих учащихся в период их обучения. Однако даже старшеклассники не всегда могут вспомнить название эмоционального состояния, адекватного описанной ситуации. Если же им предлагался список с названиями эмоций для выбора, то большая часть (93 %) находили правильное решение. Из этого следует, что старшеклассники хорошо понимают эмоциональное состояние людей и его связь с жизненными ситуациями. Однако они испытывали затруднения в актуализации в памяти ранее усвоенных слов, обозначающих эти эмоции. Отдельные же жизненные ситуации и их связи с эмоциональными состояниями персонажей оставались мало известными.
Глухим учащимся среднего школьного возраста знакомы лишь немногие эмоциональные состояния (радость, страх, печаль и гнев). Однако они почти не используют в речи словесные обозначения для эмоций одной и той же модальности, но разной степени выраженности. Слабослышащие мало знакомы с интеллектуальным чувством удивления, с социально-нравственными чувствами. Использование словесных обозначений, определяющих эмоции, осуществляется лишь в отдельных, хорошо знакомых, жизненных ситуациях.
Заметно успешнее они опознают эмоции по их внешнему выражению в мимике, пантомимике и жестах в наглядной ситуации (изображение на картинке), чем по ситуации, описанной словесно. Особые затруднения возникают в определении причин каких-либо эмоции. В качестве таких причин эмоций, как радость, печаль, страх обычно называют хорошо известные действия с предметами, отчетливо внешне выраженные обстоятельства. (В качестве причин веселья, удовольствия и счастья – победа на соревнованиях, получение медали, грамоты, подарка – щенка, игрушек). Лишь в отдельных ответах детей причинами тех или иных эмоциональных состояний были названы внутренние взаимоотношения между людьми. Из-за незнания этих отношений очень трудно формируются понятия о социально-нравственных чувствах.
Трудности в установлении связей у глухих по сравнению со слышащими определяются отставанием в развитии их речи и логического мышления. Поэтому и ошибки в выделении многих сходных, внешне мало заметных, состояний, в установлении их причин. Слабое знание мира чувств и причин их возникновения связано и с недостатками их обучения.
Совершенствование понимания эмоциональных состояний человека у глухих учащихся наблюдается к концу среднего школьного возраста благодаря значительным сдвигам в развитии речи и логического мышления. Однако при этом сохраняются трудности опознания эмоций и их причин в малозначительной жизненной ситуации.
Эмоциональное развитие глухих подчиняется таким же основным закономерностям развития эмоций и сложных чувств, как у слышащих, но вместе с тем, имеет свою специфику. Она обусловлена первичным дефектом, его вторичными последствиями и социальными условиями, в которых воспитывался ребенок9.
Влияние глухоты на ребенка обнаруживается и в том, что изменяются формы общения с ним. При этом в различных микросоциальных условиях возникают свои формы общения. Общение глухого малыша со слышащими взрослыми часто оказывается эмоционально обедненным. Оно имеет строго деловой характер при относительной эмоциональной нейтральности к тому или иному действию ребенка. Результатом такого эмоционально неполноценного общения является то, что глухие дети в дошкольном возрасте проявляют меньше эмоциональных реакций в ходе игры или при выполнении доступных им заданий, чем их слышащие сверстники, и эти эмоциональные реакции у них менее разнообразны. Однако общение глухого ребенка с глухими родителями строится иначе. Глухие родители не переживают отчуждения от своего глухого ребенка, умеют выражать свое эмоциональное отношение к нему и его действиям средствами мимики, пантомимики, естественных и речевых жестов, вызывая у малыша сопереживание. В результате в дошкольном возрасте глухие дети глухих родителей обнаруживают разнообразные эмоциональные реакции, аналогичные тем, которые наблюдаются у слышащих детей, и значительно меньше в этом отношении отличаются от слышащих. Этим они отличаются от глухих, имеющих слышащих родителей.
Полноценное эмоционально-насыщенное общение глухих ребят на протяжении всего периода их детства приводит к эмоционально благоприятным отношениям с ними уже в школьном возрасте, глухие первоклассники испытывают нежные чувства к родителям и такое же отношение требуют к себе. Их отношения с братьями и сестрами так же эмоционально богаты, при этом присутствуют как положительные, так и отрицательные эмоции.
Эмоциональные отношения между глухими школьниками и родителями, братьями и сестрами в начале подросткового возраста близки тем отношениям, которые складываются у слышащих сверстников с членами их семей. Однако у глухих детей слышащих родителей семейные отношений существенно отличаются от тех, которые наблюдаются у слышащих детей и у глухих, имеющих глухих родителей. Глухие дети слышащих родителей обнаруживают меньше положительных эмоций к матери и существенно больше отрицательных эмоций к отцу, а также относительную нейтральность к своим братьям и сестрам. Наблюдающиеся у глухих школьников отставание и своеобразие в развитии словесной речи отрицательно сказывается на осознании ими собственных эмоциональных состояний и их обнаружении у других людей. В словесном обозначении эмоциональных состояний глухие дошкольники, учащиеся младших и средних классов школы существенно отстают от слышащих детей. Вместе с тем глухие дети достаточно успешно пользуются мимикой, пантомимикой и жестами для обозначения эмоциональных состояний.
Глухие дети из семей, где родители глухие, лучше опознают эмоции и с помощью жестов и с помощью слов, чем это делают их глухие сверстники из семей слышащих.
Недостатки в понимании слов и сочетаний выражающих эмоциональные состояния отчетливо проявляются у глухих школьников в том, что они испытывают заметно большие трудности, чем слышащие сверстники в понимании эмоциональных состояний людей и их последствий, описанных в рассказах10.
От среднего к старшему школьному возрасту у глухих детей совершенствуется опознание эмоциональных состояний персонажей и точность их описания, однако выраженное отставание от слышащих все равно имеет место.