Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
отюцкий этнология.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
635.89 Кб
Скачать

Глава 13 постмодернизм в социальной

(КУЛЬТУРНОЙ) АНТРОПОЛОГИИ

Предлагаемая глава в сравнении с другими темами настоящего учебного курса в наибольшей мере носит методологический характер. Речь в ней пойдет не столько о конкретных антропологических теориях, сколько о том специфическом подходе к исследованию культуры и человека, который сложился в последней четверти ушедшего века, а именно — постмодернистском подходе,

Уже несколько десятилетий ведутся бурные дискуссии о постмодернизме. Это понятие, которое прочно вошло в культурный обиход, обозначая состояние эпохи «постсовременности», ситуацию в культуре и процессы, происходящие в ней. Термин «постмодернизм» не получил однозначного определения, будучи по своей сути действительно противоречивым. Понятия «постмодернизм», «постмодерн», «постмодернистский» в современном гуманитарном знании оказываются многозначными:

• они используются и для обозначения своеобразного направления в современном искусстве;

• и для характеристики определенных тенденций в политике, религии, этике, образе жизни, мировосприятии;

• и для периодизации этапов развития культуры;

• и для обозначения конкретной теоретической концепции, которая вызвана необходимостью адекватного осмысления появляющихся новаций в культуре; в свою очередь, эти новации порождаются изменениями в общественной жизни, политических, социальных и экономических структурах в условиях «постиндустриального» или «потребительского» общества.

В настоящей главе в соответствии с задачами учебного курса «постмодернизм» нас будет интересовать, прежде всего, как теоретическая концепция.

1. Методологические основы постмодернизма и постструктуализма

В одном из сборников очерков модернистской этнографии Дж. Клиффорд пишет: «Постмодернисты видят культуру как бы состоящей из кодов и представлений, которые могут быть поставлены под сомнение»1. В этом тезисе в обобщенном виде сформулирован постмодернистский (постструктуралистский) подход к социально-антропологическим (этнологическим) исследованиям.

Подчеркнем, что критики постмодернизма часто говорят о постструктуализме как философском, выражении постмодернизма, презирающего просвещенческие ценности науки и демократии, и считают наиболее точной датой появления термина «постструктурализм» 1975— 1976 годы. Именно в это время произошло возникновение синтетического поля социологической теории, литературоведения, философии и культурологии, которое можно было обозначить единым термином, каковым и стало понятие «постструктурализм». Как и постмодернизм, постструктурализм предполагает некоторое состояние, наступившее «после структурализма». Многое в этих двух течениях переплетается и трудно отделимо друг от друга, что можно проследить в работах Р. Барта, М. Фуко, Ж. Лакана и других исследователей, которых в литературе называют то постмодернистами, то постструктуралистами.

Историки науки отмечают случаи «преждевременного» употребления термина «постмодернизм»: в 1917 году в книге Рудольфа Паннвица «Кризис европейской культуры», где речь идет о «постмодерном человеке»; в 1934 году у испанского литературоведа Федерико де Ониса, где постмодернизм рассматривается как промежуточная фаза в развитии литературы (1905—1914) между модернизмом и так называемым «ультрамодернизмом»1. Это раннее понимание связано с кризисом модерна2 и зарождением новой культурной парадигмы. К середине века под постмодерном уже понимается современная фаза западноевропейской культуры, начавшаяся в последней четверти XIX в. Такой подход был заявлен в Англии в 1947 г. в обзоре трудов по истории А. Тойнби, сделанном Зомервелом. Швейцарский исследователь М. франк, предложивший термин «неоструктурализм», относит его появление к 1958 г.

Если вначале к постмодернизму, или постструктурализму, относили в основном философско-культурологическое направление, развиваемое в теориях французских философов Ж. Делеза, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, то в середине 70-х гг. он вышел за рамки конкретной школы французской философии и распространился во всей западной культуре. К началу 80-х годов понятие «постмодернизм» начинает приобретать ведущее положение в различных культурологических и социологических концепциях, во многом благодаря работам Ф. Джеймисона и Ж.-Ф. Лиотара, назвавшего ситуацию современной культуры «постмодернистским состоянием». Это слово «обозначает состояние нашей культуры, следующее трансформациям, которые с конца XIX века изменили правила игры в науке, литературе и искусстве». Ж.-Ф. Лиотар применяет слово «постмодерн» для описания «состояния знания в наиболее высокоразвитых обществах»1.

Резкое противопоставление постмодернизма модернизму находим у итальянского писателя У. Эко: «постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности»2.

Таким образом, само понятие «постмодернизм» трактуется неоднозначно также и по той причине, что речь идет о разных периодах развития культуры и характеристике разнородных явлений. Постмодернизм как социальное явление возникает сначала в русле художественной культуры, однако очень скоро распространяется и на другие сферы духовной культуры:

философию, политику, религию, науку.

Большинство исследователей рассматривают модерн и постмодерн как резко различающиеся образцы культуры. Модерн как форма культуры определяется следующими характеристиками:

• стремление к построению единой системы культурных норм, согласию и порядку;

• истина и общезначимость как критерии знания;

• наука как ведущая сфера культурного сознания;

• приоритет социального и общего перед индивидуальным и частным,

• существование (сущее) как ясная и твердая основа действительности3.

Постмодерн характеризуется иными признаками:

• отказ от построения единой системы культурных норм в пользу множества частных нормативных систем;

• вместо согласия и порядка — различия, разногласия, противостояния;

• не общезначимость, а условность или метафоричность;

• приоритет не науки, а других дискурсов, прежде всего искусства;

• не существование, а разные, в том числе и «непрозрачные» реальности.

Ведущие (и противоположные) характеристики модерна и постмодерна в литературе часто определяются через бинарные оппозиции (воспользуемся в данном случае термином Леви-Строса), которые могут быть сведены в таблицу.

Таблица 5