Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1162865_3EA45_sovremennaya_vneshnyaya_politika_...docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
220.76 Кб
Скачать
  1. Предпосылки, основные направления и принципы российско-китайских отношений, развитие и обогащение форм сотрудничества.

Для укрепления и расширения российско-китайских отношений существует множество предпосылок. в общем балансе взаимные интересы двух стран превалируют над конфликтными интересами. Прежде всего обе стороны заинтересованы в стабилизации обстановки в АТР и разрядке напряженности на Корейском полуострове. Споры об идеологическом приоритете той или иной стороны заменило прагматическое сотрудничество. Китайская и российская экономики во многих аспектах дополняют друг друга. Китай способен предоставить России потребительские товары и сельскохозяйственные продукты в обмен на промышленное оборудование и военную технику.

Российско-китайские отношения характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях.

Основные принципы российско-китайских отношений, главные направления и сферы двустороннего сотрудничества отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанном 16 июля 2001 г. в Москве. Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные и межведомственные соглашения.

Контакты между главами государств России и Китая носят регулярный характер – встречи проводятся не менее трех раз в год (официальные визиты, двусторонние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС). В 2006 г. состоялось шесть таких встреч.

26-28 марта 2007 г. прошел официальный визит Председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао в Россию. В ходе визита китайский руководитель провел содержательные переговоры с Президентом России В.В.Путиным. Центральным мероприятием визита стала официальная церемония открытия Года Китая в России с участием глав России и Китая. По итогам переговоров В.В.Путин и Ху Цзиньтао подписали Совместную декларацию, в которой были подведены итоги первого десятилетия российско-китайских отношений стратегического партнерства и взаимодействия. Всего в ходе визита между российской и китайской сторонами заключено 9 межправительственных, межведомственных и коммерческих документов, затрагивающих различные области сотрудничества России и Китая.

Главы двух государств 8 июня с.г. встретились «на полях» саммита «Большой восьмерки» в Хайлигендамме. Президент России и Председатель КНР провели важные встречи 16 августа с.г. в ходе заседания Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества и 17 августа с.г. во время антитеррористических военных учений в Чебаркуле. Запланирована также встреча в рамках саммита АТЭС в Сиднее (первая декада сентября с.г.).

Действующий с 1996 г. механизм регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и Китая является системообразующим фактором поступательного развития двусторонних отношений во всех основных сферах. 11-я встреча премьеров состоялась 9 ноября 2006 г. в Пекине. По ее итогам было подписано заявление, в котором стороны дали высокую оценку ходу развития двустороннего взаимодействия в различных сферах.

Современное состояние российско-китайских межпарламентских связей характеризуется высокой интенсивностью контактов. В последние годы главы парламентов России и Китая встречаются не менее одного раза в год. На регулярной основе происходит обмен делегациями по линии профильных комитетов и комиссий, а также созданных в обоих парламентах депутатских групп российско-китайской дружбы.

Государственной Думой и Советом Федерации с Всекитайским Собранием Народных Представителей (ВСНП) созданы и действуют совместные межпарламентские комиссии, широкий диалог ведется на уровне комитетов и комиссий парламентов двух стран. 14 мая с.г. состоялся официальный визит в Китай Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Китай. На сентябрь с.г. запланирован официальный визит в Китай Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронова.

Между Россией и Китаем действует механизм консультаций по вопросам стратегической безопасности, который стал важным каналом координации российско-китайского взаимодействия в этой сфере. Проведено две встречи Секретаря Совета Безопасности России И.С.Иванова и члена Госсовета КНР Тан Цзясюаня. Такого рода сотрудничество помогает нашим странам сообща реагировать на новые вызовы и угрозы, защищать общие интересы двух стран.

Успешно реализуются подписанные главами пяти государств – России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана Шанхайское (апрель 1996 г.) и Московское (апрель 1997 г.) соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы. На базе «Шанхайской пятерки» в 2001 году создана Шанхайская организация сотрудничества, соучредителем которой наравне с указанными странами стал и Узбекистан.

Существенно активизировалось торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. В 2006 г. объем торговли между Россией и Китаем, по данным китайской таможенной статистики, достиг рекордной отметки и составил около 34 млрд. долларов (+14,7%). Имеются все предпосылки к тому, чтобы к 2010 г., в соответствии с поставленной руководителями двух государств задачей, объем взаимной торговли достиг 60 и более миллиардов долларов.

Активно развиваются межрегиональные связи, подписано более ста соглашений о сотрудничестве между властями административно-территориальных единиц различного уровня. В настоящее время более 70 субъектов Российской Федерации имеют контакты с провинциями КНР.

Одним из важнейших направлений двусторонних отношений остается сотрудничество в гуманитарно-социальной сфере. Активно продолжается работа по линии Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития.

