Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Готовые ответы по ВП.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
151.06 Кб
Скачать

10. Белорусская инициатива о создании безъядерного пространства в ц. И в. Европе

В 1997—1999 гг. на основе принципа многовекторной внешней политики получила дальнейшее развитие и при­обрела черты самостоятельной концепции идея создания «пояса добрососедства» вокруг Беларуси. Как конкретная задача она была сформулирована политическим руко­водством в апреле 1999 г.

Соседние с Беларусью страны, за исключением Укра­ины, к этому моменту окончательно сориентировались на присоединение к евроатлантическим институтам (ЕС, НАТО), что вело к значительному ограничению Польшей, Литвой и Латвией контактов с Беларусью в сфере безо­пасности. К сложным вопросам можно также отнести проблемы национальных меньшинств в Балтийских го­сударствах, отсутствие взаимопонимания в определении политики транзитных тарифов, сохранение нерешенных вопросов о реадмиссии и демаркации границ и некоторые другие.

«Пояс добрососедства» пред­ставлялся в виде многоступенчатой системы, главными структурными компонентами которой являются:

  • пояс политического взаимопонимания и правового взаимодействия;

  • пояс военной безопасности и партнерства;

  • пояс экономической стабильности;

  • пояс экологического равновесия и безопасности;

  • информационный пояс добрососедства;

Выступая на конференции «Добрососедские отношения как основа стабильности и безопасности в регионе и в Европе» в Вильнюсе (сентябрь 1997) А. Лукашенко обратил внимание на проблему создания в Ц. и В. Е. зоны добрососедства и пространства, свободного от ядерного оружия. Эта белорусская инициатива стала одной из самых заметных за истекшее пятнадцатилетие.

Впервые инициативу обозначил белорусский предста­витель на пленарном заседании 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 октября 1990 г. при обсуждении «Докла­да Международного агентства по атомной энергии». На 46-й сессии ГА ООН (октябрь 1991 г.) белорусский министр иностранных дел предложил провести консультации со всеми заинтересованными сторонами о мерах по реально­му созданию такой зоны. Несколько лет спустя инициатива вновь была упо­мянута в выступлении премьер-министра Республики Беларусь на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В мае 1995 г. министр иностранных дел В. Сенько на конференции по рассмотрению действия и продолжения Договора о нераспространении ядерного оружия пред­ложил обновленный подход к идее безъядерной зоны в Европе. Белорусская делегация при поддержке украинс­кой приложила значительные усилия, чтобы включить свою инициативу в заключительный документ, однако потенциальные участники безъядерной зоны ее не под­держали.

В августе 1996 г. заместитель министра иностранных дел С. Мартынов обсудил возможности продвижения белорусской инициативы в Госдепартаменте США. Аме­риканская сторона отметила, что основные критерии безъядерной зоны учтены в белорусских предложениях и главным моментом становится согласование позиций со странами региона. В целом в этот период США позитивно оценивали инициативу.

Вскоре с учетом сложившейся ситуации Республика Беларусь проинформировала украинский МИД о готов­ности выступить в качестве соавтора проекта резолюции на 51-й сессии ГА ООН о создании в ЦВЕ зоны, свободной от ядерного оружия. В целях наработки экспертной поддержки в апреле 1997 г. в Белгосуниверситете была проведена международная конференция «Перспективы создания в Центральной и Восточной Европе пространства, свободного от ядерного оружия», в которой приняли участие президент А. Лукашенко, министр иностранных дел России Е. Примаков, замести­тель министра иностранных дел Беларуси С. Мартынов и т. д. Тут Россия поддержала эту идею. Инициатива была поддержана так же и странами СНГ. В декабря 1997 г. по приглашению Генерального секрета­ря НАТО X. Соланы министр иностранных дел И. Антоно­вич обосновал позицию Республики Беларусь, состоящую в необходимости созда­ния единой зоны безопасности от Ванкувера до Владивос­тока.

Ситуация достигла апогея в 1998 г. К этому времени была выработана общая линия совместных действий Беларуси и России в рамках координации внешней по­литики двух государств и принято решение о продвижении соответствующего проектного документа в ООН.

По линии белорусских посольств начались активные консультации, выяснение позиций различных стран, анализ аргументов и оценок. Консультации, проведенные в рамках обсуждения предложенного текста, выявили сдержанность реакции большинства стран ЦВЕ. Против резолюции высказались Венгрия, Польша и Румыния. Не поддержали ее и страны Европейского Союза. Страны, входящие в Движение неприсоединения, единого под­хода не имели. Только на консультативной встрече груп­пы стран Латинской Америки 30 октября все же была по­лучена поддержка со стороны большинства государств. Все замечания указывали на сложность ситуации и невысокую вероятность того, что резолюция будет при­нята. Тем не менее 2 ноября 1998 г. белорусская деле­гация предложила проект резолюции L23 «Региональное разоружение» от имени 8 соавторов (Беларусь, Багамские Острова, Боливия, Барбадос, Республика Конго, Мали, Малави, Фиджй). В ответ на белорусское предложение выступил пред­ставитель Польши от имени 12 стран ЦВЕ (Боснии и Герцоговины, Болгарии, Хорватии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Словакии, Словении). Он сделал заявление, поставившее под сомнение струк­турную и содержательную часть документа, отметив, что концепция Беларуси не совместима с суверенным правом группы стран вносить свой вклад в формирование современной архитектуры безопасности, а также сотруд­ничать и присоединяться к евроатлантическим структу­рам, включая НАТО. Молдова и Украина солидаризировались со странами ЦВЕ.

В поддержку резолюции высказались Алжир, Пакис­тан, КНДР, Венесуэла, Куба, КНР.

Белорусская миссия в ООН предлагала не доводить резолюцию до голосования. Однако политическое руководство государства при­няло решение о выдвижении резолюции от имени шести стран-соавторов на голосование в Первом комитете, кото­рое прошло 10 ноября 1998 г. Его результаты подтвердили прогнозы белорусских дипломатов. Резолюция получила 57 голосов «за», 41 — «против», при 35 воздержавшихся. «Против» от имени 12 стран региона, а также Албании, Австрии, Норвегии, Исландии и Кипра выступила Польша. Литовский и хорватский представители также выступили с критикой. Среди стран СНГ против бело­русского предложения выступила Молдова. Армения, Грузия и Украина воздержались. В поддержку высту­пили Россия, Азербайджан, Казахстан и Таджикистан. Не приняли участие в голосовании Туркменистан, Уз­бекистан и Кыргызстан. 16 из 21 страны арабского мира проголосовали «за». Среди стран Латинской Америки голоса распределились поровну: 20 «за» и 20 «против». Воздержались Япония, Мальта, Сан-Марино, Республика Корея.

В итоге в декабре 1998 г. Генеральная Ассамблея при­няла резолюцию «Региональное разоружение», которая включала часть белорусских предложений. В ней приветствовались «усилия по укреплению ста­бильности и безопасности в Центральной и Восточной Европе посредством формирования новой структуры региональной безопасности, основанной на сотрудни­честве и общих ценностях», содержался призыв ко всем причастным государствам «прилагать усилия к сохра­нению положения, при котором нет намерений, планов и причин для развертывания ядерного оружия на тер­ритории неядерных государств региона Центральной и Восточной Европы».