Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 5.Смута. 17 век..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
270.34 Кб
Скачать

4. 1611-1612 Гг. – Лжедмитрий III.

Нет своей системы управления

В начале 1611 г. в Новгороде объявился еще один самозванец ­Лжедмитрий III. Его происхождение неизвестно. По одной из вер­сий, настоящее имя самозванца - Сидорка. Не получив поддержки новгородцев, Лжедмитрий ПI ушел в Ивангород, жители ко­торого признали его «царем Дмитрием». В декабре 1611 г. ему уда­лось захватить Псков. В марте 1612 г. власть «псковского вора» признала часть отрядов распавшегося к тому времени Первого ополчения. Лжедмитрий ПI ускорил свое падение бесчинствами и насилием над псковичами. Опасаясь разоблачения, он бежал из города. В мае 1612 г. он был арестован псковским воеводой князем И. А. Хованским, доставлен в расположение Второго ополчения и казнен.

Другие самозванцы.

Кроме упомянутых выше трех Лжедмитриев и «царевича Пет­ра» о своих притязаниях на русский престол в период Смуты заявили шведский принц Густав, Иван-Август, выдававший себя за сына Ивана Грозного и его четвертой жены Анны Колтовской, Лаврентий, являвший­ся якобы сыном убитого в 1581 г. царевича Ивана, восемь «сыновей» царя Федора Иоанновича (Федор, Ерофей, Клементий, Са­велий, Семен, Василий, Гаврила, Мартын) и др.

По подсчетам ис­ториков, за годы Смуты в России объявилось ни много ни мало семнадцать само­званцев: пять из них выдава­ли себя за погибшего в Угли­че царевича Дмитрия, другие девять — за мнимого сына Федора Ивановича, а мутив­ший воду в Астрахани «ца­ревич Иван-Август» уверял, что он сын Ивана Грозного от его четвертой жены Анны Колтовской*. Двое из этой пестрой толпы оказались особенно опасны: Лжедмит-рий I сумел захватить власть и усидеть на троне 11 меся­цев, а Лжедмитрий II, он же Тушинский вор, почти два года осаждал столицу госу­дарства.

Вывод: Хотя все эти претенденты в цари исчезали так же быстро, как и появлялись, самозванство как явление оставило негативный след в истории страны начала XVП в., стало одним из наиболее ярких проявле­ний кризиса российской государственности эпохи Смутного времени.

Г. Угроза потери национальной независимости и борьба за освобождение от польской интервенции.

После убийства Лжедмитрия I царем на Земском соборе в мае 1606 г. был избран Василий Шуйский. Ему - мастеру политических интриг и в то же время весьма посредственному государственному деятелю - при­шлось править в обстановке борьбы за власть княжеско-боярских кругов, обострившихся противоречий между провинциальным и столичным дворянством, народных выступлений против феодаль­ных верхов, нараставшей польско-шведской интервенции. Василий Шуйский не контролировал положение в стране. В июле 1610 г. его свергли с престола и насильственно постригли в монахи.

Власть целиком и полностью перешла к Боярской думе. Ею было образо­вано правительство из семи человек, получившее название «семи­боярщины». В его состав вошли пять князей - Ф. И. Мстиславский, являвшийся главой правительства, И. М. Воротынский, А. Б. Тру­бецкой, Б. Б. Голицын, Б. М.Лыков-Оболенский и два боярина­ И. Н. Романов и Ф. И. Шереметев.

Трудным положением нового правительства воспользовались польские интервенты. Командир польских войск, продвигавшихся с запада к Москве, гетман Жолкевский потребовал от семибо­ярщины подтверждения договора тушинской Боярской думы с Сигизмундом III и признания королевича Владислава москов­ским царем. Не пользовавшаяся авторитетом в Москве и стране семибоярщина приняла ультиматум Жолкевского. Было объявле­но, что Владислав после получения русской короны перейдет в православие. Для того, чтобы придать избранию Владислава на царство видимость законности, наскоро собралось подобие Зем­ского собора. В августе 1610 г. состоялось принесение присяги новому государю. По городам были разосланы грамоты с извещением о воцарении Владислава. В ночь на 21 сентября 1610 г. польские войска вошли в Москву и обосновались в Кремле и Китай-городе.

Власть в государстве перешла в руки иноземцев. Сигизмунд III не отпустил Владислава в Москву и собирался сам управлять Рус­ским государством из Польши. Возникла реальная угроза потери Россией национальной независимости.