
- •1. Предыстория политической антропологии: политико-антропологические идеи в философии, этнографии, социальной антропологии
- •История политической антропологии как специальной науки: британский функционализм и американская политико-антропологическая школа. Британский функционализм
- •Американский неоэволюционизм
- •История политической антропологии как специальной науки: французская политантропология и советская “потестарно-политическая этнография”. Французский структурализм
- •Потестарно-политическая этнография
- •4Предмет и объекты политической антропологии
- •5Эмпирические и теоретические методы политико-антропологических исследований.
- •6. Специфика понимания власти в политической антропологии.
- •11) Роль половозрастной стратификации в социальном управлении архаических обществ. Механизмы снятия межпоколенных конфликтов
- •12) Проблема выделения племенной организации архаических обществ. Племя и вождество. Первичная и вторичная формы племени
- •13) Реципрокный обмен и система редистрибуции в архаических обществах. «Бигмены» и «потлач»
- •14) Л.С. Васильев о ранних формах социальной организации и генезисе надобщинных политических структур
- •15) Специфика и типы вождества (протогосударства). Вождество и «раннее государство
- •16. «Протогосударство» (вождество) и «раннее государство». Типология ранних государств по Классену – Скальнику
- •17. Сакральные аспекты архаической власти: религия vs магия. Роль идеологии культа предков и разновидности магического авторитета
- •18. В. Тэрнер: ритуалы повышения статуса и перемены статуса. Трёхчленная структура ритуала по ван Геннепу
- •19. В. Тэрнер: понятия «лиминальности», «коммунитас», «структуры»
- •20. Структурно-функционалистские и процессуально-динамические подходы к проблеме генезиса государства (по статье э. С. Годинера)
- •21. Контроверза м. Фрида – э. Сервиса по проблеме происхождения государства. Гипотеза р. Карнейро
- •22. Сущностные признаки государства по з. Наделю (Нейделу). Соотношение концептов: протогосударство, раннее государство, традиционное государство, современное государство
- •23. Ж. Баландье о сегментарных и централистских элементах «традиционного государства». Феномен «власти-собственности»
- •24. Формы авторитаризма в постколониальной Африке (по статье э. Е. Лебедевой)
- •25. Политическая антропология в системе западноевропейской колониальной политики.
- •26. Колониальное общество как особый тип культурно-политической структуры.
- •27. Роль традиции в политических культурах государств Тропической Африки. Феномены «трайбализма» и «клиентелизма»
- •29. Л. А. Седов о типологизации общественных систем Востока
- •30. Политико-антропологические аспекты неудачных модернизаций (на примерах Уганды и Алжира)
- •31. Японская трудовая этика (на примере «Сони») как пример удачной модернизации традиционных обществ
- •32. Политико-антропологические аспекты удачной модернизации малайзийского общества
- •33. З. Фрейд о власти как феномене массовой психологии (по работе Фрейда «Массовая психология и анализ человеческого "я"»)
- •34. Классификация масс и стай по э. Канетти
- •35. Э. Канетти об элементах и «внутренностях» власти. Власть и насилие
- •36. Э. Канетти о «массовых кристаллах» и массовых символах
27. Роль традиции в политических культурах государств Тропической Африки. Феномены «трайбализма» и «клиентелизма»
Различие в понимании целей борьбы за независимость крестьянством и интеллигенцией проявилось практически сразу после обретения колониями независимости. Если африканские общинники поняли её как возможность возврата к доколониальным формам общежития, то интеллигенция, захватившая власть в иерархии, продолжала действовать в соответствии с логикой, диктуемой этой иерархией. В отличие от колонизаторов, которые не разрушали общину, а ориентировались преимущественно на её эксплуатацию в качестве целостного организма, правительства большинства африканских государств стремились поставить её деятельность под свой контроль.
