Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0193493_30D70_avetisyan_s_s_souchastie_v_prestu...rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.6 Mб
Скачать

§2 Ограничения ответственности

за соучастие в преступлении со специальным

составом по объекту

Правовое положение, изложенное в ч. 4 ст. 34 УК РФ и специ­альный характер преступлений со специальным составом должны

1 Козлов А.П. Указ. соч. - С.321-323. 332

влиять на объем и пределы ответственности соучастников в таких преступлениях. Это влияние проявляется в ограничении ответст­венности соучастников по всем элементам специального состава преступления: по объекту, объективной стороне и свойствам лично­сти специального субъекта. Данный вывод нами был обоснован тесной взаимосвязью соучастников со всеми элементами состава преступления. В частности, отмечалось, что действия соучастника отражают все эти элементы и входят в содержание его деятельно­сти. Но наиболее значимым элементом этой взаимосвязи является субъект преступления — исполнитель. От его действий зависит от­ветственность соучастника; признаки субъекта преступления (кроме признаков личности) охватываются сознанием соучастника и вме­няются ему.

В преступлениях со специальным составом признаки специаль­ного субъекта детерминированы качествами объекта преступления, которые позволяют исполнителю совершить преступление, описан­ное диспозицией соответствующей статьи Особенной части УК. Специальный характер объекта в преступлениях со специальным составом подробно исследован в предыдущей главе. Здесь же, на основе полученных данных и с учетом новых подходов в определе­нии специального субъекта преступления и особенностей их ответ­ственности, попытаемся проследить ограничение ответственности за соучастие в преступлении со специальным составом по объекту посягательства.

Рассмотрение проблемы специального субъекта преступления в контексте его соответствия субъекту отношений, участником кото­рых он является, т.е. специальным отношениям, а также обуслов­ленного ими специального характера деяний, выражаюшихся в на­рушении функциональных обязанностей (специальных правил по­ведения), ранее позволили сделать вывод о том, что при наличии таких обстоятельств исполнителем преступления может быть только специальный субъект.

Посягательство на специальные объекты характеризуется нали­чием специальной противоправности. Это означает, что участники преступления должны сознавать не только нарушения норм уголов­ного закона, но и иных законодательных актов, регулирующих дан­ные специальные отношения. Виновный должен сознавать, что по­сягательство совершается на специальные объекты. Это обстоятель­ство должно охватываться сознанием как специальных субъектов,

333

так и соучастников преступления. При отсутствии такого сознания, если по обстоятельствам дела субъект не мог и не должен быть соз­навать содеянное должно квалифицироваться в соответствии с тем объектом, который сознавался виновным, хотя реально посягатель­ство было направлено на другой объект.

Виновный должен желать или сознательно допускать наступле­ние вреда именно специальным объектам.

Если же специальные правила поведения не нарушены, то от­ветственность за посягательство на специальный объект исключает­ся, поскольку в данном случае последствия преступления находятся за пределами данных специальных отношений. Это обстоятельство подтверждает вывод о том, что вред специальным объектам таким способом могут причинить только специальные субъекты.

Качествами специального объекта детерминированы особенно­сти участников отношений, обеспечивающих функционирование и развитие данного объекта, которые в своей совокупности опреде­ляют особый социально-правовой статус этих субъектов. Совокуп­ность свойств и признаков специального субъекта позволяют вы­полнять возложенные на них социально полезные функции, отсту­пление от которых может повлечь уголовную ответственность за причинение вреда отношениям, участником которого он является. Иначе говоря, способностью и возможностью причинить вред спе­циальным объектам посредством нарушения специального порядка могут только специальные субъекты.

Преступная деятельность лиц, не наделенных признаками спе­циального субъекта в случае соучастия может проявляться в фор­мировании мотивации и целей совместного преступления, а также в планировании преступных действий. Исполнение преступления и причинение вреда осуществляется только специальным субъектом. В тех специальных составах преступлений, объективную сторону которых частично или полностью могут выполнить неспециальные субъекты, как отмечалось, последние несут уголовную ответствен­ность за данное преступление в качестве пособника. Они не могут признаваться соисполнителями преступления, в частности, по той причине, что находятся вне связи со специальными объектом.

В преступлениях со специальным составом основная цель дос­тигается посягательством на специальные объекты. На ее достиже­ние направлено поведение всех соучастников и, прежде всего, ис­полнителя - специального субъекта. Основной цели может предше-

ствовать промежуточная цель, способствующая ее достижению. Действия, направленные на достижение промежуточной цели, мо­гут содержать признаки различных составов преступлений, объек­тами которых могут выступать различные социальные ценности. Например, незаконное приобретение оружия, вовлечение несовер­шеннолетнего в совместную преступную деятельность и т.д. Такие преступления являются средством (способом) достижения основной цели — в данном случае причинения желаемого вреда специальному объекту.

