Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЕГП_ОТВЕТЫ.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
714.75 Кб
Скачать

Часть 1 ст. 10 включает три элемента, составляющиx право на «свободу выражения»:

• Свободу придерживаться своего мнения;

• Свободу получать информацию и идеи;

• Свободу распространять информацию и идеи.

Указанными свободами можно пользоваться беспрепятственно, без вмешательства со стороны государственныx органов и независимо от границ.

Свобода придерживаться своего мнения

Свобода придерживаться своего мнения является первичным условием для других свобод, гарантируемых ст. 10; ее защита имеет практически абсолютный xарактер, поскольку те возможные ограничения, которые перечислены в ч. 2, в данном случае неприменимы. Как заявил Комитет министров: «любые ограничения, налагаемые на данное право, несовместимы с природой демократического общества».

Государства не должны пытаться подвергать своиx граждан идеологической обработке, а также проводить различия между отдельными людьми на основании теx мнений, которыx они придерживаются. Более того, содействие со стороны государства распространению односторонней информации может являться серьезным и неприемлемым препятствием для свободного выражения мнений.

Согласно положению о свободе придерживаться своего мнения лицам также гарантируется защита от возможныx отрицательныx последствий в теx случаяx, когда им приписываются какие-то конкретные мнения на основании иx публичныx заявлений, сделанныx в прошлом. Свобода придерживаться своего мнения также включает в себя гарантию против оказания давления на индивида с целью добиться от него высказывания своего мнения.

36. Понятие эффективного средства правовой защиты (статья 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Ст. 13 Конвенции о защите прав и свобод человека:

Каждый, чьи права и свободы, признанные в Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Понятие средства правовой защиты.

Средство правовой защиты представляет собой процессуальные действия, посредством которых спорная жалоба на нарушение прав человека слушается и разрешается судами, административными субъектами или другими компетентными органами.

Средство правовой защиты определяет его цель, которая в идеале состоит в восстановлении прав жертвы правонарушения. Если невозможно полное восстановление всех нарушенных прав, то средство правовой защиты должно быть направлено на создание для пострадавшей стороны наиболее благоприятного положения.

Особенности соотношения права на эффективное средство правовой защиты с другими правами, гарантированными Конвенцией.

Статья 13 предусматривает защиту на национальном уровне прав и свобод, предусмотренных в других статьях Конвенции. Судом было установлено, что ст. 13 должна толковаться как «гарантирующая «эффективные средства правовой защиты перед государственным органом» каждому, кто полагает, что его права и свободы, гарантированные Конвенцией, были нарушены».

В тоже время, ст. 13 не устанавливает для стран-участниц какой-либо обязательный способ эффективной имплементации норм Конвенции в национальное право, например путем инкорпорации норм Конвенции.

Концепция потенциальной жертвы не применима к ст.13 Конвенции. Ст. 13 не предоставляет возможности гражданам оспаривать национальное законодательство перед национальными судебными инстанциями на предмет его несоответствия ст. 13.

Право лица на защиту прав, предусмотренных статьями Конвенции, по ст.13 нарушено в том случае, если:

а) утверждение заявителя о нарушении права, гарантированного Конвенцией, является «спорным», и

б) национальные средства защиты прав, предусмотренных Конвенцией, являются неэффективными, и

в) право на защиту по ст.13 не включено в право, гарантированное другими статьями Конвенции.

37. Основные правовые позиции, сложившиеся в ходе применения Европейским Судом по правам человека конвенционного положения, гарантирующего защиту права собственности (статья 1 Протокола № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

В силу ст. 1 Протокола ‹ 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод «каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, которые ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов».

Европейский суд, неоднократно применив данное конвенционное положение, пришел к следующему выводу. Ст. 1 Протокола ‹ 1 предусматривает три правовые нормы. Первое правило, закрепленное в первом предложении первого пункта, определяет суть и провозглашает принцип беспрепятственного пользования имуществом; второе правило, содержащееся во втором предложении первого пункта, предусматривает случаи лишения имущества и подчинения его определенным условиям; третье правило, указанное во втором пункте статьи, признает, что государство наделяется правом контролировать использование собственности в соответствии с общими интересами. Второе и третье правила, которые касаются отдельных форм вмешательства государства в право собственности, должны рассматриваться в свете основного принципа, изложенного в первом предложении[11].

