
Атомисты (Левкипп, Демокрит) :
Атомисты признавали множественность не только на уровне чувств, но также и на уровне ума.
У атомистов была потребность объяснить материальность Вселенной как таковой и материальность вещей. Идея атома достаточно хорошо отвечала на этот запрос: можно было одновременно объяснить и Вселенную в целом, ее материальность, и материальность отдельных вещей.
Наличие всех вещей,всех вещественных состояний Левкипп и Демокрит как раз и объясняли тем, что они состоят из материальных частиц, атомов. Атомы движутся, вступают друг с другом во взаимодействие, сцепляются друг с другом, соединяются, образуя своеобразные сочетания.
1) Первое, что объяснялось атомистами, — материальность всей Вселенной, ее вещей, материальность движения.
2) Второе, что в этой большой группе проблем объясняли с помощью атомов, была множественность вещей и состояний.
Элеаты завели философию в тупик, утверждая, что есть только единство и нет множественности, ибо если первоначало нечто целостное, т.е. неразделимо и неразложимо, становится непонятным, откуда берется множество вещей.
А вот прибегнув к гипотезе атомов — маленьких взаимодействующих, сцепляющих частиц, множество вещей можно легко объяснить: благодаря почти бесконечному, во всяком случае огромнейшему, числу различных сочетаний атомов образуется множество весьма разнообразных вещей.
Левкипп и Демокрит одновременно объяснили единство материального мира: ведь атомы — абсолютно единое первоначало, первоначало всего.
NB
Левкипп и Демокрит, как и некоторые предшествовавшие им философы, пытались найти первоначало, позволяющее объяснить как все телесное, так и все, что относится к человеческой душе.
Атомисты считали, что атомы как первоначало превосходно отвечают на вопрос о единстве телесного и духовного в человеке. Для этого, правда, они должны были "душевные" явления объяснить совершенно специфическим образом — материализуя их.
Как у них возникают и уничтожаются тела? (генезис мира)
Возникают тела благодаря своеобразному сочетанию атомов, — отвечали атомисты, а уничтожаются, потому что эти соединения распадаются; атомы затем образуют какие-то новые соединения. Особое соединение, которое было или является определенным телом, прекращает или когда-то прекратит свое существование.
Эмпедокл (ионийцы):
Множественность существует, также как и единство. (плюралистическая концепция)
Эмпедокл считал, что невозможно возникновение из ничего и исчезновение в ничто, т.к. бытие есть, а небытия нет.
Поэтому "рождение" и "смерть" не существуют, а то, что люди именуют этими словами, суть смешанные образования, которые, разрушаясь, вливаются в вечные субстанции, коих четыре: вода, воздух, земля, огонь, их Эмпедокл называет "корнями всех вещей".
Ионийцы выбирали либо одно, либо другое из этих начал в качестве первоосновы, выводя из нее все остальные путем трансформаций. Новаторство Эмпедокла состояло в провозглашении качественной несводимости и нетрансформируемости каждого их этих начал.
Он ввел понятие "элемента", т.е. исходного, качественно неизменного, способного лишь объединяться и разъединяться с другими элементами.
Итак, четыре элемента, объединяясь, дают рождение вещам, разъединяясь, способствуют их разрушению.
Лично мне кажется, что концепция смахивает на атомистов, только вместо атомов – элементы (вода, воздух, земля и огонь).
Различие присутствует в образовании вещей.
Итак, какие силы соединяют и разъединяют элементы?
Эмпедокл вводит космические силы - Любви или Дружбы (philia) и Вражды или Несогласия (neikos), причины, по которым происходит объединение и разъединение элементов. Эти силы чередуются, доминируют одна над другой в продолжении периода, назначенного судьбой.
Когда преобладают любовь или дружба, элементы образуют единство, если же, напротив, доминирует несогласие, - они разделяются.
Пояснение:
Эмпедокл представляет жизнь природы как циклический или ритмический процесс, в котором попеременно берут верх то любовь или дружба, соединяющие физические элементы, то вражда, разделяющая их.
Над миром властвуют поочередно любовь (дружба) и вражда.
Во время господства любви (дружбы) все становится единым, природа представляет собой бесконечный “шар”, в ней уже не сохраняется своеобразие отдельных материальных элементов. В это время мы не найдем в ней ни своеобразных свойств огня, ни своеобразного свойства какого-либо другого из элементов - каждый теряет здесь свой собственный вид.
Напротив, во время господства вражды все становится многим, выступает своеобразие элементов, они выделяются и обосабливаются.