Исполнитель или другие соучастники в преступлениях со специ­альным составом могут причинить и дополнительный (побочный) ущерб, допущение которого по времени совпадает с достижением основной цели. Например, гражданское лицо совместно с должно­стным лицом или по подстрекательству последнего с использовани­ем своего служебного положения применяет насилие в отношении подчиненного. Действия должностного лица одновременно направ­лены на два объекта: на порядок государственной власти (специ­альный объект) и жизнь и здоровье потерпевшего (общий объект). Жизнь и здоровье в этом случае являются дополнительным объек­том, производным от содержания основного преступления - пося­гательства на специальный объект.

Многие преступления со специальным составом многообъект­ные. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо в точности определять, каким именно объектам причинен вред: специальным или общим и какие из них являются основными, а какие - допол­нительными.

При исследовании особенностей субъективной стороны престу­плений со специальным составом были выведены некоторые пра­вила квалификации таких преступлений, в том числе по признаку отношения виновного к объекту посягательства. С учетом этих пра­вил и вышеприведенных положений следует прийти к следующему выводу.

В соучастии в преступлениях со специальным составом как ис­полнитель, так и соучастники преступления должны сознавать, что совместное деяние направленно на те специальные объекты, участ­ником которого является данный специальный субъект. Если по обстоятельствам дела каждый из них не сознавал и не мог сознавать данное обстоятельство, то ответственность за посягательство на специальный объект, исключается. Если в УК имеется аналогичная

335

общая уголовно-правовая норма, то при наличии соответствующих признаков содеянное должно квалифицироваться по этой статье.

При исследовании проблем соучастия отмечалось, что выбор единого объекта предполагает совершение соучастниками, как пра­вило, однородных действий. Вместе с тем, действия соучастников по своей юридической природе могут быть неоднородными и нето­ждественными. Это особенно проявляется в преступлениях со спе­циальным составом, когда, например, по характеру объективной стороны, даже хотя бы ее часть не могут выполнить лица, не наде­ленные признаками специального субъекта. К примеру, побег из колонии с внешней стороны может совершить только осужденный. Действия остальных соучастников могут выражаться только в орга­низации, подстрекательстве или пособничестве в совершении дан­ного преступления, неоднородные по своему характеру и содержа­нию с побегом. Главным моментом является то, что действия всех соучастников обуславливают достижение единой цели - соверше­ние осужденным побега из колонии.

Соучастники в преступлении со специальным составом, объек­том которого выступает часть специального объекта - специально-конкретный объект, также должны осознавать, что совместные дей­ствия направлены на данный объект. При этом следует иметь в ви­ду, что посягательство на специально-конкретные объекты возмож­но только путем нарушения специально-конкретных правил, т.е. специально-конкретными субъектами. Это обстоятельство также влияет на ответственность соучастников: лиц, не наделенных при­знаками специального субъекта, а также лиц, имеющих статус спе­циального субъекта, но не наделенного дополнительными призна­ками специально-конкретного субъекта.

В преступлениях со специальным составом действия соучастни­ков — неспециальных субъектов, направленные на специальные объекты, носят опосредованный характер. Механизм причинения вреда в таких преступлениях, как отмечалось, оказывает определен­ное влияние на определение пределов и объема ответственности соучастников — лиц, не наделенных признаками специального ■ субъекта.

Опосредованный характер посягательства выражается в воздей­ствии на элемент системы, а не в нарушении порядка, правил по­ведения субъектов отношений. В силу системной взаимосвязи из­менение элемента и в целом конкретной системы возможно не

336

только при воздействии на него, но и путем изменения установлен­ного порядка поведения участников системы данных отношений. Отступление от правил вызывает нарушение взаимодействия в це­лом и способно вызвать негативные физические и материальные последствия.

При нарушении специальных правил поведения выделяются ма­териальная и правовая стороны. Первая включает процесс причи­нения (непосредственного или опосредованного) вредных последст­вий, а вторая — нарушение порядка, правил, установленных нормой уголовного закона.

В соучастии в преступлениях со специальным составом соучаст­ники (неспециальные субъекты) могут принимать участие в процес­се причинения вреда. Нарушение установленного порядка возмож­но только исполнителями преступления - специальными субъекта­ми. Последнее обстоятельство влияет на ограничение ответственно­сти соучастников за совместное посягательство на специальный объект. Это ограничение выражается в том, что действия соучаст­ников не могут оцениваться как исполнительство или соисполни-тельство. Даже в тех случаях, когда, например, объективную сторо­ну специального состава преступления может выполнить любой соучастник, его действия будут рассматриваться как пособничество, поскольку он в отличие от специального субъекта не может нару­шить установленный законом порядок поведения. Отметим, что речь идет о тех составах, в которых все элементы специальные.