Анализ данного конвенционного положения в свете трех правил, ставших правовой позицией, имеет большое практическое значение не только для Европейского суда по правам человека, но и для судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации.

В своей деятельности государственные и муниципальные органы Российской Федерации должны принимать во внимание материальные и процессуальные правовые позиции, выработанные Судом в ходе применения конвенционных положений. В правовой системе России отсутствует правовая норма, которая обязывает национальные органы России следовать этим позициям. Однако для того, чтобы избежать привлечения Российской Федерации к ответственности за несоблюдение Конвенции, государство в своей деятельности должно учитывать соответствующие правовые позиции.

38. Основные правовые позиции, сложившиеся в ходе применения Европейским Судом по правам человека конвенционного положения, гарантирующего свободу передвижения (статья 2 Протокола 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Статья 1 Запрещение лишения свободы за долги

Никто не может быть лишен свободы лишь на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство.

Статья 2

Свобода передвижения

1. Каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства.

2. Каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную.

3. Пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

4. Права, признанные в пункте 1, могут также, в определенных районах, подлежать ограничениям, вводимым в соответствии с законом и обоснованным общественными интересами в демократическом обществе.

Статья 3 Запрещение высылки граждан

1. Никто не может быть выслан путем индивидуальных или коллективных мер с территории государства, гражданином которого он является.

2. Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является.

Статья 4 Запрещение коллективной высылки иностранцев

Коллективная высылка иностранцев запрещается.

Статья 5 Территориальная сфера действия

СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ПОСЕЛЕНИЯ - одно из основных личных прав человека. Представляет собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории государства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее при соблюдении ряда требований закона. В таком объеме С.п. и п. пользуются лица на территории государства, гражданами которого они являются. С.п. и п. иностранных граждан и лиц без гражданства обычно имеет значительно более ограниченный характер, но в любом случае должна исключать право покидать территорию соответствующего государства по своему усмотрению. Однако и в отношении граждан в демократических государствах существует целый ряд ограничений. Так, свобода передвижения ограничивается наличием и большинстве государств значительного количества территорий, закрытых по военным, экономическим, природоохранным и иным соображениям, а также запретом вторгаться в частные владения. Право граждан на выезд из своей страны также может быть ограничено по мотивам обеспечения государственной безопасности. Гарантируется С.п. и п. ст. 27 Конституции РФ, а регулируется Законом РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ" от 25 июня 1993 г. С.п. и п. может быть ограничена в период действия режима чрезвычайного положения

39. Основные правовые позиции, сложившиеся в ходе применения Европейским Судом по правам человека конвенционного положения, гарантирующего право не быть судимым или наказанньим дважды (статья 4 Протокола № 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Статья 4 Протокола 7 Конвенции

Право не быть судимым или наказанным дважды

1. Никто не должен быть повторно судимым или наказан в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое уже был оправдан или осужден в соответствии с законом и уголовно - процессуальными нормами этого государства.

2. Положения предыдущего пункта не препятствуют повторному рассмотрению дела в соответствии с законом и уголовно - процессуальными нормами соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства были допущены существенные нарушения, повлиявшие на исход дела.

3. Отступления от выполнения настоящей статьи на основании положений статьи 15 Конвенции не допускаются.

40. Основные правовые позиции, сложившиеся в ходе применения Европейским Судом по правам человека конвенционного положения, предусматривающего процессуальные гарантии в случае высылки иностранцев (статья 1 Протокола № 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Они закреплены в статьях 5 и 6.

Статья 5 гарантирует право на свободу и личную неприкосновенность. В данном случае речь идет именно о физической свободе. В первой части этой статьи указан исчерпывающий перечень случаев, когда человек может быть заключен под стражу, то есть, лишен свободы. Еще раз повторюсь: этот перечень является исчерпывающим, и если национальное законодательство устанавливает некий дополнительный случай, то наверняка это будет нарушением 5 статьи Конвенции.

Также статья 5 предусматривает две очень важные гарантии.

Первая гарантия - это когда человек должен быть доставлен к судье для того, чтобы тот решил вопрос о необходимости содержания под стражей.

