Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 4. Единое Московское гос-во.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
238.59 Кб
Скачать

Оценка реформ.

С самого начала реформы «Избран­ной рады» имели двоякое значение.

1) С одной стороны, создание центральных органов управления, постоянного войска, отмена кормлений и ограничение иммунитетов светских и церковных фео­далов, а также целый ряд других мер, осуществленных «правитель­ством» Адашева, содействовали дальнейшей централизации Мос­ковского государства и усилению власти царя.

2) С другой стороны, реформы привели к формированию сослов­но-представительной монархии. Реформы Избранной Рады рассматриваются многими историками как реальная альтернатива складывавшемуся в России деспотическому самодержавию (европейская модель власти). Реформы объективно сокращали границы произвола верховной власти, ограничивали единоличное правление Ивана Грозного и могла привести к дальнейшему развитию и укреплению сословно-представительной монархии. Эта модель власти, основанная на традиционном для общества синтезе государственного (монархического) и (корпоративного) начал, в перспективе могла оказать существенное влияние на развитие государственной власти в Московском государстве и характер ее взаимоотношений с обществом.

Но! Слабость сословно-представительных институтов:

И ! Опричнина. В ходе опричнины, отразившей стремление московского царя к установлению режима личной неограниченной власти и сопровождавшейся ожесточенной борьбой между различными социальными силами, эта линия политического развития была прервана.

4. Становление российского самодержавия. Опричнина

Характер самодержавной власти - скорее представляла собой нечто среднее между восточным деспотизмом и западноевропейским абсолютизмом.

Факторы складывания неограниченного самодержавия:

  1. Идеологическая основа – в доктрине «Москва – Третий Рим».

  2. Влияние традиций власти Золотой Орды.

  3. Особенности централизации (не эволюционный характер, форсирование, внешние силовые методы, вотчинная психология московских князей-объединителей и т.п.), что предопределило усиление авторитарности власти в процессе объединения

  4. Отсутствие реальных альтернатив иной формы правления из-за слабости институциональных оснований политики в то­гдашнем обществе. Это выражалось в политической несамостоятельности русской элиты (боярской аристократии), которая оказалась не готовой к проведению в жизнь западных форм политики и государственной власти, вытекающих из согласия, из политического процесса, а не из личной воли властителя. Почему? Уже говорили – см. слабость сословно-представительных институтов.

  5. Существование в политическом развитии России устойчивых антизападническиx традиций (основа – завоевания и католичество), сформировавшихся в национальном политическом сознании еще в период борьбы русских князей против агрессии немецких рыцарей и укрепившихся под влиянием длительного противостояния Москвы наступательной политике Польши и Литвы. Неприязнь к Западу, в основе которой лежал антагонизм между православной и католической церковью, особенно усилилась после отторжения Римом западнорусской православной митрополии по Брестской унии 1596 г. и последовавшего затем насильственного внедрения униатства в юго-западных русских землях.

!!! Однако! Нельзя говорить, что однозначно не было шанса на европейский путь государственного управления и политики как поиска компромисса между властью и обществом. Подтверждение этому – реформы Избранной Рады которые рассматриваются многими историками как реальная альтернатива складывавшемуся в России деспотическому самодержавию.

6) Политика Ивана Грозного. Усиление восточных черт в политической жизни русского общества. Именно с этого вре­мени можно наблюдать резкий перелом как во внешней, так и во внутренней политике Московского государства, выразив­шийся в активном неприятии Запада и столь же решительном повороте к Востоку, к почвенничеству (завоевание Казанского, Астраханского ханств - Русь – наследница империи Чингисхана; царский титул, вторичная канонизация Александра Невского, во главе земщины с введением опричнины был поставлен татарин сначала плененный крещеный казанский «царь» Едигер-Симеон, а позже в 1574 венчал на царство другого татарина, касимовского хана Саина-Булата, в крещении Симеона Бекбулатовича.