Российской и китайской сторонами намечены масштабные проекты сотрудничества, среди которых: ежегодное проведение фестивалей культуры, создание совместных вузов, более тесное взаимодействие санитарно-эпидемиологических служб, популяризация в России лечебных методов традиционной китайской медицины, активизация на плановой основе туристических и спортивных обменов, сотрудничество СМИ.

В 2006 г. в Китае с успехом прошел Год Российской Федерации в Китайской Народной Республике. В рамках Года были проведены около 300 мероприятий. В нынешнем году в нашей стране проводится Год Китайской Народной Республики. В план Года включено 196 мероприятий (часть из них носит комплексный характер, поэтому в количественном отношении они сопоставимы с планом российского Года) в самых различных областях двустороннего взаимодействия, которые проходят не только на столичных площадках, но и в регионах.

Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и к основным международным проблемам совпадают или близки. На этой основе между нашими странами поддерживается тесное взаимодействие в области внешней политики. Помимо интенсивных контактов между министрами иностранных дел, действует система плановых консультаций по линии МИДов на уровне заместителей министров и директоров департаментов.

Позиция России по “тайваньскому вопросу” состоит в том, что существует только один Китай, правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань – неотъемлемая часть Китая. КНР не имеет возражений против осуществления Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других областях.

Россия неизменно признает, что Тибет – неотъемлемая часть Китая. Китайская сторона поддерживает усилия российской стороны в борьбе с террористами и сепаратистами на своей территории.

  1. Внешнеполитические инициативы России в АТР: образование «шанхайской пятерки» и др.

Одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности России в АТР являлось ее участие в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Первым шагом на пути к становлению ШОС явилась договоренность, достиг­нутая в 1996 г. руководителями России и Китая совместно с президентами трех центральноазиатских государств (Казахстана, Киргизии и Таджикистана), об уста­новлении мер доверия в зоне совместной границы. Встречи 1996—1997 гг. президентов пяти приграничных государств привели к формированию «Шанхайской пятерки» — ор­ганизации, предназначенной для решения вопросов безопасности и сотрудничества в зоне Центральной Азии и материковой части Дальнего Востока.

Начало XXI столетия было отмечено новыми тенденциями и новыми фор­матами в многостороннем сотрудничестве с участием России и Китая в регио­не Центральной Азии — расширением и трансформацией «шанхайской пя­терки». В состоявшемся в июле 2000 г. саммите «пятерки» в Душанбе принял участие президент Узбекистана И. Каримов, что свидетельствовало о росте за­интересованности узбекской стороны в сотрудничестве с этой организацией. Поскольку участники «пятерки» неоднократно заявляли о ее открытом харак­тере, по существу душанбинский саммит открыл дорогу к учреждению Шан­хайской организации сотрудничества (ШОС). Ее создание было торжественно провозглашено на встрече руководителей шести государств в Шанхае 15 июня 2001 г. Учредителями ШОС стали Казахстан, КНР, Киргизия, Российская Федерация, Таджикистан и Узбекистан. Первыми документами, принятыми ШОС, стали Декларация о создании Шанхайской организации сотрудниче­ства, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экс­тремизмом и Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму « Шанхайской пятерки».

7 июня 2002 г. саммит ШОС в Санкт-Петербурге принимает Устав органи­зации, в котором она провозглашает себя региональной структурой, созданной в соответствии с Уставом ООН. Высшим органом ШОС являются проводимые ежегодно встречи руководителей государств — участников организации. Кро­ме того, регулярно проходят встречи глав правительств государств-участников и наблюдателей, министров иностранных дел, секретарей Национальных со­ветов безопасности, руководителей других ведомств. Текущую работу осущест­вляет секретариат ШОС, местом пребывания которого определен г. Пекин. Для борьбы с угрозами международного терроризма, сепаратизма, экстремиз­ма, трансграничной преступности, незаконного оборота оружия и наркотиков участники ШОС создали совместный региональный антитеррористический центр (РАТЦ), штаб-квартира которого разместилась в Ташкенте.

К деятельности Шанхайской организации сотрудничества проявляется растущий интерес в регионах Центральной, Восточной и Южной Азии. По­скольку участники организации не стремились к ее немедленному расшире­нию, в 2004 г. было решено учредить статус государства-наблюдателя в ШОС. В том же году этот статус получила Монголия, в 2005 г. — Пакистан, Индия и Иран. На саммите ШОС в 2010 г. в Ташкенте были утверждены Положение о порядке приема новых членов в Шанхайскую организацию сотрудничества и Правила процедуры Шанхайской организации сотрудничества, призванные содействовать совершенствованию правовой основы деятельности организа­ции. Интерес к сотрудничеству с ШОС проявило и правительство Афганиста­на. В конце 2005 г. была образована «контактная группа ШОС—Афганистан», позволяющая осуществлять сотрудничество организации с Афганистаном по отдельным вопросам.