В итоге сложилась такая ситуация, что традиционные лидеры действуют либо параллельно официально учреждённым властям, либо на базе новых органов. Здесь можно говорить о трайбализме. Трайбализм – функционирование элементов традиционной политической культуры в системе, организованной в соответствии с принципами политической культуры рационального типа.
Роль традиционных лидеров в современном политическом процессе государств Африканского континента объясняется необыкновенной устойчивостью общины, которая продолжает сохранять и воспроизводить комплекс основных социальных, идеологических и социально-психологических свойств, определяющих специфику традиционной политической культуры. Трайбалистские тенденции, возникшие в политической жизни Африки в колониальный период, после обретения независимости стали проявляться ещё отчётливее. Это, в частности, касается противоречий между различными социально-возрастными поколениями.
Процветает наделение политических руководителей сверхъестественными свойствами. Мощные пласты архаического мышления определяют и сохранность идеологий. Речь, прежде всего, идёт о магической идеологии. Особенно сильное воздействие на общественные процессы оказывают лидеры, авторитет которых покоится на магической идеологии.
Клиентелизм - посредничество; совокупность социальных явлений, проявляющаяся в личной зависимости между людьми, обладающими неравными возможностями (между патроном и клиентом). К. не обусловлен кровным родством.
28. Модернизация как глобальный процесс. М. Вебер о западной рациональности и западном капитализме
Модернизация — совокупность экономических, социальных, политических и культурных изменений, происходящих в процессе преобразования традиционного общества в индустриальное и постиндустриальное.
Экономическая модернизация предполагает существенную интенсификацию сельского хозяйства (при значительном сокращении доли занятых в этой сфере), масштабную индустриализацию, развитие транспортных средств, связи и коммуникаций. В несколько раз повышается рост ВНП на душу населения, формируется рыночная экономика, которая выходит за рамки отдельных стран и приводит к созданию капиталистической мир-системы.
Изменения в социальной сфере характеризуются развитием урбанизационных процессов, появлением и последующей дифференциацией новых социальных групп и классов (пролетариата, мелкого и среднего бизнеса, буржуазии, занятых в сфере обслуживания и т. д.), сокращением разницы в доходах между элитой и массами, росту горизонтальной и вертикальной мобильности, развитием системы массового среднего и высшего образования, медицинского и социального обеспечения.
Культурная модернизация предполагает создание человека иного типа, ориентированного не на традиционные ценности, а на рационализм. Человек с рациональным типом сознания полностью выделяет себя из внешнего мира. Его сознание способно к логическому аналитическому мышлению в рамках абстрактных категорий и понятий. Последнее приводит к созданию наук и новых технологий.
Данная модель поведения предполагает преобразование традиционной политической системы. В капиталистическом мире ослабевает зависимость индивидов и общественных групп от власти, государство начинает восприниматься не как «сила, стоящая над обществом», а как особый институт, выполняющий важные организационные функции в обществе и в силу этого существующий за счет доли налогов (теории «общественного договора»). Создается законодательная база, защищающая частную собственность и предпринимательство, закрепляющая демократические свободы, избирательное право и процедуры периодической смены власти.
Принято выделять несколько волн модернизации. Первичная модернизация затронула в основном общества Западной Европы XVI— XIX вв. К странам второго этапа модернизации обычно относят государства Восточной и Южной Европы, Россию, Японию и Турцию. Третий эшелон модернизации — современные страны Азии, Африки и Латинской Америки. Большинство из них так и находятся на «периферии» современной мир-системы. Некоторым удалось достигнуть определенных успехов на пути модернизации (Индия, крупные государства Латинской Америки). Наконец, часть стран («азиатские драконы») добилась серьезных достижений.
Рациональность и рационализация являются общими темами в историческо-социологических исследованиях Вебера. Опираясь на обширные эмпирические исследования, он пытается объяснить развитие на Западе особого вида рациональности. Вебер ищет характерные социальные и культурные особенности Запада по сравнению с другими цивилизациями. Только на Западе, отмечает он, возникла наука, которая оценивается сегодня как общезначимая для всех людей. Эмпирическое знание, философская и теологическая мудрость существовали и в других культурах, особенно в Индии, Китае, Персии и Египте. Но там приобретенное знание было лишено математической основы, рациональных "доказательств", "экспериментов" и научных понятий.
