Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛАНДШАФТО-ВЕДЕНИЕ И ФИЗИКО ГЕОГРАФИЧЕ...docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.83 Mб
Скачать

1 См : Прокаев в. И. Физико-географическое районирование. М., 1983. С. 176.

дальнейших построений более простую схему, в которой за исходное взяты зональные и собственно азональные категории Физико-гео­графические секторы стоят несколько особняком и «ряда» как такового не образуют, так как далее по существу не подразделяются. Барьерные образования, как правило, без труда привязываются к азональному ряду в качестве самостоятельных областей или до­полнительных региональных подразделений внутри последних (под­областей) .

Условие совмещения двух независимых рядов районирования на основе координатного принципа построения единой системы реализу­ется прежде всего в результате выделения ландшафта как естествен­ного завершения, «фокуса», в котором сходятся оба ряда (рис.

  1. . Однако физико географическое районирование далеко не всегда

доводится до ландшафтов и может заканчиваться (в зависимости от целевого назначения или обеспеченности фактическим материалом) на более высоких ступенях, например на уровне физико-географиче­ских стран и зон (как на рис. 53). Поэтому важно иметь возмож­ность связать зональное деление с азональным на любом уровне районирования так, чтобы всегда можно было определить положение каждой территории в обеих «координатах».

Принципиальные основания для этого состоят в следующем. Как известно, всякая зона, сохраняя свою территориальную целостность, приобретает специфические черты, как бы трансформируясь, в пре­делах каждого сектора, каждой страны или области. Это позволяет выделить производные, или связующие, зонально-азональные регио­ны (например Таежная зона Восточной Европы, Таежная зона Русской равнины, Таежная зона Тимана). Число возможных про­изводных единиц определяется числом комбинаций из основных зональных и азональных ступеней. Если принять пока в каждом исходном ряду по две ступени, то мы получим четыре производные категории (рис. 55):

  1. зона в узком смысле слова — часть («отрезок») сплошной зоны (зоны в широком смысле слова) в пределах одной страны;

  2. подзона в узком смысле слова — часть («отрезок») подзоны в широком смысле слова в пределах одной страны;

  3. провинция - часть зоны в пределах одной области ';

  4. подпровинция - часть подзоны в пределах одной области.

Каждая из перечисленных производных единиц является зональ­но-азональной категорией, она принадлежит одновременно к обоим исходным рядам районирования и имеет двойное подчинение, что подчеркивается двойным названием, содержащим указание как па зональную, так и на азональную «координаты». Например, на рис. 54 названия и индексы ландшафтных провинций складываются из названий и индексов зон и областей, а подпровинций из подзон и областей (2Б Двинско-Мезенская таежная провинция, 2Б\ ее северотаежная подпровинция, 2Бч — среднетаежная и т. д.). Рай­онирование конкретной территории можно представить в виде табли цы-матрицы, в которой горизонтальные ряды соответствуют зональ­ным подразделениям, а вертикальные колонки — азональным. В клетках матрицы вписываются двойные индексы производных единиц. Физико-географическое районирование всегда должно за­вершаться выделением связующих (производных) единиц того или иного порядка.

Можно различать три основных уровня районирования в зависи­мости от его детальности, т. е. от завершающей (нижней) ступени:

первый уровень включает страны, зоны и замыкается' на про­изводных зонах в узком смысле слова (см. рис. 53);

второй уровень включает кроме перечисленных ступеней области.

і Если ландшафтная область расположена полностью в одной зоне (как, напри мер, Донецкая), ей будет соответствовать только одни провинция, т. е. провинция и область территориально совпадают.

подзоны и производные от них единицы, завершаясь подпровинцией (см. рис. 54);

третий уровень охватывает всю систему подразделений до ланд­шафта включительно (рис. 56).

Рассмотренная система позволяет при необходимости вводить дополнительные (факультативные) таксономические ступени рай­онирования. Так, некоторые сложные по своей ландшафтной струк­туре области можно разделить на 2 -3 подобласти. Например, Северо-Западная область Русской равнины делится на подобласти Прибалтийскую, Приильменскую и Валдайскую. В случае выделения подобластей образуются еще две производные единицы: ландшафт­ный округ — часть подобласти в границах одной зоны (например. Валдайский таежный округ) и ландшафтный подокруг — часть по­добласти в границах одной подзоны (Валдайский южнотаежный подокруг).

Теоретически можно построить еще один ряд единиц, производ­ных от физико-географического сектора. Реальное значение имеют отрезки зон и подзон в пределах секторов, которым не присвоено какого-либо специального таксономического наименования; из кон­текста и собственного названия всегда ясно, о какой «зоне» или «подзоне» идет речь (примеры приводились выше). Перекрытие секторов со странами и областями присуще только горным террито­риям, и это служит одной из причин более сложной региональной структуры гор, к чему мы еще вернемся специально.

Отображение многорядной системы районирования на карте не представляет никаких трудностей. Карта — наилучшая модель тер­риториальных отношений, поэтому она дает возможность наглядно отобразить независимость, сосуществование и перекрытие различ­ных рядов региональной дифференциации. Сущность производных, или связующих, региональных единиц наиболее ясно раскрывается именно на карте, потому что на карте они получаются как бы сами собой в виде ячеек, образующихся при пересечении зональных и азональных границ (см. рис. 53, 54).