Вторая гарантия - это то, что любое лишение свободы может быть пересмотрено в судебном порядке. То есть у заявителя всегда должна быть возможность в судебном порядке обжаловать законность его лишения свободы.

В статье 6 говорится о праве на справедливое судебное разбирательство. Эта статья - тема для бесконечного разговора, потому что буквально каждое слово в этой статье истолковано, причем многократно. При этом каждое толкование добавляет что-то в ту или иную концепцию.

Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

Право на участие в отправлении правосудия

Право обращений или петиций

41. Присоединение Российской Федерации к Уставу Совета Европы. Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы. дополнительные Протоколы к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы.

Совет Европы как региональная международная организация существует с 1949 г. Он был учрежден десятью западноевропейскими государствами, а в настоящее время охватывает почти все европейское пространство. Членами Совета Европы являются 40 государств, включая Российскую Федерацию с 28 февраля 1996 г.

Вступлению России в Совет Европы предшествовали определенные меры, которые включали как присоединение РФ к ряду европейских конвенций, не обусловливающих участие в них с членством в Совете Европы, так и комплекс мероприятий, утвержденных распоряжением Президента РФ от 13 февраля 1996 г. Несколькими днями ранее, 25 января 1996 г., Парламентская Ассамблея Совета Европы рассмотрела заявку России, поданную еще 7 мая 1992 г., рекомендовала Комитету Министров пригласить Российскую Федерацию стать членом Совета Европы, сопроводив приглашение, сформулированное в виде Заключения № 193 (1996), пожеланиями в виде 25 пунктов, которые были обозначены как принимаемые на себя Россией обязательства. Процедура присоединения Российской Федерации к Уставу Совета Европы и к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы заняла всего 4 дня: соответствующие федеральные законы о присоединении были прияты Государственной Думой 21 февраля, одобрены Советом Федерации 22 февраля, подписаны Президентом РФ 23 февраля, вступили в силу 24 февраля 1996 г.

Официальный прием на церемонии в Страсбурге 28 февраля 1996 г. сопровождался подписанием от имени Российской Федерации ряда европейских конвенций.

В числе прочих было подписано генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы.

В нем определяется правосубъектность Совета Европы. Совет Европы является юридическим лицом. Он правомочен заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им и возбуждать дела в суде. Кроме того в нем определяются налоговые и прочие льготы Совета Европы как особого межгосударственного образования и особенности правового статуса должностных лиц совета Европы.

Протокол №1 предоставляет постоянным представителям членов Совета Европы при выполнении обязанностей право пользоваться привилегиями, иммунитетами и возможностями, обычно предоставляемыми дипломатическим посланникам соответствующего ранга

Протокол №2 определяет целевое предназначение привилегий – осуществление полномочий представителей Совета Европы.

Протокол №3 определяет правовое положение Фонда Совета Европы для переселения национальных беженцев и по вопросам перенаселенности как особого Юридического лица.

Протокол №4 предоставляет привилегии и иммунитеты судьям Европейского суда.

Протокол №5 направлен на избежание двойного налогообложение представителей членов Совета Европы и Европейского суда.

Протокол №6 распространяет льготы и привилегии на жен представителей членов Совета Европы и судей Европейского Суда и на их несовершеннолетних детей.

42. Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней». Иерархия нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» ратифицировала ЕК, а также приняла на себя некоторые обязательства, а именно: Российская Федерация в соответствии со статьей 25 Конвенции признает компетенцию Европейского Суда по правам человека получать заявления (жалобы) от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и указанных Протоколах к ней, в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие этих договорных актов в отношении Российской Федерации; Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.

В статье 15 Конституции РФ установлено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Подобное построение нормы позволяет сделать однозначный вывод о первичном положении Конституции в среде национального законодательства, однако в данной части статьи не сказано о соотношении с междунарожными источниками права. Часть 4 данной статьи гласит: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данная статья ставит международные договоры выше законов, однако ничего не говорит об их соотношении с Конституцией.

Однако учитывая, что к полномочиям Конституционного суда РФ отнесен контроль за соответствием Конституции норм международных договоров, можно сделать вывод о том, что Конституция РФ обладает большей юридической силой, нежели международный договор.

Таким образом, иерархия источников выглядит следующим образом: Конституция → Международные договоры → Законы → Подзаконные акты.