Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0103925_B4016_bachinin_v_a_filosofiya_prava_i_p...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.3 Mб
Скачать

Христианские основания государственности

(С. Н. БУЛГАКОВ)

Марксизм с его открытым имморализмом и правовым нигилизмом был неприемлем для С. Н. Булгакова. Он отчетливо видел, что отрыв политики от права и морали превратил эту доктрину в теорию разрушения, а не созидания. В той же степени ему представлялась несостоятельной противоположная позиция созерцательно-пассивного непротивленчества. Философу гораздо ближе были взгляды Вл. Соловьева, утверждавшего идею единства политики с правом и моралью. Только отстаивая подобное единство, государство способно стать оплотом справедливости и не утратить в своем историческом движении ориентацию на высшие христианские идеалы.

В наибольшей степени приемлемой С. Н. Булгакову представлялась классическая концепция естественного права, несущая идею о незыблемости абсолютных нормативно-ценностных оснований человеческого существования. Эта концепция привлекательна тем, что возводит человеческую личность, ее достоинство и свободу в ранг наивысших ценностей. Если государство попирает эти естественно-правовые предписания, то оно становится похожим на евангельского бесноватого, а картины его жизни могут быть приравнены к тому, что изобразил Достоевский в романе «Бесы». Так произошло с Россией, пережившей несколько революций, отверг-

нувшей Христа, а с ним и принципы естественного права, и в результате оказавшейся сотрясаемой в конвульсиях из-за вошедших в ее социальное тело бесов.

Когда требования исходящих от государства законов совпадают с библейскими заповедями, то они не воспринимаются личностью как покушения на ее свободу и достоинство, а напротив, человек с внутренней готовностью принимает их к исполнению. В тех же случаях, когда явно обнаруживаются расхождения между правом и нравственностью, в человеческом «Я» неизменно возникает чувство протеста против аморальной системы правосудия и насаждающего ее государства.

Подобно тому, как вера в высшие, абсолютные начала бытия нужна индивидуальному духу, религия необходима государству, чтобы оно могло успешно существовать и развиваться. Только религия способна предложить ему возвышенные нравственные цели и направить его энергию в русло созидания, а не разрушения. Только она в силах помочь успешному сочетанию абсолютного с относительным и тем самым открыть путь к решению самых сложных проблем человеческого существования.

Философская модель генезиса правовой государственности

(Б. А. КИСТЯКОВСКИЙ)

Для Б. А. Кистяковского, как теоретика, склонного к фило-софско-социологическому видению действительности, был очевиден тот социально-исторический факт, что в России на протяжении предыдущих столетий отсутствовал цивилизованный правопорядок. С данным обстоятельством оказалось непосредственно связано другое — отсутствие у российской интеллигенции сколь-ни-будь серьезного интереса к правовым идеям. Одним из следствий этого явилось то, что российская культура не дала миру ни одного выдающегося трактата по вопросам права. Если у англичан были Гоббс и Локк, у французов — Монтескье и Руссо, у немцев — Кант и Гегель, то у русских, по его мнению, даже самые крупные мыслители не создали ничего существенного в области философии права.

В ряду данных факторов находится также характерное для народов России отсутствие уважения к правопорядку. Оно оказалось тесно связано с тем, что в общественном сознании сложился образ государства как деспотического зверя, чудовищного Левиафана.

Но действительно ли государство существует только для того, чтобы угнетать и мучить народы? Является ли насилие его неотъемлемым сущностным признаком? Б. А. Кистяковский отвечает на эти вопросы категорическим отрицанием.

Для него государство — это главное условие развития общественной промышленности и индивидуальной культуры. Оно существует, чтобы обеспечивать различные формы человеческой солидарности, создавать условия для духовного возвышения и облагораживания человека. Не случайно Фихте считал государство самым могучим проявлением человеческого «Я», а Гегель видел в нем одно из наиболее совершенных воплощений абсолютного духа.

Большинство современных государств являют собой по преимуществу органы насилия. Но это их временное, переходное состояние. Будущее же принадлежит высшей из государственных форм — правовому государству.

Главный принцип правового государства заключается в том, что государственная власть в нем не беспредельна, а ограничена признанием за личностью неприкосновенности ее прав и свобод. Человек обладает правами, которые не даруются ему государством, а принадлежат ему изначально. В их число входят:

а) свобода совести, убеждений и верований;

б) свобода устного и печатного слова;

в) свобода союзов и собраний;

г) свобода передвижения;

д) неприкосновенность личности, жилища, переписки;

е) политические свободы.

Еще одна сущностная особенность правового государства состоит в том, что государственная власть в нем подзаконна.

В правовом государстве народ, как совокупность личностей, является не только объектом, но и субъектом власти и несет ответственность за поддержание правопорядка. То есть его общественное сознание выходит из прежнего, доправового состояния и достигает необходимого уровня цивилизованности.