В тексте же любую многорядную пространственную систему приходится «развертывать» в одну цепочку, подобно тому, как события, происходящие одновременно, в повествовании приходится излагать одно за другим. Отсюда следует чисто прагматическая потребность принятия какой-либо условной «однорядной» последо­вательности описания регионов разных порядков. Здесь, в зависимо­сти от размеров и особенностей региональной структуры территории, возможны различные варианты. Например, при региональной физи­ко-географической характеристике территории СССР целесообразно сначала дать краткий обзор всех ландшафтных зон, затем следует перейти к странам и после их общей характеристики рассмотреть по каждой стране зоны и подзоны в узком смысле слова. Далее нужно дать представление об азональной дифференциации страны — на уровне областей, а в границах областей описать соответствующие провинции, подпровинции и ландшафты. Важно, чтобы в этом описании не было пробелов, т. е. чтобы все регионы нашли в нем место.

Физико-географическое районирование горных территорий

Районирование горных стран всегда вызывало дополнительные трудности. Некоторые географы видели неразрешимое противоречие в том, что, с одной стороны, каждое горное поднятие представляет собой целостное образование, а с другой — нередко именно водораз­дельные гребни хребтов служат важнейшими физико-географически­ми рубежами, так что противоположные склоны следует относить к разным природным единствам. Долгое время горы исключались из мировой системы зональности и районировались исключительно по азональным признакам; оставались нерешенными проблемы учета в системе районирования высотной поясности и многообразных генетических и функциональных взаимосвязей между горными и рав­нинными территориями.

Все эти проблемы вполне разрешимы с позиций многорядного районирования, которое позволяет преодолеть узко азональный под­ход к физико-географическому делению гор и, подчеркивая це­лостность горных регионов, одновременно отразить их связи с равни­нами в рамках единых секторов, зон и подзон. Для физико-географи­ческого районирования гор полностью применима та система, кото­рая уже была нами рассмотрена.

Всякое горное поднятие представляет собой самостоятельную азональную единицу районирования. Таксономическое достоинство такой единицы может быть различным в зависимости от ее размеров и сложности.* Обширные горные территории, сложные по своему орографическому и структурно тектоническому строению и обычно располагающиеся на стыке разных зон и секторов, вследствие чего они характеризуются несколькими типами и секторными вариантами высотной поясности, рассматриваются как самостоятельные физико­географические страны (Карпаты, Урал, Кавказ, Алтайско-Саянское нагорье, Северо-Восточная Сибирь и др., см. рис. 53).

Части горных стран, четко обособленные орографически и текто­нически (например Верхне-Колымское нагорье, хребет Черского, Юкагирское пло'скогорье в Северо-Восточной Сибири; Восточный Саян, Тувинская впадина, Кузнецкий Алатау в Алтайско-Саянской горной стране), а также аналогичные им горные хребты и массивы в пределах равнинных стран (горы Путорана, горы Бырранга, Енисейский кряж и др.) представляют собой физико-географические (ландшафтные) области.

Наконец, отдельные небольшие «островные» горные поднятия среди равнин (интрузивные массивы, небольшие антиклинальные хребты, древние остаточные низкогорья, вулканические конусы), как, например, Хибины, Большой и Малый Балханы, могут быть выделены в качестве самостоятельных округов и ландшафтов (к этим низшим таксонам мы еще вернемся).

Крупные внутригорные впадины, соразмерные с равнинными ландшафтными областями (например Тувинская, Минусинская, Ис- сыккульская), также относятся к рангу областей. Более простые по ландшафтной структуре впадины (например Горийская или Ахал- цихская на Кавказе, серия депрессий-грабенов в Становом нагорье) рассматриваются как самостоятельные ландшафты.

Межгорные впадины, открытые в сторону моря или непосред­ственно сливающиеся с прилегающими платформенными равнинами (например Куринская, Рионская, Кузнецкая), ландшафты которых типологически несомненно относятся к равнинному классу, в системе районирования должны быть отнесены к горным странам на уровне особых ландшафтных областей. Это обусловлено генетической связью подобных областей с окружающими горами - они являются результатом тектонической дифференциации единого целого. Кроме того, их физико-географические особенности в значительной степени обусловлены влиянием горного обрамления, для них типичны явле­ния барьерного подножья и барьерной тени.

Положение горных стран и областей в зональном ряду, а также в системе секторов определяется характером высотно-поясного ряда. Части горных стран и областей с общим типом поясности относятся к одной ландшафтной зоне. И так же, как в равнинных странах, в горных различаются свои зоны в узком смысле слова и провинции. Так, Западное Закавказье отчетливо выделяется своим характерным типом поясности, присущим так называемой зоне влажных субтро­пиков '. В пределах Кавказа она представлена тремя провинциями соответственно числу областей, на которые она распространяется. Равнинная Рионская (Колхидская) провинция полностью охваты­вает одноименную ландшафтную область, Абхазско-Сванетская гор­ная провинция занимает юго-западную часть области Большого Кавказа, и Аджарская горная провинция приурочена к области Малого Кавказа (рис. 57).