Нечто подобное мы наблюдаем и в искусстве. Музыкальная культура имеется у всех народов, но только на Западе существует рациональная гармоническая музыка (контрапункт и аккордово-гармоническая фактура), оркестры и нотное письмо.
Только на Западе можно найти "государство" как политический институт, обладающий рационально разработанной и формальной "конституцией", рациональными и формальными законами. Только в западном культурном круге мы находим систематически подготовленных (вышколенных) экспертов и высокопоставленных специалистов-чиновников.
Это же применимо и к тому, что Вебер называет "самым могучим фактором нашей современной жизни", а именно к капитализму. Стремление к экономической выгоде известно всем эпохам и всем нациям мира. Только на Западе возникла рационально-капиталистическая система хозяйствования, основанная на (формально) свободном наемном труде. Современный капитализм также испытывает потребность в правовой системе и правительственной бюрократии, которые создают предсказуемое поле деятельности, основанное на праве и справедливости. В целом только Запад смог предложить такие условия деловой активности.
Почему такие процессы рационализации не развивались вне Запада? Или более конкретно: почему современный капитализм зародился именно в Европе? Вебер указывает на несколько внешних условий возникновения капитализма на Западе (наука, юриспруденция и т.д.). Но он также интересуется и тем, что мы могли бы назвать "внутренними причинами". Это те причины, которые связаны со способностью человека развиваться и его предрасположенностью к определенным формам "практически-рационального образа жизни". Вебер подчеркивает, что, когда такому образу жизни противодействуют психологические запреты, развитие рационально капиталистической деловой активности сталкивается с сильной внутренней оппозицией. Подобные проблемы сопровождают процессы индустриализации во всех странах. В Протестантской этике и духе капитализма Вебер пытается понять, какие специфические факторы во время и после Реформации разрушили эти запреты и сделали возможным возникновение современного общества. Вебер говорит, что этика каждой эпохи встроена в определенные образцы действия и может функционировать как внутренняя помеха становлению экономически-рационального образа жизни.
Радикальная перемена в этических представлениях о долге, как следствие теологических и этических преобразований в течение Реформации, разбивает эти запреты и делает возможной этику, которая легитимирует новый рациональный образ жизни. Согласно Веберу, протестантская этика по теологическим соображениям обосновывает ранее неизвестную этику труда и новую рациональную жизненную установку. Более того, такие этика и рациональная установка даже рассматриваются по религиозным причинам в качестве морально обязательных. Именно это и сделало возможным дух капитализма. Согласно Веберу, решающими здесь являются практически-психологические следствия теологических доктрин Реформации. Так как систематическая работа приобрела религиозное значение для протестантов и кальвинистов, то она стала для них "призванием". В итоге были разрушены запреты, которые ранее в традиционном обществе сковывали усилия человека по поиску прибыли. Экономический успех индивида стал интерпретироваться как знак его принадлежности к "избранным". Отрицательное отношение к "плоти" и всем "чувствам" ограничивало потребление и вело к накоплению капитала. Мы имеем внутреннюю рационализацию личности, которая ориентирует ее на труд и систематический самоконтроль. На следующем этапе внутренняя рационализация поддерживается внешней рационализацией экономической жизни.
В течение этого процесса действующие агенты не обязательно осознают, что закладывают внутреннюю или интеллектуальную основу буржуазного образа жизни и, следовательно, современного капитализма. Вебер не утверждает, что в намерения Лютера и Кальвина входило создание интеллектуальных условий для возникновения капитализма. Вебер говорит, что появление на Западе капитализма было непреднамеренным результатом этико-религиозных способов действия, разработанных в протестантских сектах.