Укреплению международного авторитета ШОС в немалой степени способ­ствовало официальное предоставление ей в декабре 2004 г. статуса наблюдате­ля при Генеральной Ассамблее ООН.

Шанхайская организация сотрудничества не позиционирует себя как орга­низация коллективной обороны или коллективной безопасности и не направ­лена против третьих государств.

По мере накопления опыта взаимодействия расширяется спектр его об­ластей. Изначально позиционировавшееся как приоритетное, экономическое сотрудничество на первых порах имело по преимуществу двусторонний харак­тер. Попытки институционализации этого аспекта сотрудничества предпри­нимались (например, форум ШОС по проблемам инвестирования в энергети­ческий сектор, проходивший в Пекине в 2002 г.), однако большого успеха не мели. В сентябре 2003 г. главы правительств стран—членов ШОС подписа­ли Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривалось создание зоны сво­бодной торговли в организации. В 2005 г. была создана Межбанковская ассо­циация ШОС, а в 2006 г. — Деловой совет ШОС, который, являясь неправи­тельственной структурой, объединяет правительственные и финансовые круги сгран — участниц ШОС.

Активно развивается сотрудничество участников ШОС и в других областях. В 2008 г. был образован Университет ШОС как единое сетевое образователь­ное пространство, базирующееся на университетах, ведущих исследования в направлениях регионоведения, IT-технологий, нанотехнологий, энергети­ки, экологии. К 2010 г. это сообщество представляют 53 университета из пяти стран ШОС.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана по инициативе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин в августе 1967 г. Для региона в целом это было время социально-экономической отсталости и конфликтов, казавшихся вечными. Основатели АСЕАН стремились политически сплотиться вокруг США, свести на нет «коммунистическую угрозу» внутри своих стран, поощрить развитие рыночных отношений и экономического сотрудничества.

Однако, прежде чем былая «пятерка» превратилась в «десятку», грянул азиатский финансово-экономический кризис. Сочетание рыночного динамизма с политической стабильностью, отличавшее многие страны ЮВА, отодвинулось в прошлое. На пороге XXI в. члены Ассоциации не имели общего представления о том, как бороться с этой бедой: Таиланд и Индонезия тяготели к неолиберальным решениям в духе МВФ, Малайзия и Вьетнам противились таким подходам.

В 2000-х годах АСЕАН была разработана и осуществляется целая серия новых программ и проектов. Среди главных целей Ассоциации — создание зоны свободной торговли в ЮВА к 2015 г.

С началом XXI в. АСЕАН становится одним из внешнеполитических приоритетов России. В Концепции внешней политики подчеркивается, что она направлена на наращивание позитивной динамики отношений с государствами Юго-Восточной Азии. Лидерами Ассоциации было позитивно воспринято принятое осенью 2001 г. решение российского правительства о закрытии военно-морской и военно-воздушной базы в Камрани (Вьетнам).

19 июня 2003 г. в Пномпене (Камбоджа) министрами иностранных дел России и государств Ассоциации была подписана Совместная декларация партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе — первый документ в истории отно­шений РФ—АСЕАН, подытоживший предшествовавший этап российско-асеановского сближения и формирующий прочную юридическую и политическую базу крепнущего партнерства.

29 ноября 2004 г. министр иностранных дел РФ С.В. Лавров подписал акт о присоединении России к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго- Восточной Азии. Россия стала второй после Китая ядерной державой и по­стоянным членом Совета Безопасности ООН, которая присоединилась к нему. Это событие имело принципиальное значение для дальнейшего продвижения сотрудничества с АСЕАН и открыло дорогу первому саммиту Россия-АСЕАН.

12—13 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) состоялась первая встреча на высшем уровне Россия—АСЕАН, после чего РФ формально пере­шла в число полноправных партнеров Ассоциации по диалогу и в формате саммитов. Президент России В.В. Путин и руководители государств—членов АСЕАН приняли Совместную декларацию о развитом и всеобъемлющем парт­нерстве и Комплексную программу действий по развитию сотрудничества на 2005—2015 гг. Эти документы расширили и углубили правовую базу во всех сферах взаимодействия. Приоритетными областями сотрудничества объявля­лись деловое партнерство, сотрудничество в области политики и безопасно­сти, а также вопросы экономического и социального развития.

30 октября 2010 г. в Ханое состоялся 2-й саммит Россия—АСЕАН, в ко­тором принял участие президент России Д.А. Медведев. В принятом по ито­гам саммита Совместном заявлении была подтверждена «важность сохране­ния центральной роли АСЕАН в формирующейся открытой, транспарентной и инклюзивной региональной архитектуре. АСЕАН высказалась за более глу­бокую вовлеченность России в процесс создания региональной архитектуры» и расширение сотрудничества с ней в различных областях: политике и безо­пасности, экономике, социальной и культурной сферах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]